Перминова Ольга
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в волшебный мир математики с головоломкой танграм» (старшая группа)
▼ Скачать
Конспект
образовательной деятельности
«Путешествие в волшебный мир математики с головоломкой танграм»
Образовательные области : познавательное развитие (ФЭМП, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие в волшебный мир математики с головоломкой танграм“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Танграм, головоломка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Интеграция видов деятельности : игровая, речевая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Цель: знакомство с фигурой параллелограмм с помощью головоломки танграм. Образовательные задачи :
Воспитательные:
1. Способствовать развитию самостоятельной познавательной активности и своевременному интеллектуальному развитию ребенка: формировать элементарные математические представления с помощью развивающей игры танграм.
2. Воспитывать желание и умение работать в команде, согласовывать свои действия с участниками совместного действия.
Развивающая:
1. Развитие логического мышления, способность осуществлять операции классификации на основе наглядных схем развивающей игры «Танграм» и изображений окружающих предметов.
2. Закреплять умение ориентироваться в пространстве группы
Обучающая:
1. Формировать представление о геометрических формах с углами (многоугольниках) - треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник, параллелограмм).
2. Закрепление навыков счета по цвету и форме геометрических фигур развивающей игры «Танграм».
3. Учить подбирать определения к предметам, объектам, явлениям (качества, свойства, глаголы, обозначающие их действия и действия с ними, использовать в речи слова над, под, рядом, сверху, снизу, справа, слева.
Предварительная работа:
1. дидактические и логико-математические игры на закрепление счета, названия форм геометрических фигур;
2. чтение детской художественной литературы и произведений народного фольклора с математическим содержанием (стихи, сказки, считалки);
3. просмотр мультфильмов и презентаций по ФЭМП.
Словарная работа: работа над дикцией и связной речью, поиск и активизация в речи однокоренных слов по содержанию скороговорки, расширение словарного запаса (многоугольники, четырехугольник, параллелограмм).
Материал и оборудование : звукозапись штормового ветра, карточки героев и предметов по сюжету (чертята, избушка Бабы-Яги, схематичный вид разных домов (шалаш, терем, изба, чертеж коллективной постройки и план группы, большой квадрат,прямоугольник из мягкой проволоки, четыре обруча и четыре напольных набора танграм (в нем 7 фигур четырех цветов, четыре обруча, письмо от Бабы-Яги и книга с русскими народными волшебными сказками.
Содержание письма: «Здравствуйте, ребята! Моя избушка на курьих ножках совсем разваливается, покосилась и стала похожа на очень странную фигуру, не знаю совсем как она называется. Вот я и задумала построить новую, но случилась беда. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами четыре чертежа. По ним случайно пробежала собачонка - все чертежи чертят испортила она. Прошу, ребята, вас - чертятам помогите! Фигуры, схемы, чертежи на место разложите. Скороговорочку мою все вместе повторите. Для новенькой избушки мне схемочку пришлите. Буду вам я благодарна и оставлю свой подарок! Желаю вам удачи!»
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть (игровая мотивация). Дети в группе занимаются своими делами и внезапно слышат сильный шум ветра. Воспитатель обращает внимание на уголок большого конверта, торчащий из-под ковра или двери. Зачитывают и принимают на себя роль помощников.
Основная часть (проблемно-поисковая игровая ситуация) :
На картинках изображения (чертята, избушка Бабы-Яги, схематичный вид разных домов (шалаш, терем, изба, дом бабы-яги,покосившийся дом бабы-яги в форме параллелограмма, геометрические фигуры).
Воспитатель: посмотрите на картинки что вы видите ( ответы: разные дома, геометрические фигуры
из каких фигур состоят дома на картинках? (квадрат, треугольники
а покосившийся дом бабы-яги какая фигура? (Дети затрудняются в названии одной из детали).
эта фигура называется параллелограмм, он очень похож на покосившийся прямоугольник или квадрат. (Показывает на большом квадрате из мягкой проволоки, потянув его за противоположные по диагонали углы).
– Так, на какую геометрическую фигуру стала похожа избушка Бабы-Яги от старости? (Ответы детей).
У нас есть игра-головоломка Танграм, сколько наборов вы видите, посчитайте (дети считают) 4
Давайте с вами вместе вспомним и проговорим скороговорку, которую баба-яга написала в письме (Дети повторяют за педагогом «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами четыре чертежа»). какая цифра, верно 4
Как нам разделиться на четыре команды? (Дети высказывают предположения, делятся на команды используя скороговорку в качестве считалочки).
– Баба-Яга, как вы знаете, живет в глубоком лесу, там много разных зверей, поэтому каждой команде нужно собрать фигурки животных по этим схемам, затем назвать детали. (Дети выполняют задание).
Предлагаю собрать танграм по цвету отнести их в лежащие в дальнем углу группы обручи. (Дети выполняют задание, передвигаясь по группе
Помните о чем просила нас Баба – Яга? (Ответы детей).
- Верно, сделать схему ее нового дома. (Ответы детей).
Как вы думаете, нужно ли к этому дому куриные ножки добавить? (Ответы детей).
– Для чего они нужны? ( Возможные ответы: избушка стоит на болоте, поворачивается во все стороны, и видно из окон дальше).
– Из каких фигур можно выложить? (Ответы детей).
Заключительная часть (рефлексия) :
Воспитатель:
(Дети коллективно создают постройку, выкладывая в середине ковра детали из развивающей игры «Танграм», воспитатель перемещаясь вокруг задает вопросы)
Что вам понравилась делать?
Кому расскажем о сегодняшнем событии?
- С какой геометрической фигурой мы с вами познакомились?
- Как называется игра, в которую мы с вами играли?
– Хотите еще сложить фигурки из разноцветных фигур?
– Желаете нарисовать свой чертеж новой избушки?
Бабушка-яга передает вам книгу со сказками.