Марина Шекель
Конспект образовательной деятельности «Пропавшие гласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме.
Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова;учить анализу слов; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.
Оборудование: презентации, большие карточки формата А4 «Гласные звуки», счетные палочки.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Пропавшие гласные звуки“» размещена в разделах
Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Давайте сядем в кружок и я вам расскажу интересную историю. Сегодня рано утром, когда я пришла в детский сад, то нашла вот что - показывает клубок и письмо.
Как вы думаете откуда это у нас в группе? Из какой сказки? (произвольные ответы детей, дети фантазируют)
Давайте же откроем письмо и почитаем.
Письмо из страны Букволандия. Жители пишут, что в стране пропали все гласные буквы, их украл колдун Буквоед и теперь они не могут ничего читать. Вот вам клубочек с помощью которого вы доберетесь до замка колдуна Буквоеда.
Для того, чтобы узнать какие буквы были похищены вам нужно отгадать следующие загадки: (Слайд 4 – постепенное появление букв по мере отгадывания загадок).
1. Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид, а начинает алфавит – Какая это буква? (А).
2. В этой букве нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла. Что это за буква? (О).
3. У этой буквы как-будто ушки, как у зайки на макушке.
У улитки рожки тоже на эту букву так похожи (буква у).
4. Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три! А какая буква? (И)
5. Бывает эта буква в конце и в середине, в конце капусты, свёклы,
а в середине дыни. - Какая это буква? (ы).
- Что общего вы заметили между этими буквами? (все они красного цвета).
Почему эти буквы так окрашены? (потому что они обозначают гласные звуки). Мы уже с вами знаем, что гласные звуки можно петь, так как воздух при произнесении этих звуков проходит свободно и не встречает преграды. Как вы думаете, какая задача стоит перед нами? (вернуть похищенные буквы). Что мы должны с ними сделать? Забрать у колдуна Буквоеда. А отдаст он нам их только тогда, когда мы выполним все задания и доберемся до замка колдуна Буквоеда.
А доберемся мы к замку с помощью клубочка, а чтобы он нам помогал, давайте сядем друг к друг близко в тесный кружочек и поиграем с этим клубком, игра простая я начинаю и делаю виточек нитки себе на руку, при этом говорю своё Ф. И. О. И ГДЕ ЖИВУ, клубочек передаем по кругу, а теперь в обратном направлении будем заматывать клубочек и называть слова которые начинаются на букву А
С одним заданием мы справились, теперь пойдем дальше, клубочек привел нас к волшебным палочкам (дети берут счетные палочки) из которых вы должны выложить букву У и букву А (дети выкладывают буквы, а теперь давайте соединим их и прочитаем АУ, УА.
Еще с одним заданием вы справились, молодцы. Двигаемся дальше.
Упражнение «Найди место звука О в словах»
Ребята, а какое время года сейчас? (Осень)
Правильно, а какой звук вы слышите вначале слова осень? Правильно звук О, а теперь давайте я буду называть осенние слова и если вы будете слышать звук О, то вы должны хлопнуть в ладоши, а если его нет, то топнуть. (дОждь, листОпад, лужа, туча, ветер, грибы, сОлнце, лес, пОле, Овощи) Молодцы справились и с этим заданием.
Двигаемся дальше, Молодцы, и эту букву вы спасли. А сейчас нам нужно будет освободить букву И. - Как вы думаете, что больше всего любит делать эта буква? (Назовите слова, в которых есть звук и– играть в игры, игрушки). Игра «Мы поставим в печь пирог»
Вот мы и приблизились к замку колдуна Буквоеда
В его замке в подвале живёт много мышей. Посмотрите на следующий слайд. Кто на нём изображён? (мышата). Им понравилась буква ы, потому что он очень любит сыр. – Кто из вас желает прочитать надпись внизу. У мЫшат бЫл вкуснЫй сЫр. СгрЫзли мЫши сЫр до дЫр. Мышонок ещё маленький и не умеет считать, помогите ему сосчитать все слова с его любимой буквой в этих двух предложениях. Сколько слов у вас получилось?
Кого больше всего боятся мыши? (кошек). Давайте мы с вами немного побудем кошками и выполним упражнение для глаз «Кискины глазки». Зажмурьтесь, выпучьте глаза, а затем широко распахните их (4-5 раз).
Посмотрите, вот мы и у замка Буквоеда, но его двери закрыты. Давайте попробует открыть этот замок на дверях. Пальчиковая гимнастика:
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?
Мы замочком повертели, мы замочком покрутили,
Мы замочком постучали, постучали и открыли.
Посмотрим, сдержит ли колдун своё обещание? Вернёт ли он похищенные буквы в Азбуку. Он вернет если вы красиво напишите их в своих тетрадочках. Рассаживаются за столы и пишут а в конце появляется азбука