Ольга Колесникова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Магнит волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель образовательной деятельности :
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического экспериментирования.
Цель экспериментальной деятельности :
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „Магнит волшебник“» размещена в разделах
1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».
2. Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком.
3. Закреплять знания о геометрических фигурах.
4. Активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».
5. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
Развивающие :
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Развивать социальные навыки : умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование:
Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, ткань. Магниты разного вида, магнитная доска, магнитные цифры, магнитные буквы. Тарелки для раздаточного материала. Конструкция «Летающая бабочка».
Банки с водой, стаканы, скрепки.
Предварительная работа:
- Опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»
Ход образовательной деятельности:
На столе воспитателя: шкатулка с рукавицей, пластмассовая ложка, металлическая ложка, теннисный мячик, деревянный кирпичик, металлическая крышка, большой гвоздь.
Воспитатель: Ребята! Мне подарили рукавичку с секретом. А в чем секрет заключается, я не знаю! А еще с рукавицей подарили разные предметы.
Воспитатель: Что это? (показ предметов)
Дети: (ответы детей)
1 Опыт: Попробую надеть рукавицу, по очереди беру предметы.
Воспитатель: Что происходит с предметами?
Дети: Некоторые предметы прилипли к варежке и при разжимании не падают. Другие предметы падают.
Воспитатель: Дети, посмотрите, в рукавице что-то есть.
(рассматривание рукавицы, находят магнит).
Воспитатель: Что это? Какое свойство есть у магнита?
Дети: Магнит. Он притягивает к себе металл.
Вывод: Магнит притягивает металл.
Ход опытов:
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию, а шкатулочку захватим с собой.
Все встаньте в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте силу каждого из нас и скажите волшебное заклинание : Крибле! Крабле! Бумс!
Ну вот, мы с вами очутились в волшебной лаборатории.
(Дети присаживаются за столы)
Воспитатель: Вспомним правила безопасности.
Дети: (Называют).
Воспитатель: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите.
- Какой он на ощупь?
Дети: Холодный, твердый, тяжелый.
2 Опыт: «Всё ли притягивает магнит?»
Воспитатель: На столе у вас лежат вперемешку разные предметы, разберите предметы таким образом : в белую тарелочку, положите все предметы, которые магнит притягивает. В тарелочку зеленого цвета, положите предметы, которые магнит не притягивает.
Воспитатель: Как мы это проверим? Что нужно для этого сделать?
Дети: С помощью магнита. Надо провести магнитом над предметами.
-Приступаем! Расскажите, что вы делали? И что получилось?
Дети: Я провел магнитом над предметами, и магнит притянул все железные предметы.
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: Магнит не притянул : пуговицу пластмассовую, кусочек ткани, деревянный карандаш, ластик, кусочек бумаги.
3 Опыт: «Не замочим рук»
Воспитатель: Действует ли магнит через другие материалы?
Воспитатель: Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук из стакана с водой?
Дети: Версии детей.
Воспитатель: Надо приложить магнит к внешней стороне стакана снизу и вести магнит вверх.
(Дети выполняют)
Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось?
Дети: Скрепка следует за движением магнита вверх.
Воспитатель: Что же могло двигать скрепку?
Дети: Магнитная сила.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила проходит через стекло.
4 Опыт «Прятки»
Воспитатель: Ребята, а через деревянные кубики (можно пластмассовые) магнитная сила действует?
Версии детей.
Воспитатель: Давайте над железным предметом поставим кубик, попробуйте достать с помощью магнита железный предмет из- под кубика.
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Дети: Я провел над кубиком магнитом, и скрепка, лежащая под ним, не притянулась, не примагнитилась.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Значит, магнитные силы не проходят через толстые предметы и не действуют на расстоянии.
Динамическая пауза:
Игра: «Я - магнит»
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы протяните руки вперёд, если магнит его притягивает и прячьте руки, если магнит не притягивает.
Игра-опыт «Бабочка летит»
-Ребята, а как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать?
-Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку по нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыта.
- Расскажите, что вы сделали и что получили.
-Бабочка летит.
-А почему?
-Внизу у бабочки тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.
-Что двигает бабочку? (магнитная сила).
-Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.
-Какой мы можем сделать вывод?
-Магнитная сила проходит через картон.
-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
-Какой же вывод можно сделать? Через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?
Вывод - Магнитная сила проходит через картон.
-Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества. Это второе свойство магнита.
Опыт:(Магнитные полюса)
Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприакасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Дети: наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита (северный полюс, а с другой-(южный).Где ещё могут быть полюса?
Дети: У нашей планеты Земля.
Игра –опыт (Реши примеры и составь слова)
Воспитатель: Посмотрите, у нас на доске магнитные цифры и буквы. Попробуйте решить примеры и записать их с помощью магнитных цифр. Посмотрите на картинки, и с помощью магнитных букв, запишите кто там нарисован. Давайте, посмотрим, что у вас получилось.
Итог: Дети, с чем мы сегодня познакомились? Какие предметы притягивает магнит, а какие не притягивает?
Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, спасибо вам за помощь мне. Вы помогли мне во всём разобраться. Но пора возвращаться в группу.
Воспитатель и дети повторяют заклинание.
Ребята, подскажите мне, где мы встречаемся с магнитами в группе?
Ответы детей.