МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста

Алевтина Загибалова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста

с тяжелыми нарушениями речи

Тема: «Путешествие на Северный полюс»

Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий, животного мира Крайнего Севера.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи :

Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• Обобщить и систематизировать знания о диких животных наших лесов, животных Севера их внешнем виде, образе жизни в зимних условиях;

• Познакомить детей с особенностями природных условий крайнего Севера;

• Формировать у детей уменияв назывании и различении диких животных, выделениисравнении ихарактерных особенностей и повадок диких животных наших лесов с особенностями и повадками животных севера;

• Обогащать и уточнять словарный состав (Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний по темам «»Дикие животные», «Животные Севера»; Создание условий для употребления новых слов в собственной речи детей);

• Совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных, сложных прилагательных; образование существительных именительного падежа единственного числа во множественное; совершенствование умения называть детенышей животных).

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонетико-фонематическую систему языка (Закреплять чистое произношение всех звуков родного языка; умение проводить звукослоговой анализ слов);

Развивать познавательную активность: способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно – следственные связи;

Развивать связную речь (создавать ситуации для обсуждения тем, бесед детей с взрослым, друг с другом; Стимулировать развития и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения; вырабатывать умение составлять сравнительные рассказы);

Развивать зрительное и слуховое восприятия;

Развивать у детей общую и мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

• Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности, любви и бережному отношению к природе.

Оборудование:

Презентация «Дикие животные наших лесов, животные Севера»; аудиозаписи: «Звуки весеннего леса», «Северный ветер», «Звук треска веток»; фрагмент мультфильма «Умка»; игрушки: лиса, заяц, медвежонок умка; географическая карта; обруч, мяч; звуковая решетка, пирамидки, фишки для звукового анализа; Предметные картинки: «Заячья нора», «лисья нора», «заячьи, лисьи следы», «Белый медведь», «Бурый медведь; игра «Кто у кого?», игра «Раскладушки», разрезная картинка «Белый медведь»; силуэты животного тюленя на каждого, карандаши цветные.

Словарная работа: Дикие животные леса: медведь, волк, лиса; детеныши, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло, Арктика, Север, льдина, северное сияние, полярная ночь; названия животных севера: морж, тюлень, беленок (детеныш тюленя, песец; проталины; дикий, хищный,косолапый; ветвистый (рога, ластоногие, длинноногий, толстолапый, короткошерстый, быстроногий, толстокожий; арктический; плавать, нырять защищаться.

Предварительная работа: Разучивание загадок о диких животных на индивидуальных занятиях с логопедом, просмотр мультфильма «Умка»; знакомство детей с картой, чтение художественной литературы, стихов, загадок; прослушивание музыки «Северного ветра», Звуки «весеннего леса».

Ход деятельности:

Организационный момент:

Звучит музыка «Звуки леса, резкий звук треск веток». Дети входят в музыкальный зал. В зале под деревом стоят игрушки: Лиса, белка, заяц, белый медведь.

Логопед :Ребята, что случилось? Вы слышите, что за звук?

Дети: Кто-то идет, ветки трещат.

Логопедобращает внимание на дерево, стоящее в зале.

Логопед :Ребята, посмотрите кто это под деревом?

Дети: Это животные (перечисляют, кто сидит под деревом).

Логопед : как мы их можем назвать –Дикие животные. Лиса, белка, заяц живут в лесу, а как вы думаете, кто здесь лишний?

Дети:(хором и индивидуально) Здесь лишний Белый медведь

Логопед : А почему вы считаете, что он лишний?

Дети: (индивидуально)Потому-то белый медведь не может жить в лесу, он живет на Северном полюсе

Демонстрация фрагмента м/ф «Умка» на интерактивной доске

Логопед :На севере белый мишутка живет,

Но только как бурый, он мед не сосет.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать и жить, не тужить.

Дети слушают логопеда и смотрят фрагмент мультфильма

Логопед : Ребята, почему же умка оказался вместе с животными, которые живут в наших леса, ведь вы же сказали он живет на Северном полюсе?

Дети:(хором и индивидуально) Умка потерял свою маму, заблудился!

Логопед : И, что же нам теперь делать? Нужно помочь медвежонку!

Дети:Нам нужно отправиться на Северный полюс, найти маму Умке.

Логопед : Правильно! Давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. Ребята, а как вы думаете что такое Северный полюс -O-И как узнать где он находится?

Дети:Это то место, где холодно, кругом снег, льды. Нам нужно посмотреть на карте.

Логопед :Правильно ребята, Северный полюс, его еще называют Арктикой – это часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. А по карте мы можем посмотреть где же это место – Север.

Логопед вместе с детьми подходит к карте.

Логопед :Но сначала ребята, давайте мы на карте найдем, где мы живем, откуда нам нужно будет добраться до севера. (логопед приглашает пройти детей к географической карте)

Дети вместе с детьми рассматривают на карте.

Дети: Мы живем в Удмуртии….наша Малая Родина, наша Удмуртия входит в состав большой страны –России – наша большая Родина.

Логопед показывает то место на карте, обозначенное флажком, где мы живем.

Логопед : мы нашли где мы с вами живем, а посмотрите какой длинный путь нужно пройти, чтобы попасть на север: нужно пройти смешанные леса, реки и озера, и только тогда мы с вами окажемся на Северном полюсе. (логопед проводит указкой по карте до Северного полюса)

Можно ли по карте определить, где на нашей Земле холодно?

Дети:(хором и индивидуально) Да, льды нарисованы белой краской, потому что там холодно и много снега и Северный полюс на карте окрашен в белый цвет.

Логопед : Правильно, место обозначенное белым цветом – Северный полюс.

Логопед еще раз показывает, где на карте обозначен.

А чтобы попасть нам на Север, через что нужно пройти?

Дети:Сначала нам нужно пройти через леса.

Логопед :Правильно, молодцы ребята! А какое время года у нас?

Дети:Время года весна.

Логопед : Как можно весну назвать, какая она?

Дети:Можно сказать еще – ранняя весна, (кругом лежит снег, солнце светит ярко и греет, теплая, веселая, зеленая, цветущая.

Логопед : Правильно ребята, на земле еще лежит снег, да и мороз еще иной раз ударит. Солнце ослепительно светит, греет, радует.

Логопед : Значит, как мы скажем, в какой лес мы попадем?

Дети:Мы попадем в весенний лес

Логопед :Молодцы ребята! Мы вместе с Умкой отправляемся в весеннийлес и расскажем ему, какие дикие животные живут у нас в лесу и что они делают весной в лесу.

Логопед : Чтобы очутиться в весеннем лесу нам нужно пройти через волшебный обруч:

Логопед предлагает пройти через обруч:

Кто через обруч волшебный пройдет.

Тот в весенний лес попадет.

Звучит музыка «Звуки весеннего леса». Дети вместе с логопедом по очереди проходят через обруч.

«Путешествие в весенний лес»

Под звуки весеннего леса дети кружатся и подходят на ковер, где разложены следы животных.

Упражнение «Следы зверей»(на ковре разложены следы зверей)

Логопед : Ребята посмотрите, что это?

Дети: Это следы животных

Логопед : Чьи это следы?

Дети: Это следы Зайца, лисы (индивидуально, хором)

Логопед :Как сказать по-другому? Если следы зайца, как мы скажем чьи следы?

Дети (индивидуально) :Следы зайца – заячьи следы, следы лисы – лисьи следы.

Логопед :А вы хотите узнать, куда приведут нас эти следы?

Дети: Да, хотим.

Логопед :Давайте вместе с Умкой пойдем по этим следам, куда же они нас приведут?

Дети вместе с логопедом идут по заячьим следам

Упражнение «Кто, где живет?»

Логопед : Заячьи следы привели нас на полянку. А вот и зайцы. Как называется у них жилище? Что они делаютвесной? Как называют детенышей зайчихи? (показ картинки)

Дети: У зайцев – заячья нора. Папа заяц, мама зайчиха и зайчата, весной, как и зимой они бегают по лесу, грызут кору деревьев. Молодцы ребята, мы с вами вспомнили про зайцев, где они живут, что делают весной.

Логопед : А это чьи следы? Логопед показывает лисьи следы.

Дети: Это лисьи следы.

Дети вместе с логопедом идут по лисьим следам и рассматривают картинку, где изображеналиса.

Логопед : Как называется жилище лисы?

Дети:Жилище лисы называется лисья нора; у лисы детеныши лисята. А если один – лисенок.

Логопед :А сейчас мы с вами узнаем, сколько звуков в слове лиса. Мы свами проведем звуковой анализ слова.

(Дети работают в парах с карточками)

Мы поиграем в игру: «Пирамидка». Прежде чем узнать, сколько звуков в слове, скажите мне, а сколько слогов в слове лиса? (делит ребенок)

Дети:В слове лиса 2 слога, первый слог -ли, второй - са

Логопед : Молодцы, в слове лиса 2 слога, на синее колечко пирамидки мы с вами поставим какую цифру?

Дети: 2, т. к. у нас в слове лиса 2 слога.

Если дети затрудняются, выполняем все вместе у доски:

Логопед : А теперь давайте определим, сколько звуков в слове?Звуки мы будем выкладывать на зеленом колечке пирамидки. Работаем в паре. Логопед предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук: «ЛЛиса», - какой первый звук в слове лиса?

Дети: Ль – согласный, мягкий, обозначим зеленой фишкой. (дети выкладывают у себя на схеме). (Так проводим работу со всеми звуками).

Логопед : Сколько звуков в слове лиса? Сколько гласных, согласных.

Дети:В слове лиса четыре звука, два гласных и два согласных. (показывают у себя на схеме).

Логопед : А вы знаете, сколько в слове гласных звуков, значит столько и слогов? В слове лиса два гласных звука – два слога.

Дети:парами проводят звукослоговой анализ слова «Лиса» (делят на слоги, звуки)

Логопед :Чтобы Умка хорошо запомнил, как называются жилища диких животных, давайте расскажем ему стихотворение и найдем жилища животных.

Дети вместе с логопедом выполняют упражнение.

Пальчиковое упражнение с прищепками «Есть у каждого свой дом»

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей корней коры, хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

Логопед :Что-то загрустил наш Умка, Ребята, а почему ему грустно?

Дети: Он хочет домой к маме.

Логопед : Нам нужно продолжить наше путешествие и из весеннего леса добраться на север. Где же наш волшебный обруч?Логопед предлагает пройти через обруч:

Кто через обруч волшебный пройдет.

Тот на Север попадет.

Включается фонограмма «Северного ветра», дети вместе с логопедом по очереди проходят через обруч, в это время звучит аудиозапись «Северный ветер»

Основная часть

Логопед :Какой сильный и холодный ветер, кругом огромные льдины. Давайте быстрееоденемся потеплее, чтобы не замерзнуть. Куда мы с вами попали?

Дети: Мы с вами попали на Северный полюс.

Логопед :Да, ребята, мы с вами попали на север здесь снег лежит почти круглый год, дуют сильные ветры, метут метели, моря покрыты толстым льдом. Люди на Севере не живут постоянно, только работают, изучают погоду и жизнь животных. Лёд в на севере никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Поэтому добраться до него можно только на вертолете или на корабле – ледоколе. На севере зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую частьгода земля там покрыта снегом.

Дети слушают рассказ логопеда, смотрят слайд на интерактивной доске

Логопед : Посмотрите ребята как нашему Умке стало весело, ведь он дома!У Умки много друзей. Он хочет вас познакомить с ними. А мы поможем о них рассказать.

Дети: Да, мы поможем Умке рассказать о животных Севера.

Дети проходят, присаживаются на стулья

Логопед : А вы знаете, какие животные живут на Севере?

Дети: На Севере живут: белый медведь, морж, олень, тюлень, и т. д. (индивидуальные ответы детей)

Логопед : Я сейчас вам загадаю загадки, а вы отгадайте о каком животном идет речь.

Логопед загадывает загадки, а отгадки показывает на слайде.

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? — Белые.

(Медведи)

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный.

(Олень)

В холодной плавает воде отличный рыболов,

На льдине отдыхает, свершив большой улов,

И отдыхать ему не лень,

Рыбачил допоздна.

(Тюлень)

Два мощных имеет клыка,

Два ласта и два плавника,

Но этого дядю не трожь,

Прилёг отдохнуть толстый.

(Морж)

Мех серебрист. Мышей ловец.

С лисою схож, зовут.

(Песец)

Летает бесшумно,

кругом голова!

Полярная, белая птица… (Сова)

Дети отгадывают загадки о животных севера.

Логопед :Молодцы! Все загадки отгадали! Ребята, оказывается, вы все знаете!

А сейчас мы с вами поиграем, кто изображен у вас на картинках? Это медведь, а как мы скажем, если их будет много? – медведи.

Игра «Раскладушки» (Одни – много)

Дети: рассматривают картинки и называют, кто у них изображен.

Логопед :Ребята, как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают?

Дети: Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух.

Логопед : Правильно, у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись, друг к другу. Так они согревают друг друга.

Логопед : Чтобы нам не замерзнуть,давайте поиграем.

Игра с мячом «Назови, одним словом.

Логопед : Ребята, расскажите о животных, какие они.

(логопед обращается к каждому ребёнку)

-Если у медведя толстые лапы, какой он? (медведь толстолапый)

-У моржа острые зубы, какой он? (моржострозубый)

-У тюленя толстая кожа, какой он? (тюлень толстокожий)

У песца длинная шерсть – какой он – (песец длинношерстный)

Дети ловят мяч и отвечают на вопросы полным предложением

Логопед : Мы с вами знаем, что у животных есть детеныши.

Игра «кто у кого?» (Соедини картинку)

У оленухи - олененок

У моржихи – моржонок

У тюленя – тюлененок или белек (беленок)

У полярной совы – совёнок

У медведицы – медвежонок

У песца – щенок

У полярной волчицы - волчонок

Дети на ковре выбирают себе животное и находят детеныша животного.

Логопед : Молодцы ребята! Всех животных и детенышей вы знаете! А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка: «Кто на севере живет»

По ледяной пустыне

Медведица идет (идут по кругу вперевалочку, медленно)

За нею медвежата

Торопятся вперед (убыстряют шаг)

Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полыни холодной

За нерпой морж плывет (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени,

Им виден путь едва (руки скрестили над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Полярная сова.

Дети под музыку выполняют движения с текстом

Логопед :Посмотрите, что здесь у нас? (на ковре разрезные картинки)

Дети: Это пазлы.

Логопед :Сильный ветер разбросал картинки. Вам нужно будет собрать картинку и назвать, что у вас получилось.

Игра –пазлы «Собери картинку» (белый медведь)

Дети выкладывают картинку и вместе рассказывают, что получилось на картинке, кто изображен на ней.

«Сравнительная характеристика особенностей белого и бурого медведя»

Логопед :Посмотрите на картину, кто у вас получился? (белый медведь).

Дети:На картинке изображен Белый медведь

Логопед :Дети, а кто из вас видел живого белого медведя в зоопарке?

На кого он похож?

Дети: Белый медведь похож на бурого медведя?

Логопед : Чем отличается белый медведь от бурого?

Дети:Цвет шерсти - белый, белый медведь любит воду, легко плавает, живет на Севере. А бурый медведь коричневый, бурый, живет в наших лесах (Логопед для сравнения выставляет картинку бурого медведя)

Логопед :А чем похож он на бурого медведя?

Дети: У белого медведя такие же лапы,он такой же большой как бурый медведь.

Логопед :Какая шерсть у белого медведя?

Дети:Шерсть у белого медведя густая, теплая, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно.

Логопед :Где живут медведи на Севере?

Дети: Белый медведь живет у океана, на Севере

Логопед :Да, дети, белые медведи живут далеко – далеко на Севере в Ледовитом океане. Зимой и летом по океану плавают огромные льдины, плывут они медленно, а вокруг вода да вода и берега не видно. Кажется никакой зверь жить там не сможет. Вот среди льдов и живут белые медведи.

- Ребята, а как вы думаете, кто больше любит плавать в воде: белый медведь или бурый?

Дети:Белый медведь больше любит плавать, он очень хорошо плавает, может уплыть далеко в океан. А бурый медведь только охотиться в воде, и чтобы перебраться например на другой берег.

Логопед :Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой.

- Чем питаются белые медведи?

Дети:Белые медведи питаются рыбой, мелкими морскими животными.

Логопед : Молодцы ребята, посмотрите, как много мы узнали о белых медведях, чем отличаются они от бурых медведей.

Итог:Логопед : вот и закончилось наше путешествие по Северному полюсу, сколько мы узнали друзей Умки, а теперь ему нужно возвращаться к маме

(показ слайда Умка вернулся к маме).

А нам с вами пора возвращаться в детский сад, где же наш волшебный обруч:

Логопед :

Через обруч волшебный мы пройдем.

В детский сад обратно попадем.

Рефлексия:

Логопед предлагает высказать свое впечатление о занятии, оценивает работу детей.

Ребята, Где мы сегодня побывали? А как мы там оказались (или для чего? Справились со всеми заданиями? что вам показалось сложным, что нового мы узнали? На память о нашем путешествии мы с вами создадим картину. Какое настроение у вас после занятия? Грустное, веселое, радостное. Кто это?

Дети: Это тюлень.

Логопед :Чего у него не хватает?

Дети: У него не хватает: мордочки, улыбки и. т. д

Логопед : Давайте мы свое настроение передадим тюленю! Какой он у вас будет? приклеивают на панно – карту).

Дети:Рисуют на силуэтах тюленя свои эмоции по результату занятия и выставляют их на карту «Северный полюс»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Витаминка — друг здоровячков». Конспект образовательной деятельности по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. Задачи: 1. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления.

Конспект НОД по аппликации «Веселые снеговички» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по аппликации «Веселые снеговички» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Веселые снеговички». Цель: Научить.

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возрастаИспользование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание» Цель: Расширять представления детей о продуктах питания и их значении для человека выделять правила здорового питания, развивать умение.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возраста Цель: расширение словарного запаса детей через словесно-речевые игры; Задачи: упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания;.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звук [Ы]» Дорогие друзья и коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по речевому развитию. Это открытое занятие я показывала недавно.

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в космос» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Чаплыгин. Конспект образовательной деятельности.

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика»Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Развитие.

НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам»НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам» .

Конспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возраста Задачи: формирование интереса к художественной литературе, содействие правильному восприятию содержания произведения; стимулирование познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 января 2022 в 14:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Загибалова (УИ 387082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД