Алевтина Загибалова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию
в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Путешествие на Северный полюс»
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий, животного мира Крайнего Севера.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи :
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Обобщить и систематизировать знания о диких животных наших лесов, животных Севера их внешнем виде, образе жизни в зимних условиях;
• Познакомить детей с особенностями природных условий крайнего Севера;
• Формировать у детей уменияв назывании и различении диких животных, выделениисравнении ихарактерных особенностей и повадок диких животных наших лесов с особенностями и повадками животных севера;
• Обогащать и уточнять словарный состав (Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний по темам «»Дикие животные», «Животные Севера»; Создание условий для употребления новых слов в собственной речи детей);
• Совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных, сложных прилагательных; образование существительных именительного падежа единственного числа во множественное; совершенствование умения называть детенышей животных).
Коррекционно-развивающие задачи :
• Развивать фонетико-фонематическую систему языка (Закреплять чистое произношение всех звуков родного языка; умение проводить звукослоговой анализ слов);
• Развивать познавательную активность: способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно – следственные связи;
• Развивать связную речь (создавать ситуации для обсуждения тем, бесед детей с взрослым, друг с другом; Стимулировать развития и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения; вырабатывать умение составлять сравнительные рассказы);
• Развивать зрительное и слуховое восприятия;
• Развивать у детей общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
• Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности, любви и бережному отношению к природе.
Оборудование:
Презентация «Дикие животные наших лесов, животные Севера»; аудиозаписи: «Звуки весеннего леса», «Северный ветер», «Звук треска веток»; фрагмент мультфильма «Умка»; игрушки: лиса, заяц, медвежонок умка; географическая карта; обруч, мяч; звуковая решетка, пирамидки, фишки для звукового анализа; Предметные картинки: «Заячья нора», «лисья нора», «заячьи, лисьи следы», «Белый медведь», «Бурый медведь; игра «Кто у кого?», игра «Раскладушки», разрезная картинка «Белый медведь»; силуэты животного тюленя на каждого, карандаши цветные.
Словарная работа: Дикие животные леса: медведь, волк, лиса; детеныши, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло, Арктика, Север, льдина, северное сияние, полярная ночь; названия животных севера: морж, тюлень, беленок (детеныш тюленя, песец; проталины; дикий, хищный,косолапый; ветвистый (рога, ластоногие, длинноногий, толстолапый, короткошерстый, быстроногий, толстокожий; арктический; плавать, нырять защищаться.
Предварительная работа: Разучивание загадок о диких животных на индивидуальных занятиях с логопедом, просмотр мультфильма «Умка»; знакомство детей с картой, чтение художественной литературы, стихов, загадок; прослушивание музыки «Северного ветра», Звуки «весеннего леса».
Ход деятельности:
Организационный момент:
Звучит музыка «Звуки леса, резкий звук треск веток». Дети входят в музыкальный зал. В зале под деревом стоят игрушки: Лиса, белка, заяц, белый медведь.
Логопед :Ребята, что случилось? Вы слышите, что за звук?
Дети: Кто-то идет, ветки трещат.
Логопедобращает внимание на дерево, стоящее в зале.
Логопед :Ребята, посмотрите кто это под деревом?
Дети: Это животные (перечисляют, кто сидит под деревом).
Логопед : как мы их можем назвать –Дикие животные. Лиса, белка, заяц живут в лесу, а как вы думаете, кто здесь лишний?
Дети:(хором и индивидуально) Здесь лишний Белый медведь
Логопед : А почему вы считаете, что он лишний?
Дети: (индивидуально)Потому-то белый медведь не может жить в лесу, он живет на Северном полюсе
Демонстрация фрагмента м/ф «Умка» на интерактивной доске
Логопед :На севере белый мишутка живет,
Но только как бурый, он мед не сосет.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать и жить, не тужить.
Дети слушают логопеда и смотрят фрагмент мультфильма
Логопед : Ребята, почему же умка оказался вместе с животными, которые живут в наших леса, ведь вы же сказали он живет на Северном полюсе?
Дети:(хором и индивидуально) Умка потерял свою маму, заблудился!
Логопед : И, что же нам теперь делать? Нужно помочь медвежонку!
Дети:Нам нужно отправиться на Северный полюс, найти маму Умке.
Логопед : Правильно! Давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. Ребята, а как вы думаете что такое Северный полюс -O-И как узнать где он находится?
Дети:Это то место, где холодно, кругом снег, льды. Нам нужно посмотреть на карте.
Логопед :Правильно ребята, Северный полюс, его еще называют Арктикой – это часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. А по карте мы можем посмотреть где же это место – Север.
Логопед вместе с детьми подходит к карте.
Логопед :Но сначала ребята, давайте мы на карте найдем, где мы живем, откуда нам нужно будет добраться до севера. (логопед приглашает пройти детей к географической карте)
Дети вместе с детьми рассматривают на карте.
Дети: Мы живем в Удмуртии….наша Малая Родина, наша Удмуртия входит в состав большой страны –России – наша большая Родина.
Логопед показывает то место на карте, обозначенное флажком, где мы живем.
Логопед : мы нашли где мы с вами живем, а посмотрите какой длинный путь нужно пройти, чтобы попасть на север: нужно пройти смешанные леса, реки и озера, и только тогда мы с вами окажемся на Северном полюсе. (логопед проводит указкой по карте до Северного полюса)
Можно ли по карте определить, где на нашей Земле холодно?
Дети:(хором и индивидуально) Да, льды нарисованы белой краской, потому что там холодно и много снега и Северный полюс на карте окрашен в белый цвет.
Логопед : Правильно, место обозначенное белым цветом – Северный полюс.
Логопед еще раз показывает, где на карте обозначен.
А чтобы попасть нам на Север, через что нужно пройти?
Дети:Сначала нам нужно пройти через леса.
Логопед :Правильно, молодцы ребята! А какое время года у нас?
Дети:Время года весна.
Логопед : Как можно весну назвать, какая она?
Дети:Можно сказать еще – ранняя весна, (кругом лежит снег, солнце светит ярко и греет, теплая, веселая, зеленая, цветущая.
Логопед : Правильно ребята, на земле еще лежит снег, да и мороз еще иной раз ударит. Солнце ослепительно светит, греет, радует.
Логопед : Значит, как мы скажем, в какой лес мы попадем?
Дети:Мы попадем в весенний лес
Логопед :Молодцы ребята! Мы вместе с Умкой отправляемся в весеннийлес и расскажем ему, какие дикие животные живут у нас в лесу и что они делают весной в лесу.
Логопед : Чтобы очутиться в весеннем лесу нам нужно пройти через волшебный обруч:
Логопед предлагает пройти через обруч:
Кто через обруч волшебный пройдет.
Тот в весенний лес попадет.
Звучит музыка «Звуки весеннего леса». Дети вместе с логопедом по очереди проходят через обруч.
«Путешествие в весенний лес»
Под звуки весеннего леса дети кружатся и подходят на ковер, где разложены следы животных.
Упражнение «Следы зверей»(на ковре разложены следы зверей)
Логопед : Ребята посмотрите, что это?
Дети: Это следы животных
Логопед : Чьи это следы?
Дети: Это следы Зайца, лисы (индивидуально, хором)
Логопед :Как сказать по-другому? Если следы зайца, как мы скажем чьи следы?
Дети (индивидуально) :Следы зайца – заячьи следы, следы лисы – лисьи следы.
Логопед :А вы хотите узнать, куда приведут нас эти следы?
Дети: Да, хотим.
Логопед :Давайте вместе с Умкой пойдем по этим следам, куда же они нас приведут?
Дети вместе с логопедом идут по заячьим следам
Упражнение «Кто, где живет?»
Логопед : Заячьи следы привели нас на полянку. А вот и зайцы. Как называется у них жилище? Что они делаютвесной? Как называют детенышей зайчихи? (показ картинки)
Дети: У зайцев – заячья нора. Папа заяц, мама зайчиха и зайчата, весной, как и зимой они бегают по лесу, грызут кору деревьев. Молодцы ребята, мы с вами вспомнили про зайцев, где они живут, что делают весной.
Логопед : А это чьи следы? Логопед показывает лисьи следы.
Дети: Это лисьи следы.
Дети вместе с логопедом идут по лисьим следам и рассматривают картинку, где изображеналиса.
Логопед : Как называется жилище лисы?
Дети:Жилище лисы называется лисья нора; у лисы детеныши лисята. А если один – лисенок.
Логопед :А сейчас мы с вами узнаем, сколько звуков в слове лиса. Мы свами проведем звуковой анализ слова.
(Дети работают в парах с карточками)
Мы поиграем в игру: «Пирамидка». Прежде чем узнать, сколько звуков в слове, скажите мне, а сколько слогов в слове лиса? (делит ребенок)
Дети:В слове лиса 2 слога, первый слог -ли, второй - са
Логопед : Молодцы, в слове лиса 2 слога, на синее колечко пирамидки мы с вами поставим какую цифру?
Дети: 2, т. к. у нас в слове лиса 2 слога.
Если дети затрудняются, выполняем все вместе у доски:
Логопед : А теперь давайте определим, сколько звуков в слове?Звуки мы будем выкладывать на зеленом колечке пирамидки. Работаем в паре. Логопед предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук: «ЛЛиса», - какой первый звук в слове лиса?
Дети: Ль – согласный, мягкий, обозначим зеленой фишкой. (дети выкладывают у себя на схеме). (Так проводим работу со всеми звуками).
Логопед : Сколько звуков в слове лиса? Сколько гласных, согласных.
Дети:В слове лиса четыре звука, два гласных и два согласных. (показывают у себя на схеме).
Логопед : А вы знаете, сколько в слове гласных звуков, значит столько и слогов? В слове лиса два гласных звука – два слога.
Дети:парами проводят звукослоговой анализ слова «Лиса» (делят на слоги, звуки)
Логопед :Чтобы Умка хорошо запомнил, как называются жилища диких животных, давайте расскажем ему стихотворение и найдем жилища животных.
Дети вместе с логопедом выполняют упражнение.
Пальчиковое упражнение с прищепками «Есть у каждого свой дом»
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей корней коры, хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
Логопед :Что-то загрустил наш Умка, Ребята, а почему ему грустно?
Дети: Он хочет домой к маме.
Логопед : Нам нужно продолжить наше путешествие и из весеннего леса добраться на север. Где же наш волшебный обруч?Логопед предлагает пройти через обруч:
Кто через обруч волшебный пройдет.
Тот на Север попадет.
Включается фонограмма «Северного ветра», дети вместе с логопедом по очереди проходят через обруч, в это время звучит аудиозапись «Северный ветер»
Основная часть
Логопед :Какой сильный и холодный ветер, кругом огромные льдины. Давайте быстрееоденемся потеплее, чтобы не замерзнуть. Куда мы с вами попали?
Дети: Мы с вами попали на Северный полюс.
Логопед :Да, ребята, мы с вами попали на север здесь снег лежит почти круглый год, дуют сильные ветры, метут метели, моря покрыты толстым льдом. Люди на Севере не живут постоянно, только работают, изучают погоду и жизнь животных. Лёд в на севере никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Поэтому добраться до него можно только на вертолете или на корабле – ледоколе. На севере зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую частьгода земля там покрыта снегом.
Дети слушают рассказ логопеда, смотрят слайд на интерактивной доске
Логопед : Посмотрите ребята как нашему Умке стало весело, ведь он дома!У Умки много друзей. Он хочет вас познакомить с ними. А мы поможем о них рассказать.
Дети: Да, мы поможем Умке рассказать о животных Севера.
Дети проходят, присаживаются на стулья
Логопед : А вы знаете, какие животные живут на Севере?
Дети: На Севере живут: белый медведь, морж, олень, тюлень, и т. д. (индивидуальные ответы детей)
Логопед : Я сейчас вам загадаю загадки, а вы отгадайте о каком животном идет речь.
Логопед загадывает загадки, а отгадки показывает на слайде.
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? — Белые.
(Медведи)
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный.
(Олень)
В холодной плавает воде отличный рыболов,
На льдине отдыхает, свершив большой улов,
И отдыхать ему не лень,
Рыбачил допоздна.
(Тюлень)
Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь,
Прилёг отдохнуть толстый.
(Морж)
Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут.
(Песец)
Летает бесшумно,
кругом голова!
Полярная, белая птица… (Сова)
Дети отгадывают загадки о животных севера.
Логопед :Молодцы! Все загадки отгадали! Ребята, оказывается, вы все знаете!
А сейчас мы с вами поиграем, кто изображен у вас на картинках? Это медведь, а как мы скажем, если их будет много? – медведи.
Игра «Раскладушки» (Одни – много)
Дети: рассматривают картинки и называют, кто у них изображен.
Логопед :Ребята, как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают?
Дети: Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух.
Логопед : Правильно, у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись, друг к другу. Так они согревают друг друга.
Логопед : Чтобы нам не замерзнуть,давайте поиграем.
Игра с мячом «Назови, одним словом.
Логопед : Ребята, расскажите о животных, какие они.
(логопед обращается к каждому ребёнку)
-Если у медведя толстые лапы, какой он? (медведь толстолапый)
-У моржа острые зубы, какой он? (моржострозубый)
-У тюленя толстая кожа, какой он? (тюлень толстокожий)
У песца длинная шерсть – какой он – (песец длинношерстный)
Дети ловят мяч и отвечают на вопросы полным предложением
Логопед : Мы с вами знаем, что у животных есть детеныши.
Игра «кто у кого?» (Соедини картинку)
У оленухи - олененок
У моржихи – моржонок
У тюленя – тюлененок или белек (беленок)
У полярной совы – совёнок
У медведицы – медвежонок
У песца – щенок
У полярной волчицы - волчонок
Дети на ковре выбирают себе животное и находят детеныша животного.
Логопед : Молодцы ребята! Всех животных и детенышей вы знаете! А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка: «Кто на севере живет»
По ледяной пустыне
Медведица идет (идут по кругу вперевалочку, медленно)
За нею медвежата
Торопятся вперед (убыстряют шаг)
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полыни холодной
За нерпой морж плывет (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени,
Им виден путь едва (руки скрестили над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
Дети под музыку выполняют движения с текстом
Логопед :Посмотрите, что здесь у нас? (на ковре разрезные картинки)
Дети: Это пазлы.
Логопед :Сильный ветер разбросал картинки. Вам нужно будет собрать картинку и назвать, что у вас получилось.
Игра –пазлы «Собери картинку» (белый медведь)
Дети выкладывают картинку и вместе рассказывают, что получилось на картинке, кто изображен на ней.
«Сравнительная характеристика особенностей белого и бурого медведя»
Логопед :Посмотрите на картину, кто у вас получился? (белый медведь).
Дети:На картинке изображен Белый медведь
Логопед :Дети, а кто из вас видел живого белого медведя в зоопарке?
На кого он похож?
Дети: Белый медведь похож на бурого медведя?
Логопед : Чем отличается белый медведь от бурого?
Дети:Цвет шерсти - белый, белый медведь любит воду, легко плавает, живет на Севере. А бурый медведь коричневый, бурый, живет в наших лесах (Логопед для сравнения выставляет картинку бурого медведя)
Логопед :А чем похож он на бурого медведя?
Дети: У белого медведя такие же лапы,он такой же большой как бурый медведь.
Логопед :Какая шерсть у белого медведя?
Дети:Шерсть у белого медведя густая, теплая, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно.
Логопед :Где живут медведи на Севере?
Дети: Белый медведь живет у океана, на Севере
Логопед :Да, дети, белые медведи живут далеко – далеко на Севере в Ледовитом океане. Зимой и летом по океану плавают огромные льдины, плывут они медленно, а вокруг вода да вода и берега не видно. Кажется никакой зверь жить там не сможет. Вот среди льдов и живут белые медведи.
- Ребята, а как вы думаете, кто больше любит плавать в воде: белый медведь или бурый?
Дети:Белый медведь больше любит плавать, он очень хорошо плавает, может уплыть далеко в океан. А бурый медведь только охотиться в воде, и чтобы перебраться например на другой берег.
Логопед :Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой.
- Чем питаются белые медведи?
Дети:Белые медведи питаются рыбой, мелкими морскими животными.
Логопед : Молодцы ребята, посмотрите, как много мы узнали о белых медведях, чем отличаются они от бурых медведей.
Итог:Логопед : вот и закончилось наше путешествие по Северному полюсу, сколько мы узнали друзей Умки, а теперь ему нужно возвращаться к маме
(показ слайда Умка вернулся к маме).
А нам с вами пора возвращаться в детский сад, где же наш волшебный обруч:
Логопед :
Через обруч волшебный мы пройдем.
В детский сад обратно попадем.
Рефлексия:
Логопед предлагает высказать свое впечатление о занятии, оценивает работу детей.
Ребята, Где мы сегодня побывали? А как мы там оказались (или для чего? Справились со всеми заданиями? что вам показалось сложным, что нового мы узнали? На память о нашем путешествии мы с вами создадим картину. Какое настроение у вас после занятия? Грустное, веселое, радостное. Кто это?
Дети: Это тюлень.
Логопед :Чего у него не хватает?
Дети: У него не хватает: мордочки, улыбки и. т. д
Логопед : Давайте мы свое настроение передадим тюленю! Какой он у вас будет? приклеивают на панно – карту).
Дети:Рисуют на силуэтах тюленя свои эмоции по результату занятия и выставляют их на карту «Северный полюс»