Наталья Зинькова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Экспериментирование с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования. Бугуруслан «Детский сад №4»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Образовательные области : речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественное –эстетическое развитие
Тема: «Экспериментирование с воздухом».
Возрастная группа: старшая группа.
Подготовила:
Зинькова Наталья Сергеевна
воспитатель высшей
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Экспериментирование с воздухом“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
квалификационной категории
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение муниципального
образования
«город Бугуруслан»
«Детский сад №4»
Бугуруслан – 2020
Тема: «Экспериментирование с воздухом»
Цель: воспитывать у детей желание обогащать и закреплять знания о свойствах воздуха, его значимости в жизни человека, животных, растений.
Задачи:
Развивающие :
• развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы;
• развивать органы зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Образовательные :
• расширить представления детей о сферах человеческой деятельности, их значимости для жизни общества в целом;
• способствовать обогащению знаний детей о свойствах воздуха, расширить их представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
• закрепить элементарные представления о значении чистого воздуха для здоровья.
Оздоровительные:
• поднимать эмоциональный настрой;
• способствовать оздоровлению детей с помощью дыхательных упражнений;
• формировать умение делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать;
• закрепить правила поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к экспериментированию, уважительное отношение к труду людям науки;
• воспитывать культуру общения, умение вести диалог;
• воспитывать желание помогать друг другу.
Интегрирование: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественное –эстетическое развитие.
Приёмы руководства деятельности детей : приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей; приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД; приёмы организации практической деятельности детей; приёмы поддержания интереса у детей; приёмы оценки и самооценки.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Оборудование: посылка, открытка с загадкой, конверт с разрезными буквами (В,О,З,Д,У,Х, халаты, таблички с именами детей, веера, пакеты, мольберт, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря, стаканы по количеству детей, трубочки, ёмкости с водой, салфетки, пластилин, резиновая игрушка, кусок резины, крышки, баночки с разными ароматами, стаканчики с водой,кисточки, гуашь (красная, зеленая)
Предварительная работа: беседы «Воздух-невидимка», «Для чего нужен воздух», знакомство с профессиями – «лаборант», «ученый», «повар», «прачка», «пекарь», «парфюмер».
Ход :
(Влетает гелевый воздушный шар с посылкой).Обращаю внимание детей на шар.
- Ребята, посылка для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим.
- Давайте её откроем, что нам прислали?
- Пусто. Посмотрите, а вот на крышке (с обратной стороны посылки) конверты, давайте посмотрим, что там? Буквы? (В,О,З,Д,У,Х).
- А что же нужно с ними сделать? Собрать, а в какой последовательности?
- Ой, а тут ещё прикреплена какая-то открытка с загадкой.
- Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не виден он для нас! (ВОЗДУХ)
- Что же нам прислали из Страны Почемучек? (ВОЗДУХ).
- Для чего нам нужен воздух? (Дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох.
- Я знаю, что человек может прожить без еды – 5 недель, без воды – 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.
- А каким воздухом полезно дышать? Что необходимо делать, чтобы дышать чистым воздухом? (Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить за город).
- А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям) Правильно, всему живому.
Ребё нок: Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
- И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов. А как это помещение называется? (Лаборатория) В лаборатории надо соблюдать определё нные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
- Я приглашаю вас в лабораторию.
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать наша наблюдательность.
- Очутились мы с вами в самой настоящей научной лаборатории. Проходите коллеги и располагайтесь.
- Посмотрите на доску, нам предложена модель. Как вы думаете, что здесь изображено? (Глаз, ухо, нос, руки, гиря.)
- Посмотрите на модель (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? Как можно увидеть воздух?
ЭКСПЕРИМЕНТ № 1 «Как поймать воздух?»
- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
- Хорошо. Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и надавите на него руками. Что вы чувствуете?
ВЫВОД: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нём находится? (Воздух, ничего)
А мы проверим ваши версии.
ЭКСПЕРИМЕНТ № 2 «Есть ли воздух в стаканчике?»
- Внимание коллеги. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем ко дну банки. Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт, коллеги. Что же случилось с салфеткой? (Она сухая) Почему?
ВЫВОД: Салфетка не намокла, потому что воздух есть в стаканчике, он не пускал туда воздух.
ЭКСПЕРИМЕНТ № 3 «Видим воздух при помощи трубочки и ёмкости с водой»
- Берём трубочки, опускаем один конец в воду, а в другой дуем. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество (Нет) Почему?
ВЫВОД: Когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много. Когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
- Что дальше нарисовано на модели? (Руки) Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?
ЭКСПЕРИМЕНТ № 4 «Чувствуем воздух»
- Возьмите веера. Помашите ими. Что вы чувствуете? (воздух, холодок).
- А теперь подуйте на ладоши. Что чувствуете? (воздух, струю воздуха).
ВЫВОД: Обнаружили воздух – почувствовали его.
- Посмотрите на следующую модель (ухо). На какой вопрос мы должны найти ответ? (Как услышать воздух)
ЭКСПЕРИМЕНТ № 5 «Слышим воздух».
- У нас на столе есть воздушный шарик. Как вы думаете, что можно сделать с шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух. Что мы слышим (Писк, воздух).
- С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помог шарик). А как ещё можно услышать воздух? (Подуть в баночку, бутылочку, колпачок от фломастера).
ВЫВОД: Воздух можно услышать разными способами.
- Посмотрите на следующую модель (нос). Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
ЭКСПЕРИМЕНТ № 6 «Узнай по запаху».
- Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
- Я приглашаю вас на ковёр. Вначале мы должны подготовиться к эксперименту. Для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.
- Я предлагаю взять вам пёрышки, положить на ладонь. Сделайте глубокий вдох и сильно подуйте на него. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть?
Упражнение:
А теперь я предлагаю вам положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.
- Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.
- каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу. Подумайте, к какой профессии относится этот запах, например, хлеб – пекарь. Предлагаются ароматы: хлеб (пекарь, духи (парфюмер, лак (маникюрша,
приправа (повар, конфета (кондитер, земля (агроном, порошок (прачка, опилки (плотник, столяр).
- Молодцы, вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат для всех. Закройте глаза (аромат яблока). Я предлагаю съесть кусочек яблока.
- Коллеги, я приглашаю вас снова в лабораторию. Посмотрите, у нас осталась ещё одна модель. Что это? (Гиря) На какой вопрос мы должны ответить? «Имеет ли вес воздух?» Как вы думаете? Давайте проверим.
ЭКСПЕРИМЕНТ № 7 «Имеет ли воздух вес?» (вариант 1)
На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.
- Возьмём кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (Воздух)
ВЫВОД: Воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
ЭКСПЕРИМЕНТ № 8 «Живой пластилин» («Вес воздуха»-вариант 2)
- Давайте нальём два стакана воды. В 1 стакан – чистую воду, во 2-ой стакан – газированную.
- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко).
- Что происходит в первом стакане? Что происходит во-втором стакане?
- В 1 стакане вода обычная, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.
- Во 2 стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве.
ВЫВОД: Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют пластилин и он всплывает на поверхность.
- Мы хорошо с вами поработали. А теперь давайте поиграем с воздушным шариком. Мы будем передавать шарик друг другу с такими словами:
«Ты лети воздушный шарик быстро-быстро по рукам,
У кого воздушный шарик, тот сейчас ответит нам».
Вопросы:
- С помощью чего мы увидели воздух? (с помощью трубочек, ёмкости с водой; когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки)
- С помощью чего мы почувствовали воздух? (с помощью шариков, вееров, дули на ладонь).
- С помощью чего мы услышали воздух? (с помощью бутылочек, баночек, шарика).
- Имеет ли воздух вес? Как мы это установили? (с помощью газированной воды и пластилина, резиновой игрушки и кусочка резины).
- Имеет ли воздух запах? Переносит ли воздух запахи?
- Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории. Вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие ученые сотрудники.
-А понравилось ли вам сотрудничать со мной.
-если вам было комфортно работать со мой и узнали много нового, закрасьте сосуд с водой зеленым цветом, если вы что то не поняли или вам было не совсем интересно - закрасьте сосуд с водой красным цветом.
Спасибо за работу.