Неонила Александровна
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Какие раньше были дома, какие теперь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Какие раньше были дома, какие они теперь»
Задачи:
Познание : Познакомить детей с видами жилища разных времён и современных домов. Закреплять умение строить постройки по схеме и по воображению. Формировать умение экспериментировать с материалами, совершенствовать знания о качестве и свойствах предметов (солома, ветки, камешки, стимулировать поиск ответов на собственные вопросы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Коммуникация: продолжать развивать познавательно-речевую активность детей, продолжать развивать умение подбирать определения к словам, умение вести конструктивный диалог с помощью объяснительно-доказательной речи.
Социализация: Формировать умение принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам.
Художественное творчество: Формировать умение строить коллективные постройки по чертежу, закреплять умение читать чертёж, анализировать.
Оборудование: ноутбук, песня из мультфильма «Три поросёнка» «Всем на свете нужен дом», презентация «Жилище человека» с изображением жилищ прошлого, презентация «Современные здания», деревянный строительный материал, Лего, природный материал: солома, ветки, камешки.
Ход:
-Сегодня я шла в детский сад и увидела много красивых домов, они разные, по высоте, форме, цвету. Мне очень понравились эти дома. А как вы думаете, всегда ли были такие дома? Расскажите, в каких домах жили люди 1000 лет назад? Почему вы не смогли рассказать? А что надо сделать, чтобы узнать об этом?
Слайд 1. (мультфильм)
На экране звучит песня из мультфильма «Три поросёнка»
«Всем на свете нужен дом».
Слайд 2. (дома поросят)
-Смог ли соломенный дом Ниф-Нифа защитить его от волка? (ответы, рассуждения детей)
-А как вы думаете, почему волк смог разрушить дом Нуф-Нуфа? (ответы, рассуждения детей)
-Как вы считаете, почему дом Наф-Нафа оказался самым прочным и спас поросят? (ответы, рассуждения детей)
-А теперь давайте убедимся в правоте того, о чём мы говорили. У вас на подносах лежат материалы (солома, ветки, камешки). Назовите их. Докажите, что солома – очень непрочный материал. ( Дети экспериментируют с соломой: соломинку можно переломить, подуть на нее)
-Докажите, что из веток тоже нельзя построить прочный дом. Почему? ( Дети экспериментируют с веткой: ветку тоже можно переломить, от сильного ветра ветки могут улететь).
-Возьмите камешки и тоже попробуйте их переломить, кто-нибудь смог их переломить? Почему? (ответы, рассуждения детей)
-Какой материал самый прочный?
-Хотите узнать историю возникновения жилища? Тогда нам надо отправиться в необычное путешествие. На чем мы можем отправиться в путешествие?
-Предлагаю вам построить удобный салон самолета.
Слайд 3 (вселенная)
Звучит рев мотора самолета. На экране появляется густой лес.
Слайд 4 (лес)
-Мы очутились в том времени, когда на свете не было ни наших бабушек, ни наших дедушек, ни машин, ни самолетов.
-Что мы видим вокруг? (ответы, рассуждения детей)
-Что слышим? (Звучит шум леса с криками зверей и пением птиц)
-Кругом лес, дикие звери. А первобытный человек не знал, что такое топор. Из чего он мог построить жилище? (ответы, рассуждения детей)
Слайд 5. (шалаш)
-Прочитайте, как назывался дом первобытного человека? (шалаш).
-Почему шалаш не был надежной защитой для первобытного человека? (Шалаш не спасал от лесного пожара, от сильного ветра, дождя, от нападения зверей).
-Подберите слова-определения к слову шалаш. Шалаш какой? (неудобный, тесный, холодный, непрочный, ненадежный, промокаемый, небезопасный) (словесная игра «Подбери определения»)
-Первобытные люди тоже догадались, что это жилье ненадежное и со временем нашли себе новое жилище.
-Куда же переселился первобытный человек? (ответы, рассуждения детей)
Слайд 6. (пещера)
-Кто сможет прочитать название жилища древнего человека? (Пещера).
-Как вы думаете, почему первобытный человек переселился в пещеру? (она более прочная, сделана из камней, можно в пещере готовить еду на костре).
-Какая пещера? (каменная, прочная, темная, просторная, холодная).
-Но все-таки человек не остался жить в пещере, как вы думаете, почему? (побуждаю детей рассуждать, делать выводы)
-Людей становилось все больше и больше. Они расселялись по всей земле, в разных уголках. Одни уходили на юг, где было тепло, другие на север, где было очень холодно.
-А сейчас я предлагаю нам приземлиться на русскую землю, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Люди жили, набирались знаний и умений и учились строить прочные дома.
Слайд 7. (изба)
-Какой дом мы здесь видим? Из чего он изготовлен? (ответы, рассуждения детей)
Дом построен из бревен топором.
-Как вы думаете, почему в этом доме жить было удобнее, чем в прежних? (ответы, рассуждения детей)
У дома плотносложенные стены сохраняли тепло. В доме появилась печь, в которой можно было готовить еду, и которая обогревала дом в холода. В избе можно было устроить спальню, кухню, горницу, то есть зал. Из бревен можно было построить маленькие и большие дома.
Слайд 8. (каменный дом)
-Из чего построен дом? (из камня)
-почему люди стали строить каменные дома? (Люди воевали, деревянные дома сгорали, каменные дома, крепости были очень прочными).
Слайд 9. (вселенная)
-Пришла пора нам вернуться в наш город. Слышен шум мотора самолета. Вот мы вернулись снова в Липецк.
-В каких домах сейчас живут люди?
Слайд 10. (современный город Липецк)
-Чем современные дома отличаются от домов прошлого? (В них людям комфортно жить – водопровод, электричество, отопление, газ, ванная, кондиционер и т. д.)
-Для чего же нужен дом? (Человек придумывал дом для удобства, для комфорта, чтобы он его защищал).
-Дети, пройдите за столы. Сказочные герои три поросенка и волк подружились. Теперь они живут в прочных домах. Внимательно посмотрите на дома. Посчитайте, сколько в них этажей? Сколько подъездов?
-Сказочные герои живут в своих домах недавно. Они сфотографировали свои дома и ушли погулять. А когда вернулись, не могли найти свой дом, потому что в некоторых комнатах выключили свет. Помогите героям вернуться в свой дом по фотографии. Зажги свет в вашем доме по образцу. Если вы правильно зажжете огни, то узнаете, кому вы помогли вернуться домой. Надо накрыть окна цветными прямоугольниками, внимательно посмотрев на то, как светятся голубые окна в домах у героев. Как вы догадались, кто у вас в доме живет? Молодцы! Вы смогли помочь сказочным героям.
-А как вы думаете, в постройке дома может отражаться характер человека, его склонность к какому-либо делу. Посмотрите, какие дома построили люди :
Слайды 11-14 (дом-башмак, дом-мороженое, дом-слон, дом-рояль)
-Как вы думаете, почему люди построили такие дома? (Чтобы люди понимали, что происходит в этом доме)
-Дети, а вы умеете фантазировать (ответы детей)
Давайте построим свой микрорайон. Можно ли одному человеку построить дом?
Вы дружные ребята, поэтому строить будем вместе. Разделитесь по 2 человека: кто захочет строить из строительного материала, кто из Лего.
(Предлагаю детям фотографии домов.)
(Когда дети строят, звучит музыка)
-Дети, вы построили красивые дома. Они из разных материалов. Они разные по высоте, форме, цвету. Молодцы! Наш микрорайон построен. Салют строителям!
Слайд 15. (салют)
-Где мы сегодня с вами побывали?
-Что вы узнали нового?
-Кому смогли помочь?
-Что вам было интересно?