Лариса Гунько
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе «Моя малая Родина — Елец»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: дать детям понятие о том, что у каждого человека есть родной город; учить знать название своего родного города, реки, достопримечательные места, площади, памятники, скверы; познакомить детей с тем, что Елец является родиной композитора Т. Хренникова, народных художников Н. Жукова, В. Мешкова, писателей М. Пришвина, И. Бунина.
Учить грамматически правильно строить предложения, отвечать на вопросы воспитателя, развивать умение связно рассказывать об увиденном. Воспитывать любовь к родному городу и гордость за него.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе „Моя малая Родина — Елец“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Активизировать и обогащать словарь детей такими словами, как «Елец», «Россия», «Ельчик», «Сосна», «протекает», «отличительный знак», «герб», «татары», «разрушался», «Вознесенский собор», «часовня», «достопримечательности», «площадь», «древнейший».
Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток; беседы, рассказы воспитателя, экскурсии по городу, в краеведческий музей.
Оборудование: иллюстрации и фотографии города Ельца, герб Ельца, образцы Елецких кружев.
Ход занятия.
Дыхательная гимнастика «Солнышко»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня много гостей! Давайте поздороваемся с ними. Посмотрите, какое солнышко светит нам в окошко. Дети, давайте потянемся к солнышку, поздороваемся с ним, подставим ему свои ладошки.
(Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, подняться на носки, потянуться вверх, задержать дыхание. Медленный глубокий выдох через рот. Руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны).
- К солнышку мы потянулись высоко,
Стало нам приятно и тепло! (говорит воспитатель)
- А теперь давайте улыбнёмся солнышку.
Психогимнастика «Улыбка»
- Ребята, встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Подарим своим друзьям улыбку. Чувствуете, как тепло вашим ладошкам – это мы с вами делимся друг с другом добротой, хорошим настроением!
Воспитатель: Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь!
С. Васильев.
- Дети, среди просторов нашей страны есть край, где мы живём, где наш родной дом, наша родная земля.
Над Быстрою Сосной,
Для каждого ельчанина
Ты самый дорогой.
О. Горсков.
- Хотите отправиться в путешествие по родному городу?
(Дети садятся в «автобус»)
- Ребята, давайте вспомним, как называется наш город?
- У каждого человека есть Родина. Там, где вы родились, где росли, начали ходить в детский сад, а затем пойдёте в школу – это и есть ваша маленькая родина. Если сложить маленькие родины всех ребят нашей страны, то получится одна большая Родина – Россия.
- Дети, назовите свою родину, место, где вы родились, живёте, ходите в детский сад.
(Ответы детей)
- Рассказать вам, почему наш город называется Ельцом? Раньше на этом месте было много елей, через Елец протекает речушка Ельчик. А какая большая река делит наш город на две части?
(Ответы детей)
- Мы с вами подъехали к въезду в город. Отличительным знаком каждого города является герб. На гербе города Ельца изображён олень около зелёной ели (показывает герб).
- А сейчас мы с вами отправимся по достопримечательным местам нашего города. Елец – один из древнейших городов нашей страны, который многократно разрушался татарами, уничтожался пожарами, но вновь возрождался из пепла и пожаров.
- Ребята, посмотрите направо. Мы проезжаем мимо Вознесенского собора. Это крупнейшее здание города, расположенное в самом его центре на Красной площади. Рядом с Вознесенским собором за оградой с его северной стороны расположена часовня над братской могилой ельчан, погибших в борьбе с полчищами Тамерлана. Часовня выполнена в форме, напоминающей древнерусский шлем, символ геройства, мужества и несгибаемой воли непокорённых жителей Ельца.
Кто из вас бывал в соборе или часовне, что вам больше всего запомнилось?
(Дети делятся впечатлениями)
- Дети, посмотрите налево, мы проезжаем с вами мимо площади Революции. Как вы думаете, кому поставлен здесь памятник?
(Ответы детей)
- Да, это памятник солдатам, погибшим во время Великой Отечественной войны, в память о них всегда горит вечный огонь и лежат живые цветы.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.
- Вместе с воинами Советской Армии в славный подвиг победы свою долю внесли и наши земляки – ельчане, в том числе партизаны – пионеры, комсомольцы, которым было по 10 -15 лет. Это – Аня Гайтерова, Витя Орлов, Миша Бекетов, Алёша Оборотов. Они геройски погибли, защищая родную елецкую землю. Их именами названы улицы и школы города.
Посмотрите, впереди мы видим сквер Ани Гайтеровой. В честь юной ельчанки в сквере, на улице её имени, поставлен бронзовый бюст.
Когда враги грозили,
Ты в битве роковой,
Как старший сын России
Вставал на смертный бой.
Мой древний, скромный город,
У всех ты на виду,
Делил всегда с Россией
И радость, и беду!
О. Горсков.
- Ребята, давайте поиграем.
Физкультминутка «Солдаты».
Мы, пока что, дошколята, (прыжки на двух ногах)
Но шагаем, как солдаты, (хлопки над головой)
Раз, два – дружно в ногу, (маршируют)
Три, четыре – твёрже шаг! (маршируют)
На парад идут солдаты, (поворот вправо, шагают)
Они смелые ребята. (поворот влево, шагают)
- В нашем городе родились и жили многие замечательные люди, которые прославили Елец. Кто сможет их назвать? Что связано в нашем городе с этими людьми?
(Дети рассказывают о писателях И. Бунине, М. Пришвине, о художниках Н. Жукове, В. Мешкове, учёном Н. Семашко, композиторе Т. Хренникове.
- Ребята, всё, что связано с жизнью нашего города, отражено в краеведческом музее. Вот мы проезжаем музей. Многие из вас были в музее. Расскажите, что вы там видели.
- Ребята, кто знает, какими изделиями славится наш город?
(Ответы детей)
Елецкие кружева известны не только в нашей стране, но и за границей.
(Дети рассматривают образцы Елецких кружев)
- Орнаменты кружев разнообразны – различные ромбы, кружки, треугольники, растительные орнаменты. Кружева плетут для украшения салфеток, постельного белья, одежды.
Кружево елецкое –
Красота великая.
Девушки простецкие
С ясными улыбками.
Любят труд затейницы,
Рученьки проворные,
Из коклюшек пенится
Кружево узорное,
Тюль позёмкой стелится,
Тюль кружит метелицей
По Европе, Азии
Русская фантазия.
А. Пинаева.
- Ребята, а давайте мы с вами тоже попробуем создать красивые кружевные салфетки, только мы с вами их нарисуем. У нас с вами остановка, давайте поиграем, сначала, с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе (пальцы в замок)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим, (пошевелить пальцами обеих рук)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять, (касание пальцев обеих рук, начиная с
мизинца)
Начинай считать опять: (опять касание пальцев поочерёдно)
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы закончили считать.
(Дети садятся за столы. Готовые формы салфеток, на которых нарисованы предварительно белыми восковыми мелками разнообразные узоры, дети покрывают чёрной гуашью)
Воспитатель хвалит детей и предлагает подарить кружевные салфетки родным и дорогим людям.
- С каждым годом наш город становится неузнаваем. Строится много красивых зданий, школ, детских садов. Сколько замечательных людей трудится на наших заводах, фабриках, учат детей в школах, лечат в больницах. Среди них ваши папы, мамы. Это они своим трудом делают нашу жизнь всё лучше, всё краше. Поэт А. Верин так сказал о Ельце, выражая в своих стихах чувства всех ельчан.
Я люблю тебя, город старинный,
Я горжусь, что на свете ты есть!
На Руси ты, как витязь былинный,
В нашей жизни, как совесть и честь…
- Ребята, вот и закончилось наше путешествие по городу.
- Что же нового и интересного вы узнали про свой родной город Елец?
(Ответы детей)
-За что вы любите наш город?
(Ответы детей)
- Мы всегда будем гордиться нашим любимым городом.