семенова наталья
«Моя малая Родина: вчера, сегодня, завтра». Проект по познавательному развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ДЕТСКИЙ САД №6 «УЛЫБКА»
«Моя малая Родина : вчера, сегодня, завтра».
Проект по познавательному развитию
в средней группе
Воспитатель:
Семенова Наталья Вечиславовна.
2018 – 2019 уч. год.
Малая Родина-островок Земли
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Темочки:
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Ласковая, малая Родина моя!
Это очень важно – не только любить свою Родину, но и знать её историю, чем она славится. А если Родина-это не огромная страна? А если Родина - это небольшое село, да просто улица? Разве это - не Родина? И это - тоже Родина. Только - малая. Но от этого она не становится менее любимой.
Актуальность темы
Патриотизм — любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. / «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/.
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. С чего начинается Родина для малыша? Эта любовь начинается с малого – это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, поселок. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Но чтобы любить, надо знать…
Цель:
Воспитывать патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за «малую» Родину.
Задачи проекта :
• дать знания детям о родном поселке Ашукино Пушкинского района: история, символика, достопримечательности.
• закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
• формировать интерес к прошлому и настоящему поселка Ашукино;
• развивать бережное и созидательное отношение к поселку (достопримечательности, культура, природа).
• знакомить детей с традициями, трудом и бытом народа;
• воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой поселок;
• воспитывать любовь к родному поселку Ашукино Пушкинского района, умение видеть прекрасное;
• воспитание любви к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду.
Вид проекта : творческий, познавательный, групповой.
Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители (законные представители) воспитанников.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь - апрель).
Интегрируемые образовательные области:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Ресурсы проекта :
- иллюстрации и фотографии улиц, природы, достопримечательностей родного поселка;
- патриотический уголок с фотографиями герба и флага района, страны, фотография президента Российской Федерации, текст гимна;
- альбом с изображением памятных мест поселка, зданий, архитектурных и исторических памятников;
- пособия для дидактических и сюжетно – ролевых игр;
- презентация «Родное Ашукино вчера - сегодня»;
- экскурсии по территории ДОУ;
- экскурсия в краеведческий музей в Ашукинскую библиотеку;
- экскурсия в ЦДК г. п. Ашукино.
Методы работы: наглядные, словесные, практические.
Приемы работы: показ, разъяснения, объяснение, рассказ, рассматривание.
Принципы работы: доступность, систематичность, наглядность.
Результат:
- сформирован у детей интерес к истории поселка, достопримечательностям, природе;
- закрепились знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад;
- сформировано понятие «малая» Родина;
- сформирован интерес к прошлому и настоящему поселка Ашукино;
- дети познакомились с традициями, трудом и бытом народа;
- приобщились к творчеству местных поэтов;
- проявился интерес к родному краю через экскурсии в библиотеку и ЦДК г. п. Ашукино;
- научились отражать свои впечатления в продуктивной деятельности;
- организованы выставки творческих работ детей, выполненных совместно с родителями, и самостоятельно;
-сформирована у детей любовь к своей малой Родине – к месту, где родился, живет человек.
Этапы проекта.
Подготовительный этап:
- постановка цели и задач проекта;
- подбор методической литературы;
- изучение познавательной литературы по краеведению;
- подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи и загадки о родине;
- определение уровня знаний детей о родном крае.
Основной этап:
- перспективное планирование по теме проекта.
- непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех образовательных областей для реализации поставленных задач по теме проекта.
Заключительный этап:
- обобщение результатов работы;
- памятка для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
- открытие выставки рисунков в Ашукинской библиотеке:
«Люблю Ашукино родное»;
- показ презентации «Родное Ашукино вчера - сегодня»;
- проведение викторины «Моя малая Родина - Ашукино».
-экскурсия в краеведческий музей в Ашукинскую библиотеку.
Взаимодействие с родителями :
- Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о родине.
- Совместно с семьями создать стенгазету «Я и мое Ашукино».
- Организовать выставку рисунков «Люблю Ашукино родное».
Продукт проектной деятельности :
-презентации «Родное Ашукино вчера - сегодня»;
-выставка рисунков детей, выполненных совместно с родителями и самостоятельно, в детском саду и в библиотеке п. Ашукино;
-альбом «Моя малая Родина - Ашукино» (как было, как стало);
-экскурсия в краеведческий музей в Ашукинскую библиотеку;
-экскурсия в ЦДК г. п. Ашукино;
-стенгазета «Я и мое Ашукино»;
-выступление на педагогическом педсовете «Формирование у детей эмоционально – целостного отношения к истории малой Родины через активизацию познавательных интересов в рамках проектной деятельности».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
Месяц Тема Задачи
Сентябрь «Детский сад у нас хорош» Закрепить знания о детском саде, как ближайшем социальном окружении.
Познакомить детей с трудом сотрудников детского сада, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Развивать доброжелательные отношения между детьми, коммуникативные способности, желание помогать взрослым.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессий: воспитатель, младший воспитатель, повар и т. д.
Целевые прогулки, экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом взрослых, по территории (природная зона участка).
Чтение художественной литературы.
Дидактические игры «Что где лежит», «Каждой вещи свое место».
Беседы: «Как мы занимаемся и играем в детском саду», «Кто заботится о нас», беседа о летнем отдыхе.
Рисование «Мой детский сад «Улыбка».
Октябрь
«Мир природы нашего посёлка, края» Формировать представления детей о природе посёлка. Расширять представления о животном и растительном мире нашей местности. Познакомить с особенностями природного ландшафта, климатическими условиями. Познакомить с растениями, которые надо охранять, съедобными и несъедобными грибами и ягодами. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к родным местам.
Д/и «Что за дерево такое?»
Д/и «Назови растение».
Рассматривание иллюстраций с изображением животных и птиц нашего края.
Игровая ситуация «Расскажи о животных, которые живут в наших лесах».
Чтение художественной литературы о животных.
Беседа «Как растения дают нам кислород».
Ноябрь «Моя семья» Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Развивать чувство гордости за свою семью. Формировать и обобщать знания о поселке, как родном доме его семьи и родственников, домашнем адресе. Воспитывать желание заботиться о близких.
С/р игра «Моя семья».
Рисование «Моя семья».
Беседа о семье.
Развлечение с мамами «Мы все такие разные».
Декабрь «Поселок, в котором я живу» Формировать первоначальные представления о родном поселке: улицах, на которой они живут, зданиях (администрация посёлка, больница, школа, детский сад, почта, аптека, магазины). Формировать представление о малой Родине для нас – это посёлок Ашукино. Воспитывать чувство любви к родному поселку.
Беседы: «Мой поселок», «Мой дом, моя улица».
С/р игра «Путешествие по поселку».
Д/и «Знаешь ли ты свой поселок?».
Рисование, конструирование «Улицы и дома моего поселка».
Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с картой – схемой «Наш – посёлок».
Оформление альбома «Люблю Ашукино родное».
Викторина «Моя малая Родина - Ашукино».
Январь «Край, где мы живём» Формировать представление о Пушкинском районе. Формировать представление о населенных пунктах, находящихся в районе. Учить находить сходство и отличия между городом и поселком. Знакомить с символикой поселка.
Беседа «Чем отличается город и посёлок».
Слушание гимна поселка Ашукино.
Февраль
«Кто живет с нами рядом».
Познакомить с национальностями, проживающими на территории Пушкинского района. Воспитывать патриотическое чувство к жителям разных национальностей малой Родины.
Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен.
«Беседа о людях разной национальности».
Беседа «Как живут и чем занимаются люди Пушкинского района и
п. Ашукино».
Знакомство с национальными костюмами.
Открытие выставки в Ашукинской библиотеке «Люблю Ашукино родное» (совмесные рисунки детей и родителей).
Март «Искусство, культура поселка Ашукино» Знакомство с поэтами посёлка.
Чтение стихов о посёлке (автор А. Исаев).
Слушание песни о посёлке Ашукино.
Экскурсия в ЦДК г. п. Ашукино.
Выступление в доме культуры г. п. Ашукино.
Развлечение : «Вместе весело шагать по поселку».
Апрель «Родина моя - Ашукино» Формировать у детей интерес к своей малой родине, закрепить умение узнавать символы района, поселка, страны. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину и страну.
Беседа «Это русская сторонка, это Родина моя».
Д/игра «Знатоки символов».
Игра – путешествие «По родным просторам».
Изготовление с детьми и родителями стенгазеты «Я и мое Ашукино».