Охотская Нина Владимировна
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ы], буква «Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
в подготовительной группе
«Звук [ы], буква «Ы»
Задачи:
1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе. Упражнять в составлении предложений.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [ы], буква „Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
2. Воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.
3. Развивать фонематический слух. Развивать зрительную память, устойчивое внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование: презентация, буква «Ы», фишки для звукового анализа, мяч, картинки для составления предложений, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки, полоски для составления схемы предложения.
Образовательная деятельность
1. Организационный момент.
- Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем. Необходимо назвать слова, начинающиеся на гласный звук.
2. Сегодня на занятии мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.
3. Отгадайте загадки:
Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал?
(Мышь)
Он сын мамочки рогатой,
Он корове будет братом,
Сдвинет с места грузовик,
Если вдруг захочет (бык)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
(Рысь)
Тем вкусней он будет, братцы,
Чем в нем больше круглых дыр.
Любит в масле покататься
Этот вкусный желтый…. (Сыр)
Огонь плясал, пел огонёк
В костре горел огнём пенёк,
А над костром столбом седым
Вставал, клубился горький. (Дым)
-Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)
- Какой это звук? (гласный)
4. Игра «Светофор»
- Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.
Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.
5. Знакомство с буквой
Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (показ буквы)
Выложим букву «Ы» из пальцев:
Указательный с большим
Мы в «кольцо» соединим,
Остальные пальцы прямо
Вверх направятся упрямо.
Правую ладонь ребром
Направим также вверх, увы!
Но как же здорово, друзья,
Сейчас прочтём мы букву «Ы».
- А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква.
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква «Ы»-
Все мы знать её должны.
А бедняжка буква «Ы»
Бродит с палочкой, увы.
-Ты - худой, а я - толстяк.
- Ешь поменьше натощак!
6. Физкультминутка
- Сейчас мы с Мышонком поиграем
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
7. Игра «Найди место звука» со звуковыми линейками
- Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах. (в начале слова, в середине, в конце)
Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.
8. Составление предложения по картинке
Мышь несёт сыр.
- Сколько слов в предложении? (3)
- Выложите схему.
9. Звуковой анализ слова усы (мультимедиа)
-Сколько слогов в слове усы? (2)
-Сколько звуков? (3)
- Назовите первый звук. (У)
- Какой он? (гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
- Назовите второй звук. (с)
- Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)
-Каким цветом обозначим? (синим)
- Назовите третий звук. (ы)
- Какой он? (гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
10. Самостоятельно выложить схему слова каждому ребёнку.
Сыр, мышь, дым, дыня.
11. Гимнастика для глаз
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
12. Игра «Один – много» (с мячом). В кругу. Педагог бросает мяч и говорит слово, а ребёнок образует множественное число.
Конфета – конфеты,
Лента – ленты,
Тыква – тыквы,
Липа – липы,
Клён – клёны,
Дуб – дубы,
Сад – сады,
Ягода – ягоды,
Стол – столы,
Ус – усы.
13. Игра «Составление словосочетаний»
Подберите слова:
Умный…
Дежурный…
Быстрый…
Старый…
Длинные…
Медленный…
Высокие…
Красивый…
Жёлтая…
14. Итог
- С каким звуком познакомились?
- Как называется буква?
- Придумайте слова со звуком [ы]. Если дети затрудняются открыть последний слайд презентации с картинками, в названии которых есть звук [ы].
- Попрощаемся с Мышонком.