Вера Ильина
Конспект образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе «Сосед Лопоух»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сосед-Лопоух» Твё рдые и мягкие согласные звуки: [м] [м`]. Буквы: М. м»
Программа : «АБВГДейка»
Возраст: (5 - 6 лет)
Направление: социально – педагогическое
Основная образовательная область :
Познавательное
Интегрированные образовательные области :
речевое
познавательное
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
Форма проведения:
фронтальная
Цель:
Развитие у детей аналитических и творческих способностей
Задачи.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе „Сосед Лопоух“» размещена в разделах
Воспитательная:
-вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.
Развивающая:
-развивать фонематический слух, познавательный интерес, аналитические и творческие способности, словесно логическое мышление, активизировать речь.
Образовательная :
-познакомить детей с согласными звуками [м], [м'] и буквой М, м
-учить находить место звука в словах, изобразить букву в альбоме
- продолжать знакомить с термином «согласный», он может быть твердым и мягким звуком.
-при знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы
-закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы
учить составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки.
Материал: альбомы, карандаши синего и зелёного цвета по количеству детей, две буквы синего и зелёного цвета, разрезные азбуки, буквы зелёного и синего цвета, вагончик с цветного картона, буквы и кружочки синего, зелёного, красного цвета, аудио запись (домра).
Ход образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям поехать в путешествие на поезде «АБВГДейка» Станция сказочная. Рассказ воспитателем сказочного сюжета. Прекрасным летним утром Слышь как всегда проснулся, сделал зарядку, умылся, а потом собрался позавтракать. Но вдруг он услышал интересный и протяжный звук — кто-то играл на незнакомом музыкальном инструменте (аудио запись звучание домры) — м-м-м, м-м-м. Странно, — подумал Слышь — я никогда раньше не слышал такого звука. Мои соседи играли на самых разных инструментах: на колокольчике, на барабане, на дудочке, но такого музыкального инструмента я не знаю. Слышь вышел во двор и увидел, что в соседнем сказочном домике сидит его сосед Лопоух и играет на маленькой гитаре. —что это такое? — спросил Слышь. —это домра, послушай, как звучат ее струны: м-м-м, м-м-м. —и Лопоух заиграл на домре. -- Слышь так заслушался, что не заметил, как к нему подошла его подруга Буковка. —послушай, — воскликнул Слышь, — какой новый звук я узнал. —он хотел было произнести его, но не смог. Его губы были неловкими и неповоротливыми. Тогда Слышь попросил у Буковки ее волшебный карандаш, взял его губами и стал их тренировать. Упражнение для губ – «Веселый карандаш». Предложить детям тоже потренировать губы вместе со Слышем, попросить его взять карандаш (ручку) и захватить его одними губами. Затем ребенок «рисует» в воздухе карандашом вертикальные линии, горизонтальные линии, круги (двигаются одни губы; ни зубы, ни язычок не помогают). — М-м-м,— протянул Слышь. (губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос, нос «сердится», гудит, и губы гудят. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами). Станция «Звуковая». Задание «Произнеси звук» Попросить ребенка произнести звук [м] правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следить за верным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием. Воспитатель продолжает игру – ситуацию. Слышь заметил, что воздух встречает на своем пути преграду — его не пускают губы, затем Слышь закрыл свои большие уши ладонями и опять произнес этот звук. Странно, но ему показалось, что его уши звенели! Этот звук оказался звонким. Слышь решил произнести его сначала твердо: [м], потом мягко — [м']. Задание «Опиши звук». Предложить ребенку помочь Слышу, описать звук [м]. Спросить ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросить ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешают свободно выходить изо рта губы, они смыкаются и не пускают его. Далее спросить: «Это звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести |м]. Если ушки «гудят», звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем определите вместе с ребенком, может ли этот звук быть мягким и твердым, Произнести вместе с ребенком этот звук твердо: [м] (предложить помочь себе кулачком — сильно его сжать). Затем произнести этот звук мягко: [м'] (кулачок сжимается слабо, губы улыбаются). Попросить ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, звонкий, может быть твердым или мягким. Затем Слышь начал ловить этот новый звук. Игра «Поймай звук». Предложить ребенку послушать звуки и хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [м]. Произносите разные гласные звуки и звук [м] в медленном темпе — ребенок «ловит» заданный звук. Чтобы усложнить задание, можно ускорить темп произнесения и добавить другие согласные звуки. Рекомендуемые звуки: [а], [м], |о], [и], [э], [м], [м], [а] [о], [у], [о], [м], [о]. Станция «Игровая» Физкультминутка (звук м) Взяли, детки, белый ком, Лепить будем белый дом. Мы польем его водой, Домик будет ледяной. Ком за комом мы кладем, Вот и вылепили дом. Станция «Буковка» Воспитатель продолжает игру – ситуацию. А Буковка написала своим волшебным карандашом букву «М» : И прочитала про нее стишок: «Взявшись за руки, мы встали и на «М» похожи стали». (В. Степанов) Игра «Напиши букву».. Попросить ребенка написать новую букву в его красивом альбоме. Сначала воспитатель пишет большую печатную букву «М» синим цветом (твёрдую согласную, затем зелёным (мягкую согласную) читая стихотворение. Затем ребёнок пишет эту же букву, рассказывая про нее стихотворение. Воспитатель продолжает игру – ситуацию. Буковка задумалась и весело сказала — «М» — это мамина буква, потому что слово «мама» начинается на звук [м]. Станция «Читай-ка» Задание «Составим слово мама». Воспитатель вместе с детьми на мольберте составляет слово (мама). Предложить ребенку вместе с Буковкой составить слоги. Задание «Составь слоги» Слоги для чтения: ам, ум, ом, им, ым, эм. Читать их слитно, «растягивая» гласный звук. Если ребёнок достаточно хорошо читает слоги, можно перейти к словам. Читать их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обратить внимание ребенка на последующую гласную букву, чтобы при чтении ребенок сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними. Задание «Составь слово» Слова для чтения: ум, мама, мимо, му-му. Итог занятия. С какими звуками и буквами познакомились? Что запомнилось? Воспитатель продолжает игру – ситуацию. Слышу так понравилось на нашем кружке «АБВГДейка», что не хочет с нами расставаться. Воспитатель сообщает детям, что наше путешествие подошло концу, предлагает занять свои места на поезде «АБВГДейка» и на прощание подарить Слышу припев с нашей любимой песенки. «АБВГДейка» АБВГДейка, АБВГДейка. Это учёба и игра, АБВГДейка, АБВГДейка. Азбуку детям знать пора.