Ольга Булгакова
Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Путешествие по песочной стране»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по программе
«Путешествие по песочной стране»
(развитие творческих способностей
методом Сэнд-Арт)
«Морские жители волшебной страны»
Подготовила:
Педагог-психолог Булгакова О. Л.
г. Долгопрудный
2018 год
Задачи:
- Развитие гибкости и оригинальности мышления;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по программе „Путешествие по песочной стране“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
- Снижение психоэмоционального напряжения;
- Развитие познавательных процессов;
- Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;
Оборудование:
- светопесочные столы для песочного рисования, песок, кукла-Песочная Фея, картинки с изображением морских жителей, пластиковые декоративные кристаллы, музыкальный центр с набором спокойной музыки в соответствии с тематикой занятия.
Ход занятия:
1. Каждое занятие цикла начинается с того, что психолог берет в руки Песочную Фею и она здоровается (а на первом занятии знакомится) с каждым ребенком:
- Добрый день, Маша! Рада тебя видеть, добро пожаловать в мою песочную страну! (Ребенок здоровается с Феей в ответ).
Далее - приветствие с релаксационным компонентом:
- Когда-то, давным-давно была волшебная Песочная страна :
- с высокими горами (на песочном столе сжатыми кулачками, желательно двумя ручками одновременно, рисуем горы,
- в небе светило яркое ласковое солнышко (рисуем смолнышко любым выбранным способом)
- в горах росла сочная зеленая трава (рисуем на столе пальчиками обеих ручек траву,
- среди травы росли ароматные прекрасные цветы (складываем пальчики в щепотку и рисуем цветочки среди травы)
- среди гор протекали прохладные прозрачные реки (пальцами - расческами рисуем волны реки, сначала одной ладошкой в одну сторону, потом другой ладошкой – в противоположную, стараемся задействовать в работе с песком обе руки, развивая тем самым межполушарное взаимодейстиве)
Но пришел злой волшебник и заколдовал песочную страну!
- Налетел ураган (набираем в кулачки песок и сквозь пальцы, вращая кулачками, и раскрывая пальцы, ссыплем песок сквозь них,
- Пошел сильный дождь (переворачиваем кулачки, раскрываем ладонь и высыпаем песок сквозь пальцы,
- И вдруг дождь превратился в снег (набираем в кулачки песок и резким движением бросаем на песочный стол - в виде снежков,
- И вот появился сам колдун, посмотрите какие у него большие глаза (двумя ладонями, на песке рисуем глаза колдуна).
- Он заколдовал всю песочную страну, и только мы можем расколдовать её.
- Давайте попробуем сделать колдуну доброе лицо
- Всеми пальчиками одновременно дорисуем реснички колдуну
- Двумя ручками одновременно нарисуем колдуну брови над глазками, ушки по обе стороны, нос, ротик (дети дорисовывают нос, брови, усы и т. д., превращая в смешного, доброго персонажа).
- Давайте теперь посмотрим внимательно на того в кого мы превратили злого волшебника. Обратите внимание на выражения его лица, как вы думаете, какое у него настроение?
Дети по очереди рассказывают, каким стал именно их злой волшебник, какое у него настроение. Задача психолога – внимательно слушать и отражать, возвращать ребенку сказанное им, резюмировать. Зачастую у злого волшебника, даже после превращения, дети видят в изображении грустное, злое или испуганное лицо (это проекция своего настроения на персонажа истории). Тогда задача психолога – выяснить что-же так злит или расстраивает «волшебника» и как ему можно помочь. Если у детей с психологом установлен хороший доверительный контакт, ребята с готовностью делятся своими переживаниями: «Он грустит потому что скучает по маме» или «Он злится из-за того что его мальчик обидел, отнял машинку». Психолог может предложить «помочь волшебнику» и дорисовать песочную картину так, чтобы настроение персонажа (а значит и самого ребенка) улучшилось. Эти своеобразные на пару минут психотерапевтические сессии с каждым ребенком помогают детям освободиться от гнетущих их мыслей и настроиться на творческий и познавательный процесс.
Послу того как все дети высказались, психолог предлагает:
- Давайте еще больше развеселим его! Пощекочем его пальчиками наших ручек. Слышите, как песочек и колдун смеются, им очень нравится!
2. Основная часть.
Психолог:
- А сегодня мы познакомимся с вами с необычными морскими жителями Песочной страны. Угадайте, кто они?
Психолог загадывает загадки про морских жителей:
«Блещет в море чистом Спинкой серебристой.
Ответ (Рыбка)»
«Каждый, кто бывал на море,
С ярким зонтиком знаком.
Из водички и из соли Состоит он целиком.
Ты в воде его не тронь - Обжигает, как огонь» (Медуза)
- А что общего у всех этих животных?
- Правильно, это жители моря.
- А каких жителей моря вы знаете?
- Правильно, молодцы.
Давайте рассмотрим их на картинке. Психолог показывает картинки с изображением морских жителей. Предлагает детям их назвать.
Каждый по очереди называет известного ему морского жителя. Можно сразу проводить классификацию: «Правильно, кит – морской житель, он млекопитающее. Верно, и акула водится в море, она рыба, у рыб есть жабры, они дышат под водой, животные так не умеют».
А теперь предлагаю изобразить на наших волшебных столах вот такого морского жителя:
«Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила» (Осьминог)
Дети рисуют вместе с психологом на светопесочном столе, используя разную технику работы с песком, разных жителей.
Например: осьминога
- засыпаем темный фон на столе (из кулачка или волной,
- рисуем большой овал кулачком (это тело осьминога,
- большим пальцем, постепенно поднимая его, рисуем щупальцы осьминога,
- присоски на щупальцах – указательным пальчиком оставляем следы-точки вдоль всего щупальца,
- глаза – щепоткой насыпаем две кучки песка в верхней части осьминога, прикасаемся пальчиками – получились глазки,
- вокруг можно дополнять картину - кончиками пальцев - водоросли, камни на дне, пузырьки воды и т. д.
Психолог, преобразуя изображение, комментирует свои действия словами:
- А теперь вы можете сами попробовать изобразить любого морского жителя своей страны или нарисовать то, что вам хочется.
3. Детям дается свободное время (7 минут) на свободное творчество и различное взаимодействие с песком. В это время включает разноцветная подсветка столов (каждый ребенок может выбрать подходящий ему цвет или заказать постепенную смену цветов на своем световом столе).
Так же обязательно включается медленная успокаивающая музыка, соответствующая теме занятия (звуки моря, звука леса или «космическая» музыка). Психолог раздает ребятам «волшебные кристаллы» - по 5-8 пластиковых декоративных кристаллика для украшения рисунка или для игры.
В этой части занятия дети имеют возможность взаимодействовать с песком так как им хочется: рисовать то что хочется, пересыпать песочек из одной ладошки в другую, закапывать ручки в песок, зарывать в песок «сокровища» и откапывать их, возможны различные виды игры на песке, в том числе и парное взаимодействие.
Когда музыка заканчивается, психолог говорит:
- Музыка закончилась и наше путешествие в волшебную песочную страну тоже закончилось. Можете постепенно заканчивать вашу игру или рисунок, собирать кристаллики, ладошки-ластики стирают рисунок.
Есть ребята которым весьма сложно прощаться со своим творением-рисунком, тогда можно предложить его сфотографировать на память или не стирать, оставить на световом столе. Но так как занятия цикла все-же ориентированы на получения удовольствия от самого процесса творчества, а не на результат (картинку, желательно приучать детей прощаться и отпускать то что они изобразили.
4. Обсуждение:
- Чем мы с вами сегодня занимались? Ответы детей.
- Вам понравилось наше путешествие?
5. Прощание.
Дети кладут руки на песок и говорят вместе с психологом «До свидания, волшебный песок!».