Татьяна Скрягина
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Гроздь рябины»
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование в средней группе
с использованием технологии «Ситуация»
«Гроздь рябины»
Образовательная цель Формировать у детей умения нестандартного использования привычных средств изображения.
Новый способ действия Дети рассказывают о птицах, кормах и находят новый способ рисования ровных кругов: «прикладывание» –
отпечаток на бумаге концом карандаша, окунутого в краску
Какие понятия, знания необходимо актуализировать Дети вспоминают о временах года, об осени, зимующих птицах, известных им кормах для птичек, способы рисования кистью и красками, карандашами.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию „Гроздь рябины“» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Причина затруднения Дети не знают, как изобразить краской ровные и одинаковые кружочки, если нет известных им средств: карандаша, фломастера, кисточки
Цель деятельности детей по преодолению затруднения
(детская цель) Помочь птицам с кормом, нарисовать на ветке рябины ягоды, чтобы зимой было чем питаться.
Материалы для образовательной деятельности :
Краски гуашевые красного цвета, влажная салфетка на каждого ребенка, шаблон ветки рябины, маленькая гроздь рябины, картинна с изображением грозди рябины, письмо, карандаши, иллюстрация «Птицы на рябине», шаблоны дерева без кистей рябины, и птиц.
Ход образовательной деятельности.
I-й этап. Введение в ситуацию.
Создание условий
Воспитатель проводит беседу на тему «Осень».
Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года? (Осень, поздняя осень)
- Осенью погода какая? (ответы детей)
- А небо какое? А деревья какие? (ответы детей)
- Какие вы все молодцы, ….
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, и попробуйте догадаться о каком дереве идет речь.
«Осыпается весь бедный сад,
Листья пожелтевшие летят.
Лишь вдали красуются, там на дне долины,
Кисти ярко красных, вянущих (рябин)»
Ответы детей.
Формирование и фиксация «детской цели».
Воспитатель: Ребята посмотрите у нас на доске письмо.
Интересно! Кто же нам письмо написал? Прочтем ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Слушайте: «Дорогие друзья! В лесу случилась беда. Поднялся сильный
ветер и сорвал все ягоды на рябине. (Воспитатель обращает внимание на нарисованное дерево без ягод и листьев). Нам, птицам зимой нечего будет есть. Помогите, пожалуйста!» Ребята, птицы просят нас помочь им. Хотите им помочь?
Дети: Да, поможем.
Формирование веры собственные силы.
Воспитатель: А вы справитесь, ребята?
Дети: Да, у нас получится!
2-й этап. Актуализация знаний.
Организация деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.
Воспитатель:
- А вы знаете птиц, которые зимуют у нас. (Снегири, дятел, синица, воробей).
- Ребята, чем питаются птички осенью. (ответы детей)
- Ребята, посмотрите на доску, какое дерево изображено на картине? (ответы детей). А теперь, давайте рассмотрим веточку рябины. Какого цвета веточки на ней? (зеленого, желтого). Какие ягодки цветом? (красные). Какой формы ягоды? (круглой). Такой рябина остается до самой зимы, значит…
Дети: Птицы могут зимой клевать ягоды рябины.
Воспитатель: Да, вы догадались.
Воспитатель: А как мы - сможем им помочь? (ответы детей). Конечно, ребята, ягоды рябины можно нарисовать!
Дети идут за столы, по пути делают разминку.
Физминутка: Осень в гости к нам пришла, (ходьба на месте)
Дождь и ветер принесла, (вращения руками)
Ветер дует, задувает,
С веточек листву срывает, (хлопки над головой)
Листья по ветру кружатся, (покрутится вокруг себя)
И под ноги нам ложатся,
Ну, а мы гулять пойдем все листочки соберем. (наклоны вперед)
3-й этап. Затруднение в ситуации
Моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности.
Воспитатель: Ребята, птицы просили нас помочь им, и вы решили нарисовать для них ягоды. А как мы можем нарисовать? ( ответы детей: карандашами, ватными палочками, пальцами, кисточкой).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои столы, что лежит перед вами? (ответы детей)
А сможем ли мы нарисовать ягоды красками? Давайте попробуем.
Дети затрудняются.
Фиксация затруднения и выявление его причины.
Воспитатель: Смогли нарисовать?. Почему не смогли?. (не знаем, как рисовать красками без кисти)
4-й этап. «Открытие» нового способа действия
Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.
Воспитатель: Ребята, а что можно сделать, если не знаешь, как нарисовать?
Дети называют разные способы. Воспитатель предлагает догадаться самим.
Воспитатель: Давайте еще раз, внимательно рассмотрим изображение рябины, какие у нее ягодки «дружные», одна возле другой растет. Ягодок много, они собраны в гроздь. Давайте все вместе повторим слово «гроздь».
Посмотрите, грозди направлены вниз.
У вас на столах листочки, на которых нарисована веточка рябины, вы будете рисовать ягодки.
Чем вы сможете их нарисовать?
Дети: Мы будем рисовать карандашом.
Воспитатель: А вы сможете? (ответы детей, а у вас получится, попробуйте?
Реализация плана – поиск и «открытие» новых знаний (способов действий).
Воспитатель с помощью наводящих вопросов подводит детей к открытию нового знания.
Воспитатель: Посмотрите на кончик карандаша, какая у него форма? (круглая, а ягоды рябины на рисунке будут какими? (тоже круглыми). Чтобы нарисовать ягодки с помощью карандаша и красок, что мы должны сделать с ним и с красками? (ответы детей). А так как ягоды у рябины собраны в гроздь, как мы должны нанести отпечатки? (рядышком, близко друг к другу)
Фиксирование «нового» знания (понятия или способа действия)
Показ воспитателя и словесные объяснения.
5 –й этап. Включение нового способа действия в систему знаний и умений
Использование нового знания (способа действия).
Воспитатель: Итак, каким способом мы сейчас будем изображать ягоды рябины? (ответы детей).
Начинаем рисовать.
Использование новых знаний (способов действия)
6-й этап. Осмысление
Фиксирование детьми достижения «детской» цели, создание ситуации успеха
Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?
Что мы сделали для птиц?
Нам удалось помочь птицам, нарисовать замечательные гроздья рябины, потому что мы научились рисовать новым способом «прикладывание».
Воспитатель: А что еще можно нарисовать способом прикладывание
Дети: «Цветочки, ягодки другие, украшения»
Воспитатель: Давайте повесим ваши рисунки на рябину и все вместе полюбуемся…
- Какие вы молодцы, хорошо постарались. Ягодок много, теперь птицам не страшна зима, потрудились, спасли птиц от голодной зимы.