Татьяна Ишмакова
Конспект основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Татарский национальный орнамент»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему : “Татарский национальный орнамент”
(“Татар милли бизгебез”)
Традиции, обычаи и культура края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Мы знакомим детей с народной символикой цвета, орнаментом и его разновидностями, стараемся приблизить детей к традициям и обычаям Татарстана. На данном занятии наша главная цель – помочь ребенку выразить свое отношение к татарскому декоративно-прикладному искусству через его творчество.
Публикация «Конспект основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию „Татарский национальный орнамент“» размещена в разделах
Вид основной образовательной деятельности : Художественно-эстетическое развитие.
Интегрируемые образовательные области : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Форма деятельности : Совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности : Игровая, социально-коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Программные задачи:
Воспитательные:
- Прививать уважение к своему народу, его традициям, культурному наследию.
- Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.
- Воспитывать эстетическое восприятие, умение видеть красоту татарского орнамента, умение восхищаться мелодичностью музыки татарских композиторов (Луиза Батыр – Болгари).
Развивающие :
- Активизировать речевую деятельность детей на русском и татарском языках.
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать чувство патриотизма.
- Развивать умение подбирать элементы татарского орнамента и цветовую гамму.
- Закреплять умение рисовать цветными карандашами.
Образовательные :
- Продолжать знакомить детей с енскимтатарскими национальным костюмом и узорами.
- Продолжать формировать представления детей о национальном орнаменте татарского народа, о том, что символизируют его элементы и цвета.
- Учить детей на силуэте тюбетейки, фартука, сапожек составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, волнистые линии, тюльпан и др.)
- Учитьсамостоятельно создавать узор.
Словарная работа: тюбетейка (тбетей, калфак, фартук (алъяпкыч, сапоги (читек, платье (клмк, камзол, орнамент (бизк, цветы (ччк,тюльпан (лал, лотос, хризантема (алтын ччк, трилистник (тукранбаш, вода (су, роговидный орнамент (мгезсыманбизк, круг (тгрк, узор (бизк,.
Материалы и оборудование:Мультимедийная презентация, женскийтатарский национальный костюм, тюбетейка; образцы элементов; карандаши, бумага (по количеству детей); силуэты: тюбетейка, фартук, сапог.
Предварительная работа с детьми:
Беседы о: Республике Татарстан, национальном костюме, национальных традициях; дидактические игры: «Составь узор», «Дорисуй элемент узора»; подвижная игра «Тюбетейка»; конструирование «Корзиночка с татарским орнаментом».
Создание условий для самостоятельной деятельности : Центр продуктивной деятельности, изготовление раздаточного материала, изготовление атрибутов к настольной игре «Укрась одежду».
Взаимодействие с семьей: Шитье тюбетеек, фартука и калфака для детей. Выставка национальных работ «Мамины руки не знают скуки».
Взаимодействие со специалистами: с воспитателем татарского языка по закреплению материалов УМК; с музыкальным руководителем – прослушивание музыки татарских композиторов.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульях. Слышится стук в дверь, заходит воспитатель, переодетый в женский татарский национальный костюм.
В: - Здравствуйте, ребята! Мы с вами проживаем в республике, которая называется Татарстан. В нашей республике живут люди разных национальностей : чуваши, марийцы, удмурты. Но больше всего русских и татар, которые чтят и помнят свои традиции. И в нашей группе есть ребята и русские, и татары. И все вместе вы играете, гуляете, дружите. Ребята, а как называется столица Татарстана?
Д: Казань.
В: Правильно. Казань – это большой и красивый город. Ребята, скажите, а как мы можем догадаться какой национальности человек перед нами?
Д: По костюму. По одежде.
В: Правильно!Посмотрите, какая я нарядная сегодня! Правда красивый костюм? Это женский татарский национальный костюм. То, что у меня на голове называется - калфак (тюбетей, далее кулмк – платье, камзол –жилетка, фартук (алъяпкыч, на ногах сапожки из мягкой кожи – читек.
Татарский народ создал много чудес,
Материально-духовные блага все здесь.
И ценность искусство родное несет.
Наш Татарстан, процветает, живет.
Прислушайтесь, это музыка татарского композитора – Луизы Батыр – Болгари,
Много песен пишет она для всей детворы.
Фольклорные и игровые,
Хороводные, эстрадные, озорные.
Мы долго восстанавливали древние святыни.
Приумножали национальное добро
Давайте же ценить искусство,
Творить и изучать его.
Я вам представляю татарский орнамент.
Изучим сегодня мы сущность его.
Ведь древние люди в нем выражали
Обычаи, мировоззрение свое.
Орнамент служил оберегом людей.
Расшифровывать элементы им было не лень.
Рисунок узоров с веками менялся,
Переосмысливался, воспринимался.
Волнообразный орнамент – вода,
Важнейший источник жизни она.
Круги и розетки – солнце и жизнь.
Роговидный орнамент – сила и прыть.
Лотос- цветок – чистота, непорочность.
Тюльпан отражает чувства, любовь.
Трилистник – богатство природы нам дарит,
Хризантема своей красотой восхищает.
Обратите внимание на колорит,
Здесь яркая сочная гамма царит.
Сопоставляются теплые, холодные тона
Своеобразием орнамента насыщена она.
Татарский орнамент гармоничен и прост,
Его создавал весь наш добрый народ.
В нем пестроты и излишеств в нем нет
Он легок, изящен, как солнечный свет.
А сейчас, выходите поскорее,
Становитесь дружно в круг.
В «Тюбетейку» поиграем,
Элементы татарского танца вспоминаем.
Тюбетейку вы друг другу
Быстро надевайте.
Пока музыка играет
Ее передавайте.
Музыка смолкает,
Тюбетейка отдыхает.
Кто остался с ней в руках,
Того не отпустим просто так.
Ну, а коль уж ты остался,
В серединку выходи.
И татарское движение
Сегодня с нами разучи. (Игра)
«Тп,тп, тбтй,
Тбте укалы.
Чиккн матур тбте
Менкемд тукталды!»
С татарским орнаментом
Сегодня познакомились.
Возьмите все карандаши
Занятие не закончилось
Сейчас я вам раздам
Фартуки, сапожки, тюбетейки
Воспроизведите в них узор,
Все то, что вы запомнили (работа)
В:Ребята, вы поработали сегодня продуктивно!
На занятии были все активны! А скажите, ребята, какие вы сегодня элементы татарского орнамента использовали в своей работе? (ответы детей). А какие цвета? (ответы детей).
«Спасибо за работу, я вас благодарю
И на последок вам сказать хочу:
Надеюсь я на то,
Что усвоили вы все
Что здесь я рассказала,
Объяснила, показала.
Надолго в памяти храните
Знания эти по жизни несите
Истоки наши изучайте
И традиций не забывайте
Единый дом у нас, одна семья. Цвети, республика моя!