Марина Глущенко
Конспект образовательной деятельности «Люблю тебя мой край, Ставропольский»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми
подготовительной к школе группы
по теме: «Край родной мой,
Ставропольский».
Направление: Нравственно-патриотическое
Цель: Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его богатствам.
Задачи образовательных областей :
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Люблю тебя мой край, Ставропольский“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Ставропольский край, Ставрополь
- Темочки
1 Познавательное развитие: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство (растениеводство и животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символы Ставропольского края). Углублять и формировать представление детей о родном крае как части большой страны – России. Развивать логическое мышление.
2. Социально-коммуникативное развитие: развивать связную речь детей, обогащать словарь детей по теме; воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими. Формировать любовь к родному краю, развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.
3. Физическое развитие: обогащать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование демонстрационное: цветик-семицветик; карта
Ставропольского края; иллюстрации ландшафтных зон Ставрополья; ваза с пшеничными колосьями; баночки с семенами злаковых культур; набор образцов полезных ископаемых; стаканчики с минеральной водой по количеству детей; П. М. Гречишкина и репродукция картины «Ставропольский лес»; портрет А. Е. Екимцева и иллюстрации к его произведению «Дедушка - Туман»; символика Ставропольского края; Каравай и соль.
Предварительная работа: беседа: «Я живу на Ставрополье», рассматривание иллюстраций о Ставропольском крае, карты Ставропольского края, знакомство с творчеством ставропольского художника П. М. Гречишкина и детского поэта А. Е. Екимцева; чтение легенд о Ставропольском крае; разучивание лого ритмики «Край широкий Ставропольский…», «Солнышко», пальчиковой гимнастики «Полезные ископаемые Ставропольского края».
Словарная работа: хлеборобный край, край золотого руна, город Креста, житница, здравница, гостеприимство, хлебосольство, города-курорты, источник.
Ход:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто - то тихонько стучит в дверь (входит Незнайка).
Незнайка: Ооо! Здравствуйте! Куда это я попал? Где это я оказался? В каком городе? В каком крае?
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Сейчас мы тебе все объясним, все тебе расскажем!
Нам радостно, нам весело, Смеемся мы с утра. Но вот пришло мгновение Серьезней быть пора. Глазки хорошо открыли, Ушки навострили. Будем думать, рассуждать И немного удивлять.
Ребенок: Если скажите слово «Родина»,
Сразу в памяти встает Отчий дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.
У реки березка скромница
И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной веселый двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная, но у всех она одна.
Незнайка: Дети, а что такое Родина? (ответы детей)
Воспитатель: Родина - страна, в которой человек родился, живет и трудится. Наша родина Россия, но есть Малая Родина - это тот город, где мы родились и сейчас живем.
Для нас с вами наша малая Родина – это наш край. В каком крае мы живем (Ставропольском крае) Главный город края – это город Ставрополь.
Незнайка: Почему он назван именно так?
Воспитатель: Изначально Ставрополь представлял собой крепость, служившую для защиты границы на Северном Кавказе. Существует легенда, повествующая о том, что при закладке фундамента был выкопан каменный крест непонятного происхождения. Отсюда и название города от греческого
«ставрос» - крест, и «полис» - город. Дословный перевод – «город креста».
Ставрополь стал постепенно разрастаться и превращаться в крупный город. Каменный крест является символом города.
Незнайка: Ребята посмотрите, что я нашел! Какой - то цветок! ( цветок: сердцевина – очертание территории Ставропольского края, вокруг семь лепестков - богатства края).
Воспитатель: Это необычный цветок, цветик-семицветик.
Незнайка: А что в нем необычного?
Воспитатель: Обратите внимание на середину цветка, что она вам напоминает? (Очертание территории Ставропольского края. Если дети затрудняются можно поднести к карте Ставропольского края и сравнить). Сердцевина цветка – это наш Ставропольский край, а лепестки богатства края. Сейчас мы рассмотрим все лепестки цветка и расскажем чем славен и богат наш край.
(Рассматривают лепестки, называя их.
Лепестки:
1. Природа края (природные ландшафты, растения, животные).
2. Сельское хозяйство (на лепестке изображены колосья).
3. Животноводство ( на лепестке картинки: молочные продукты, мясо, яйцо, шерсть, рыба, куры, овцы, коровы).
4. Подземные богатства (полезные ископаемые).
5. Знаменитые люди края (их портреты).
6. Символика СК (на лепестке изображены символы СК - герб и флаг).
7. Обычаи ставропольцев.) Незнайка отрывает по лепестку, называя их.
1. Природа края.
Воспитатель: Почему путешествие по СК сравнивают с поездкой по всей России? (Потому что на Ставрополье можно увидеть все природные ландшафты (поверхности, места) : полупустыни, пустыни, степи, леса, реки, озера, горы и даже мерзлота (дети иллюстрируют свои ответы картинками).
Воспитатель: Назовите основные реки Ставрополья. (Кубань, Терек, Егорлык. (Незнайка просит детей показать их на карте).
Воспитатель: Какие озера края вы знаете? (Соленое озеро, Маныч — Гудим,
Тамбучанское озеро, Сенгилеевское, Провал)
Воспитатель: Назовите водохранилища СК. (Новотроицкое, Сенгилеевское)
Воспитатель: Названия каких гор СК вы знаете? (Стрижамент, Машук, Эльбрус)
Воспитатель предлагает Незнайке и детям игру «Родные просторы»
Край широкий Ставропольский (идут по кругу, взявшись за руки)
Удивительный мой край (остановились, развели руки через верх)
Только в нем увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны)
Все места родной страны (разводят руки перед собой)
Степи утопают здесь в цветах (делают рукой перед собой и показывают
«бутон»)
Реки горные торопятся, шумят (бегут «змейкой», взявшись за руки)
А озера тихо, лишь качаются, лежат (в кругу держатся за руки и покачиваются из стороны в сторону)
Юг России, но и здесь есть мерзлота (изображают, как им холодно)
Что не тает никогда (показывают указательным пальцем отрицание)
Колосится хлеб родной в полях (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок- «колос», покачивают)
Песни птичьи в воздухе звенят (изображают «летящую птицу по кругу) Только тут пирамиды гор встают (группируются по 2-3 человека, руки вверх соединяют)
И леса могучие растут (тянутся на «носочках» вверх, ладони прямые)
В них животные живут (изображают разных животных)
И воздух самый чистый (делают глубокий вдох-выдох)
Ах, Ставрополье, край лучистый (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)
Тебя я в сердце сохраню (держат ладони перед собой и прижимают к
сердцу) 2. Сельское хозяйство.
Незнайка: Ребята, что изображено на следующем листке? (Колос пшеницы) Почему?
Воспитатель: Как по-другому еще называют наш край (Житницей, край хлеборобов.) Пшеничный колос можно по праву считать символом СК Незнайка вносит вазу с пшеничными колосьями, ставит на видное место
Воспитатель: Основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье - пшеница, но на полях края растут и другие полевые культуры.
Какие именно сейчас вы расскажите Незнайке.
Игра «Определи полевую культуру
(На столе баночки с семенами злаковых культур, дети берут, рассматривают и говорят название).
Незнайка: Для чего выращивают эти культуры? (Для приготовления еды человеку, корм животным).
Что еще выращивают в СК (Овощи, фрукты, виноград). 3. Животноводство
Воспитатель: СК еще называют и краем золотого руна.
Незнайка: Что такое руно? (Шерсть).
Воспитатель: Какие животные дают нам шерсть? (ответы детей)
В СК разводят крупный рогатый скот и овец, пчел и птицу: кур, уток, гусей, индейку.
4. Полезные ископаемые.
Незнайка: Что такое полезные ископаемые? (Это то, что хранится под землей и приносит человеку пользу) Рассматривание полезных ископаемых.
Воспитатель: Минеральная вода одно из главных богатств СК. В местах, где появлялись источники минеральной воды, стали строиться города — курорты.
Незнайка: Какие? (Ответы детей)
Почему полезно пить минеральную воду? (Люди, испившие ее, становились крепкими и здоровыми)
Воспитатель: Я вам предлагаю немного отдохнуть и испить целительный напиток под названием «Нарзан»
Вот и мы с вами немного поправили свое здоровье и сейчас его укрепим. Физминутка.
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться. Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
5. Знаменитые люди края.
Воспитатель: Павел Моисеевич Гречишкин ставропольский художник.
(Демонстрирует портрет художника)
Незнайка: Что он рисовал? (Пейзажи, природу Ставрополья)
Воспитатель: Александр Ефимович Екимцев - детский поэт (Демонстрирует портрет художника). Чтение стихотворения «Дедушка — Туман».
Лес — в карман,
Поля — в карман
Спрятал Дедушка Туман. Спрятал копны, и стога, И лужайки, и луга. Даже солнышко в карман Спрятал Дедушка Туман. Только он совсем забыл,
Что карман дырявым был. За рекою в гору лез — Потерял поля и лес. Потерял потом луга, Копны сена и стога.
У высокого кургана,
Где дремал костра дымок, Из дырявого кармана
Солнце вылезло само.
6. Символика Ставропольского края.
Воспитатель: Отличительными символами СК являются (Показываю герб и флаг)
Незнайка: Почему в верхней части щита на гербе изображена крепость? (Потому что сначала была построена ставропольская крепость, а спустя некоторое время — город).
Незнайка: Что означает венок из листьев дуба и пшеничных колосьев?
(Хлеборобный и сильный, могучий край)
Незнайка: Почему всю композицию венчает двуглавый орел? (Это означает, что наш край входит в состав РФ)
Незнайка: Почему полотнище флага СК золотого цвета? (Цвет пшеничных колосьев) Незнайка: Что означает белый крест на флаге (г. Ставрополь — краевой центр)
7. Обычаи Ставропольцев.
Воспитатель: Наш край многонациональный. В нем проживают люди разных национальностей. Каких, расскажите Незнайке. (Русские, украинцы, армяне, грузины, греки, дагестанские народы — чеченцы, даргинцы, карачаевцы)
Воспитатель: Но всех нас, людей, проживающих в СК объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи — это действия, правила, которые выполняют люди и передают их друг другу из поколения в поколение.
Как мы встречаем наших гостей? (Хлебом, солью, низким поклоном) Незнайка: Почему именно с солью встречают гостей? (Потому что соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям) Незнайка: Какие еще обычаи гостеприимства вы знаете? (Если хозяева уважительно относились к гостю, заваривали ему крепкий чай)
Воспитатель: Гостеприимные хозяева угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям. Мы с вами этот обычай выполним: т. к. наш край - хлеборобный край, то и угощать мы будем нашего гостя самым дорогим — хлебом.
Незнайка: Сегодня я узнал очень много интересного. Вы порадовали меня и удивили своими знаниями о Ставропольском крае. Я расскажу о вас и вашей малой Родине своим друзьям. До свидания ребята, до новых встреч!