Наталья Вихарева
Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тематического занятие «Русская песня – душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Задачи:
Обучающие: Закреплять знания детей о русских народных песнях.
Публикация «Конспект тематического занятия „Русская песня — душа народа“ в рамках проекта „Люблю тебя, мой край родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Познакомить детей с жанрами народной песни (плясовая, колыбельная, хороводная, солдатская, трудовая, календарная, закрепить знания о русских народных инструментах и приёмах игры на них.
Развивающие: Развивать умение понимать характерные особенности русских народных песен (мелодичность, напевность, задорность, задушевность и т. д.)
Развивать музыкальный слух, певческие способности.
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к народной песне, желание участвовать в хороводах, в играх, в инсценировке песни, художественно – эстетический вкус, эстетико-эмоциональное творчество, патриотические чувства.
Методы: словесный, наглядный, игровой.
Ход занятия:
Звучит русская народная мелодия. Входят дети.
Муз. рук. (в русском народном костюме): Здравствуйте, гости дорогие! Я пригласила вас в свою горницу и буду для вас доброй хозяйкой, певуньей и плясуньей. Сегодня мы с вами поговорим о русской народной песне. Русский народ всегда любил петь. Песни сопровождали труд, праздник, помогая работать и отдыхать. С песней тяжёлая работа становилась лёгкой, а жизнь светлее. Недаром так в народе говориться: «Где песня поётся, там весело живётся». Вот и я предлагаю вам начать наше занятие с веселой народной попевки: «Рада видеть вас, друзья»
Муз. рук. : Русские композиторы интересовались фольклором. Русская песня воспринималась ими, как живая человеческая речь, понятная и родная. Всем известный композитор П. И. Чайковский был большим знатоком национального русского фольклора. Он не просто разбирался в нем, но и умело вводил в свои музыкальные произведения русские народные мелодии. В фортепианном цикле «Времена года» и в «Детском альбоме» слышится обыгрывание интонационных оборотов и гармонических ходов, характерных для русских песен.
Крепко любят свою Родину русские люди, берегут её, воспевают в песнях. С нежностью обращаются к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, травушке шёлковой, берёзоньке белой. Вот и композитор П. И. Чайковский использовал в своей 4 симфонии тему русской народной песни. А какой, я предлагаю вам самим, ребята, догадаться.
Звучит финал 4 симфонии П. И. Чайковского.
Дети пытаются узнать рус. нар. песню «Во поле береза стояла».
Муз. рук. : Мы уже с вами слушали разные народные песни. А какие бывают песни? Давайте вспомним! (Хороводные, плясовые, трудовые, солдатские, колыбельные, шуточные, игровые)
Муз. рук: «Во поле берёзка» - к какому жанру русской песни относится? Правильно, хороводная!
Муз. рук: Много разных песен сочинял русский народ. А вот сейчас я спою вам ещё одну песню : Ой, люли, люленьки. Прилетели гуленьки,
Прилетели гуленьки, сели возле люленьки.
Они стали ворковать, мою детку усыплять.
Какая прозвучала песня? (Дети: «Колыбельная»)
Муз. рук: Раньше кроватку называли колыбелью, от слов «колебать», качать. Колыбельные песни пели спокойно протяжно. А в помощники для колыбельных песен брали Дрёму, месяц, ветер, котика
А вам, ребята, поют колыбельные песни? Вспомните и пропойте колыбельные песни, которые пели вам ваши мамы (дети вспоминают песни)
Муз. рук. : Ну, гостюшки дорогие, не заснули? Тогда давайте поговорим о других русских народных песнях. Какую солдатскую песню мы с вами учили? Давайте исполним!
Песня «Солдатушки, бравы ребятушки»
Музрук: А сейчас послушайте трудовую песню
Песня «Во кузнице!» (в записи)
Муз. рук: Ребята, а как называются песни, которые сопровождали разные события в жизни людей (посевная, урожайная, написанные по временам года? (Ответы детей) Правильно, это календарные песни.
Кто мне напомнит, какое сейчас время года по календарю? (Ответы детей)
Правильно, зима! Какая у нас зима? Холодная, снежная, вьюжная, суровая, красивая, пушистая, белоснежная. Наша зима очень разная. Но мы всегда рады зиме и встречаем её весело, с раздольной русской песней. В хоровод вставайте, песню начинайте!
Хоровод «Вдоль по улице метелица метет» р. н. п.
На Руси песни не только пели, но и разыгрывали! И сегодня наши ребята из театрального кружка споют и разыграют веселую песню
«Как на тоненький ледок»
Муз. рук: Россия щедра на праздники. Совсем недавно мы отмечали один из самых главных праздников для верующих людей – Рождество. Всегда этот праздник сопровождался забавными играми и весёлыми песнями. Ходили ряженые по домам, пели песни, славили хозяев, за что и получали угощения. Как назывались песенки в честь Рождества (ответы детей). А вот скоро мы будем все вместе встречать Масленицу. Что это за праздник (ответы детей)
И сегодня мы с вами разучим веселую песню «Блины» (Разучивание по фразам.)
Ну, а какой праздник без игры? Умел русский народ трудиться, но и умел отдыхать. Поиграем и мы.
Муз. рук. : А вы, дети, зимой во что играете? Какие весёлые игры знаете? (Дети называют зимние развлечения)
Коли народ невесел, низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра, распотешиться пора.
А сейчас, честной народ, встанем дружно в хоровод.
Игра «Ледяные ворота»
Муз. рук. :В старые времена молодёжь часто собиралась на посиделках. Собирались в чьей-нибудь избе зимой, а летом - на околице, завалинке. У парней непременно были балалайка или гармонь. А какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете, ребята? (Дети: Бубен, ложки, свистульки, трещетки)
Муз. рук. : А как называются эти инструменты? (ответы детей) Своим свистом, скрежетом, треском они придавали мелодии народность. Их брали из бытовых предметов (показывает некоторые как звучат)
А хотите, ребята, сыграть как настоящие музыканты?
Оркестр «Ах, вы, сени, мои сени»
Муз. рук. : Народные песни слагались в народе и передавались от родителей к детям. Песни не записывались, а передавались устно, то есть из уст в уста. Вот так и до нас дошли эти прекрасные музыкальные произведения народного творчества. Я вижу, что вы с удовольствием поёте песни наших прапрабабушек и прапрадедушек. И я хочу, чтобы вы эту любовь пронесли через всю свою жизнь, и передали её своим детям.
В записи звучит русская народная мелодия, дети покидают зал.