Родникова Елена
Конспект занятия в старшей-подготовительной группах: «Люблю тебя, мой край родной!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области
Проект
«Люблю тебя, мой край родной!»
с детьми группы «Почемучки»
Воспитатель: Долматова Е. Н.
Белинский, 2018
Раздел 1. Информационная карта проекта
1.1. Наименование Люблю тебя, мой край родной
Вид проекта Творческо - исследовательский
1.2. Участники проекта:
Публикация «Конспект занятия в старшей-подготовительной группах: „Люблю тебя, мой край родной!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
дети старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет, их родители, воспитатели группы, специалисты ДОУ
1.3. Продолжительность: Краткосрочный (2 недели)
Раздел 2. Описание проекта
2.1. Актуальность проекта:
заключается в том, что современные дети не проявляют интерес к истории Родины, её традициям и обычаям, у детей недостаточный запас природоведческих, географических, социальных сведений. А воспитание любви и уважения к родному краю, городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
2.2. Региональный компонент:
В проекте отражено содержание образования детей, формируемое участниками образовательного процесса Проект направлен на всестороннее физическое, социально- личностное, познавательно- речевое, художественно-эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истока национальной культуры, краеведения
2.3. Цель Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу, желание сохранить традиции и обычаи края
2.4. Задачи • Продолжать знакомить детей с родным городом : символикой, достопримечательностями, промышленными объектами, с географическим расположением города, природными ресурсами;
• закреплять знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
• Пробудить интерес к истории и культуре города.
• Способствовать развитию познавательной, поисково-исследовательской деятельности активности, любознательности.
• Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
• Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т. п.).
• Знакомить детей с народными традициями, трудом и бытом горожан и включать их в детскую жизнь.
• Сформировать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;
• привлечь родителей к сотрудничеству по созданию в ДОУ музейной комнаты чембарского быта.
2.5. Содержание Реализация проекта «Моя малая родина» будет способствовать формированию первоначальных представлений об истории и культуре города посредством ознакомления детей с национально- культурными, демографическими, социально- экономическими, климатическими и социокультурными условиями Белинского района.
2.6. Партнёры - районная детская библиотека;
- Белинский государственный музей-усадьба В. Г. Белинского;
- ФОК.
2.7. Планируемые результаты -дети знают и называют место проживания: город, область; некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, республики, достопримечательности, флору и фауну города;
- дети называют свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, д/саду;
-дети знают и называют место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых; проявляют внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывают посильную помощь;
- дети имеют первоначальное представление о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта людей, населяющих «Малую Родину».
- Расширен кругозор детей через музейную комнату чембарского быта, созданного силами педагогов и родителей.
- Сформировано чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;
- Широко используются все виды фольклора.
- Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитанию любви и привязанности к родному городу, желание сохранить традиции и обычаи края.
Родители:
• Сформированная активная родительская позиция;
• Повышение компетентности родителей в вопросах о родном крае;
• Активное участие родителей в жизни ДОУ.
Педагоги:
• Повышение профессионализма педагогов в вопросах национальной культуры;
• Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральная удовлетворённость;
• Улучшение качества работы по формированию у детей национального самосознания.
Дорожная карта Проекта
№ п/п Наименование мероприятия Сроки реализации Результат
1. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы 2018 ноябрь Понимание отдельных теоретических и практических аспектов по выбранной теме
2. Определение системы, направлений, цели, задач по ознакомлению с родным краем 2018 Определены системы направлений, цели, задач по ознакомлению с родным краем
3. Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
2018 Создана предметно – развивающая среда
4
Разработка тематических занятий по ознакомлению детей с родным краем
2018 Разработаны конспекты НОД
5 Разработка диагностического материала по определению уровня развития детей
2018 Подобран диагностический материал
7 Составление комплексно - тематического планирования 2018 Составлен комплексно-тематический план,
8 Подбор дидактических игр, основанных на русском народном фольклоре
2018 Подобраны дидактические игры, основанные на русском народном фольклоре
9 Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор, его значение в воспитание детей», «Особенности патриотического воспитания дошкольника», «О системе работы в детском саду по ознакомлению с городом» 2018 Повышение профессионализма педагогов
10 Создание и использование «Музейной комнаты чембарского быта» в образовательном процессе детского сада
2018 Улучшилась предметно- пространственная образовательная среда
11 Проведение открытых НОД по теме для родителей и педагогов
2018 Обмен опытом, повышение компетенции педагогических работников и родителей по теме
12 Проведение Дня театра: «В гостях у сказки»
2018 Повышение познавательного уровня детей о народно- прикладном искусстве
13 Ознакомление детей с народными умельцами города и района и их работами: 2018 Повышение познавательного уровня детей
14 Проведение русских народных праздников; День города;
2018 Расширились знания детей о христианских праздниках, сформированные на основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.
Родители вовлечены в образовательный процесс, активизировалась их позиция как участников педагогического процесса в детском саду
15 Провести консультации для родителей : «Народные промыслы», «Знакомимся с народными играми. 2018 Повысилась компетентность родителей по приобщению детей к истокам русской народной культуры
16 Анкетирование родителей «Знакомим детей родным краем»
2018 Выявился уровень компетентности у родителей «По ознакомлению детей с родным краем»
17 Провести Дни открытых дверей:
- «Всех пап и мам приглашаем в гости к нам!»
- «Приходите в гости к нам, будем очень рады вам!» 2018 Родители ознакомлены с работой в ДОУ по ознакомлению детей с родным краем
18 Викторина
«Я знаю город, в котором живу» 2018 Распространение передового опыта.
19 Беседы: на тему «Мой город» 2018
20 экскурсии и целевые прогулки: по детскому саду, по улицам города, в пожарную часть, детскую библиотеку, в краеведческий музей 2018 Расширились знания детей
21 сюжетно- ролевая игра: «Путешествие по родному городу», «Строим сказочный снежный городок», «Пойдёмте в гости», «Встреча гостей города», «Города рядом с нами» 2018
22 дидактическая игра: «Узнай по фото», «Найди нужный флаг», «Найди место недостающим элементам герба города», «Сложи картинку» 2018 Повышение познавательного уровня детей
23 творческие и развивающие игры: «Придумай герб», «Раскрась флаг нашего города», «Расскажи, каким будет Белинский через 100 лет», «Когда я вырасту…», «Строим город будущего 2018 Повышение познавательного уровня детей
24 игры народов Поволжья: Татарская народная игра «Хромая лиса», русская народная игра «Волк и овцы», марийская игра «Беляши», башкирская игра «Юрта», чувашская игра «Луна и солнце»; 2018 Повышение познавательного уровня детей
25 фотовыставки «Я люблю Белинский», «Праздник города», «Отдыхаем всей семьёй»; 2018 Родители вовлечены в образовательный процесс, активизировалась их позиция как участников педагогического процесса в детском саду
26 Конкурсы, выставки:
Конкурс рисунков «Мой город», «Город моей мечты» «Что мы видели в музее?» Конкурс «Народные умельцы» (поделки)
Выставка «Моя семья» (художественная деятельность)
Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе»
выставка семейного рисунка «Белинский глазами детей и родителей», «Каким бы хотелось бы видеть в будущем Белинский 2018 Родители вовлечены в образовательный процесс, активизировалась их позиция как участников педагогического процесса в детском саду
36 Чтение художественной литературы
В. Степанов «Что мы Родиной зовем»
Н. Забила «Путями-дорогами»
В. Степанов «Наш дом»
Ю. Ширяев «О городе моем»
Знакомство с творчеством земляков-
современников: Н. Снаткиным 2018 Повышение познавательного уровня детей
27 Оформление альбомов
«Достопримечательности родного города»
«Дом, в котором я живу»
2018 Повышение познавательного уровня детей
Контроль, оценка результатов Проекта
Оценка итоговых результатов Проекта осуществляется по указанным показателям эффективности (результатам).
Оценка результатов Проекта
№ Ф. И. ребёнка Называет место проживания Называет свой домашний адрес, адрес детского сада; с увлеченность рассказывают о родном доеу, семье, д/саде;
Русский народный фольклор Традиционные обрядовые праздники Называет место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых; Русские народные промыслы Предметы
русского быта Итоговый результат
Н К Н К Н К Н К Н К Н К Н К Н К
1
2
3
Итоговый результат
Критерии для диагностического обеспечения
1. Называет место проживания
– ребёнок не имеет никакого представления о понятии «место проживания», не понимает о чём речь, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.
+ ребёнок имеет полное представление о своем месте проживания, может свободно без помощи педагога назвать и объяснить символику, достопримечательности, промышленные объекты, с географическим расположением города, природными ресурсами.
2. Называет свой домашний адрес, адрес детского сада
– ребёнок не имеет никакого представления о понятии «домашний адрес», не понимает о чём речь, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.
+ ребёнок имеет полное представление о домашнем адресе, может свободно без помощи педагога назвать и с увлеченность рассказывает о родном городе, семье, д/саде.
3. Русский народный фольклор
- ребёнок затрудняется осмыслить и объяснить смысл понятия «фольклор», не знает ни одного фольклорного произведения, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.
+ ребёнок имеет полное и правильное представление о фольклорных произведениях, знает и понимает смысл понятия «фольклор», понимает о роли русского народного фольклора в истории мирового искусства.
4. Традиционные обрядовые праздники
– ребёнок не знает ни одного тематического праздника, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.
+ ребёнок имеет полное представление о русских традиционных праздниках, может самостоятельно объяснить смысл каждого из праздников.
5. Народные промыслы в районе.
– ребёнок не имеет представления о народных промыслах в районе, городе. Даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога
+ ребёнок имеет полное представление о понятии «народные промыслы», самостоятельно умеет объяснить, в чём заключается смысл народных промыслов, активен, самостоятелен в своих суждениях, высказываниях.
6. Предметы русского быта.
– ребёнок не имеет никакого представления о понятии «предметы русского быта», не понимает о чём речь, даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.
+ ребёнок имеет полное представление о разнообразных предметах русского быта, может свободно без помощи педагога назвать и объяснить назначения предметов русского быта.
7. Называет место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых;
– ребёнок не имеет никакого представления о понятии «место работы родителей», не понимает о чём речь, даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.
+ ребёнок имеет полное представление о работе своих родителей, может свободно без помощи педагога назвать и объяснить значимость их труда.