людмила щербак
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Весёлая карусель»
▼ Скачать +Заказ
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы
Образовательная область художественно-эстетическое развитие
Подготовила музыкальный руководитель МАДОУ д/с №10 г. Калининград
Весёлая карусель
Программное содержание:
Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа.
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы „Весёлая карусель“» размещена в разделах
Познакомить с русской народной песней – шуточной, хороводной.
Закрепить умение, использовать знакомые движения в плясках.
Учить передавать ритмический рисунок песни с помощью русских народных ударных инструментов.
Вызывать эмоциональный отклик на разнохарактерную музыку.
Учить различать изобразительность музыки.
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в зал под русскую народную песню «Как у наших у ворот», идут змейкой, заводят «улиточку», выходят на круг - здороваются.
М. р. Здравствуйте, люди добрые, гости званые, гости желанные. Приятно видеть вас в добром здравии. Добро пожаловать! Мы принарядились сегодня неспроста. Будем петь, плясать, как в старину. У нас в почёте мудрость народная, русские обычаи и традиции.
Начнём мы с пословиц и поговорок. Пословица – душа и ум русского народа. В ней – и к Родине любовь, и хвала труду, и мудрость народная. Я начну, а вы – продолжайте.
Доброму гостю всегда рады.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Землю солнце красит, а человека – труд.
Рукам работа – душе праздник.
Ученье – путь к уменью.
Хорошему делу – хорошая песня.
Хорошо говорить врозь, а петь вместе.
Делу время - потехе час.
М. р. Молодцы, много пословиц знаете. Что ж, люди умные, да смекалистые, для вас забава на внимание. Сами потешимся, гостей позабавим.
Речевая игра «Дидили, дидили». (Русская народная потешка. Работа с ритмом.)
М. р. Потешились, позабавились, а сейчас отдохнём. Присаживайтесь, гости дорогие. Красному гостю – красное место! Меня послушайте, загадку отгадайте.
Без неё в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под весёлую (гармошку).
М. р. Сегодня мы продолжим наш разговор о русской гармони.
Она вздохнёт и развернётся,
И по деревне вдоль пройдётся,
И соберётся в круг народ,
Что хочешь, спляшет и споёт!
(Н. Пикулева)
М. р. Что вы о ней знаете?
Дети. Это народный музыкальный инструмент. Под гармонь пели частушки и плясали. Русская гармонь сопровождала любой праздник на селе.
М. р. Послушайте знакомую вам пьесу, вспомните её название и назовите композитора.
Дети слушают муз. пьесу «Парень с гармошкой» Г. В. Свиридова.
М. р. Какая музыка по характеру? Какое настроение она передаёт?
(Музыка весёлая, задорная, озорная, плясовая, шутливая, бойкая, быстрая, звонкая.)
М. р. Музыка похожа на задорную, весёлую частушку. Люди поют и приплясывают. Эта музыка искрится весельем.
М. р. Какую картину вы представляете, слушая эту музыку? (ответы детей)
А сейчас посмотрите на эту картину. Она называется «Праздник в деревне». Написал её русский художник Борис Кустодиев. Мы видим, как девушки и парни танцуют, а гармонист играет. Подумайте, созвучно ли музыке, которую мы слушали, настроение этой картины? (Ответы детей).
М. р. Да, созвучно. Радостно звучат краски в картине, и такие же яркие музыкальные краски использовал в пьесе «Парень с гармошкой» композитор Свиридов. Сейчас вы послушаете ещё одну музыкальную пьесу с близким названием.
«Мужик на гармонике играет»
Вот портрет композитора, который написал эту пьесу - Петр Ильич Чайковский.
Послушайте внимательно и ответьте, похожа эта музыка на плясовую, или не очень?
М. р. Да, эта пьеса более медленная, тяжёлая, важная. Под эту музыку можно медленно шагать.
Музыкант играет всё время одно и то же – громко, важно, но не очень умело
Подсмотрел наверно Пётр Ильич где-то на улице такую картину и написал её музыкальный образ.
У художника Бориса Кустодиева есть картина «Парень с гармошкой».
Как вы думаете, музыка Чайковского передаёт характер этой картины?
Радостная музыка связана с яркими красками, а здесь тона более мягкие, спокойные.
Чем похожи эти музыкальные пьесы?
Они громкие, похожи на игру гармошки.
Отличаются пьесы тем, что написаны они в разное время.
Свиридов – современный композитор, его пьеса напоминает частушку наших дней, острую, задорную.
Чайковский – композитор, который жил в прошлом веке. Его музыке не характерны такие острые созвучия.
М. р. В народе не зря говорят: «Без песни хоть тресни». А песен народных видимо - невидимо. Мы с вами тоже вспомним русские народные песни. Но прежде голос должен проснуться. Тогда звучание будет хорошим. Чтобы звук был полным и свободным, надо правильно сидеть.
Давайте представим, что мы с вами играем на гармошке. Как на ней играют?
Давайте поучимся петь громко и тихо с её помощью. Когда руки широко раздвинуты – поём громко, в полный голос, когда руки сдвигаются – убавляем звучание.
Дети распеваются - «Я играю громко», «Я играю тихо».
М. Р. Ваш голос мы подготовили для пения.
Послушайте музыкальное вступление и скажите, какую песню мы сейчас исполним. Шуточная русская народная песня «Емелина неделя».
Чтобы песня прозвучала красиво нужно её спеть выразительно. Обратите внимание на лёгкость исполнения музыкального проигрыша, который имитирует игру на балалайке.
М. р. Для вас ещё одна загадка.
Деревянная подружка
Без неё мы как без рук
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот,
И обжечься не даёт (деревянная ложка)
Да, это деревянная ложка. Русские люди любили веселиться, и даже ложки у них служили ударными инструментами. Настоящие музыканты играли на трёх, четырёх, и даже на десяти ложках одновременно.
А то, что ложка – веселушка, мы сейчас докажем. Поскорее выходите, гостей повеселите. Дети исполняют песню «Ложки деревенские» муз. З. Роот
Славно у вас получается! Петь да веселиться вы мастера.
М. р. Много весёлых народных игр сохранилось в памяти людей. «Золотые ворота», «Лапта», «Бояре», «Ручеёк», «Догонялки». Время и нам поиграть.
Русская народная игра «Как у дяди Якова».
М. р. Ни один праздник на Руси не обходился без хоровода. Время и нам хоровод завести. Девочки ведут хоровод под песню «Матрёшки» муз. В. Темнова
М. р. Вот и закончилась ещё одна наша встреча с русским народным творчеством. Время прощаться.
Итог занятия.
М. р. Благодарю душевно всех! До свидания. Всем вам жить да не тужить… До ста лет дожить!