МААМ-картинки

Возрастные особенности речевого развития детей раннего возраста

Ирина Русинова
Возрастные особенности речевого развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Являясь наиболее поздно возникающей высшей психической функцией, развитие речи может быть реализовано множеством сценариев, включающие и те, что связаны с вариациями начала активности. Скорость формирования и развития высших психических функций, как и других функциональных составляющих индивида, индивидуальны у каждого ребенка – возможна вариабельность последовательности их возникновения и длительности созревания, что особенно часто проявляется при формировании речи.

Темочки:

Речь возникает на определенном этапе развития и весь период речевого развития до трех лет считается сензитивным – особо чувствительным как к восприятию речи социального окружения, так и к влиянию факторов внешней и внутренней среды. Рассматривая ранний возраст можно говорить о том, что это уникальный период в развитии ребенка, отличающийся рядом особенностей, быстрым темпом физического и психического развития, а также важнейшим этапом речевого развития. Проанализируем данный период онтогенеза с точки зрения возрастных особенностей речевого развития детей раннего возраста.

Раннее детство, определяется И. Ю. Кулагиной во временном промежутке от 1 года до 3 лет и представляется автором как сензитивный период усвоения речи [12, с. 73]. Автором отмечается, что автономная речь ребенка, как один из ранних этапов речевого развития, довольно быстро трансформируется и исчезает при благоприятных условиях, которые в первую очередь зависят от полноценного общения ребенка со значимыми взрослыми. В исследованиях И. Ю. Кулагиной выявлено, что, осваивая родную речь, ребенок овладевает фонетической, семантической ее сторонами, произношение слов становится все более правильным в процессе взросления, что приводит к усвоению основных звуков родного языка уже к окончанию раннего возраста.

В период раннего детства быстро растет и пополняется пассивный словарь и количество понимаемых слов. К двум годам ребенок начинает понимать и отчасти оперировать почти всеми словами, которые произносят взрослые, представляя предметы окружающей действительности [12, с. 74]. Интенсивно развивается и активная речи: растет активный словарь, появляются первые фазы, первые вопросы, обращенные к ближайшему социальному окружению. Автором отмечается, что чаще всего такие обращения носят субъективную деятельность («Папа идет», действия с объектами («Дай лопатку») или действия к месту («Она там»). К трем годам, окончанию раннего детства, усваиваются грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка, в речи встречаются практически все части речи и разнообразные типы предложений. Проведя ряд исследований в рамках возрастной педагогики и психологии, И. Ю. Кулагина замечает, что речевая активность ребенка обыкновенно резко возрастает к окончанию раннего возраста (от 2 до 3 лет) за счет расширения круга общения ребенка и совместной деятельности как со сверстниками, так и значимым взрослым.

Рассматривая характеристику становления речи в норме, можно говорить о том, что пропедевтический этап к овладению речи, который характеризует период младенчества и фактически предстает собой подготовительный этап к непосредственно собственной речевой деятельности, завершается в раннем возрасте с появлением первых слов и начинается становление активной речи [4, с. 44]. Преддошкольный по классификации А. Н. Леонтьева и непосредственный этап возникновения речи по М. И. Лисиной, обыкновенно ограничен временными рамками от года до трех лет. В данный период ребенок проявляет активное внимание к артикуляции социального окружения, охотно повторяет за говорящими и произносит слова, в которых допустимо путает, переставляет местами, искажает и пропускает звуки. Изучение научно-методической литературы показывает, что первые слова носят «обобщенно-смысловой недифференцированный характер» – Т. Е. Браудо отмечает, что одними и теми же словами или звукосочетаниями, ребенок раннего возраста может обозначать предмет, просьбу и эмоцию [4, с. 44]. Понятийная нагрузка в данном случае привязана к ситуации, а высказывания ребенок активно сопровождает жестами и мимикой, что носит главенствующее значение в полноценном речевом развитии.

К полутора годам ребенок обыкновенно произносит все гласные звуки, ему доступны многие согласные звуки («м», «п», «б», «к», «г», «т», «д», «н», «в», «ф», «х», а также звук «й». Практическая деятельность показывает, что многие звуки ребенок произносит смягченно («дяй», «ня», а отчетливость произнесение зависит от места нахождения в слове – если после согласного идет гласный звук, ребенок произносит его верно («мама», «папа»). Однако, если слово состоит из трех и более слогов («паина» – машина, «аипед» –велосипед, или же в нем стоит два согласных звука рядом («вей» – дверь, то ребенок раннего возраста испытывает допустимые трудности. К восемнадцати месяцам слова приобретают обобщенных характер, проявляется способность понимания объяснения взрослого, усвоение знаний, накопление новых слов, что отражает благоприятное развитие всех высших психических функций. На протяжении всего раннего детства, происходит активное пополнение словарного запаса – автор отмечает, что к полутора годам ребенок владеет 10-15 словами, к концу второго года жизни словарный запас возрастает до 300 слов, тогда как к трем годам – словарный запас содержит в себе более 1000 слов [24, с. 10].

Начало третьего года жизни знаменуется началом формирования грамматического строя речи. Сначала ребенок выражает свои желания просьбой из одного слова («дяй», затем – примитивными фразами без согласования. О. Ф. Богатая отмечает, что в данный период является этапом физиологического аграмматизма – ребенок начинает применять в общении неверно выстроенные грамматические структуры («мама, дай кука» – мама, дай куклу) [19, с. 10]. В последующем происходит постепенное проявление элементов согласования и соподчинения слов в предложении. На данном этапе, как отмечает Т. Е. Браудо, важным моментом является накопление глагольного словаря и согласование в рамках глагольного управления: «я хочу (что делать) есть». К трем годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания, пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы («иди–идет–идем–не иду») [19, с. 11]. С позиции А. Н. Гвоздева, к трем годам в словарь ребенка входят все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия, а также служебные слова: предлоги, союзы, частицы и междометия [3, с. 55]. Рассматривая формирование диалогической речи, мы можем говорить о том, что ребенок к концу раннего возраста все чаще становится инициатором общения, а к окончанию периода раннего детства – начинается развитие монологической речи.

На основании вышеизложенного мы можем говорить о том, что ранний возраст является наиболее благоприятным и интенсивным периодом в развитии речи ребенка. Изучение научно-методической литературы показало, что к трем годам практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас. К концу раннего детства дети активно взаимодействуют как со взрослыми, так и со сверстниками, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя наиболее простые грамматические категории речи. Именно в раннем возрасте, по мнению О. Ф. Богатой, все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования и наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию, что актуализирует педагогическую работу по речевому развитию на базе дошкольного образовательного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В. В. Роль сказки в развитии культуры речи дошкольника и представления о семейных отношениях / В. В, Абраменкова // Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 165-168.

2. Авдулова Т. П. Современные психологические тенденции развития речи в раннем возрасте / Т. П. Авдулова // Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 15 декабря 2016. – М. : МАНПО, 2017. – С. 161-165.

3. Бизикова О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах. Учебное пособие / О. А. Бизикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 93 с.

4. Браудо Т. Е. Онтогенез речевого развития / Т. Е. Браудо, М. Ю. Бобылова, М. В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. – 2017. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 19.09.2020).

5. Веракса А. Н. Развитие речи в дошкольном детстве /А. Н. Веркаса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №1. – С. 56-63.

6. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет / Л. Н. Галигузова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 64 с.

7. Горлова О. А. Особенности строения и развития речевой деятельности детей раннего возраста / О. А. Горлова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №9. – С. 147-150.

8. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / под. ред. Н. В. Серебряковой. – СПб. : КАРО, 2008. – 64 с.

9. Иванова Е. В. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий / Е. В. Иванова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – №3-3. – С. 633-637.

10. Китик Е. Е. Основы логопедии : учебное пособие / Е. Е. Китик. – М. : Флинта, 2019. – 196 с.

11. Ковригина, Л. В. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития: учебно-методический комплекс / Л. В. Ковригина. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 170 с.

12. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Академический проект, 2018. – 420 с.

13. Лисина М. И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной; На-уч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1985. – 208 с.

14. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко – URL: http://bcoreanda.com/Downloader/Dictionary/BigPsyh.pdf (дата обращения: 12.09.2020).

15. Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте / Г. Л. Розенгарт-Пупко ; Акад. мед. наук СССР. Ордена Труд. красного знамени ин-т педиатрии. – М. : Изд. и тип. Изд-ва Акад. мед. наук СССР, 1948.

200 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006005757 (дата обращения: 13.09.2020).

16. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М. : Оникс, 2003. – 624 с.

17. Рузская А. Г. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста / А. Г. Рузская, С. Ю. Мещерякова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2207. – 64 с.

18. Санникова Л. Н., Горностай Т. Л. Развитие речи у детей раннего возраста в семье: психолого-педагогическое сопровождение / Л. Н. Санникова, Т. Л. Горностай // Мир детства и образование. Сборник материалов Х очно-заочной Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 110-113.

19. Система работы по развитию речи у детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации / авт. -сост. О. Ф. Богатая. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2020. – 86 с.

20. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 509 с.

21. Теплюк С. Н. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации / С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы / отв. ред. Т. В. Цветкова. – М. : Сфера, 2018. – 96 с.

23. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в схемах: учебное пособие / М. В. Скопинова – М. : Проспект, 2019. – 128 с.

24. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возрастаДидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возраста Дети раннего возраста восприимчивы к звукам речи, обладают повышенной языковой чувствительностью, потому еще на этом этапе нужно начинать.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности речевого развития детей раннего возраста
Опубликовано: 15 января 2025 в 16:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрастные особенности речевого развития детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Русинова (УИ 909718) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД