надежда смирнова
Конспект НОД по окружающему миру «Звери зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта НОД (окружающий мир)
Тема: «ЛЕСНЫЕ ОБИТАТЕЛИ- ЗВЕРИ».
Воспитатель: Смирнова Н. В.
Возраст: 4-5 л. (средняя группа)
Игровая мотивация: Рассказать Лунтику об обитателях зимнего леса.
Задачи:
Образовательные: дать понятие о группах диких животных (хищники-травоядные, об их зимнем жилище и способах питания.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемной ситуации,
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Звери зимой“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивающие: способствовать формированию умения анализировать, обобщать, делать выводы, способствовать формированию умения создавать символы и использовать их, закреплять знания следов диких животных, активизировать речь
Словарная работа: дупло, нора, логово, хищник, травоядное
Предварительная деятельность: беседы о диких животных, рассматривание иллюстраций зимнего леса и животных в нем, игровое пособие «Узнай чьи следы»
Материал для воспитателя: компьютерная презентация, техкарта НОД, картинки: лиса, заяц, волк, белка
Материал для детей: медали с изображением диких животных, листы с изображением силуэтов диких животных, фломастеры.
Ход:
1 Мотивационный этап.
Воспитатель вносит в группу письмо от Лунтика:
Здравствуйте ребята. Пишет Вам Лунтик. Я на луне. И вот однажды мама мне прочитала такое стихотворение
Чтение стихотворения «Что такое лес?»
Что такое лес? Сосны до небес,
Берёзы да дубы, ягоды, грибы…
Звериные тропинки, тропинки да низинки,
Мягкая трава, на суку сова.
Ландыш серебристый, воздух чистый – чистый,
И родник с живой ключевой водой.
Мне оно так понравилось, но я, к сожалению, не знаю, кого можно встретить в лесу зимой. Расскажите мне, пожалуйста, про обитателей леса. Буду с нетерпением ждать вашего ответа. А для того чтобы вам было интересней играть, я прислал вам медальки.
Воспитатель достает из конверта медали с изображением диких животных, предлагает надеть их, изобразить их, а затем найти себе пару- зверей, которые похожи друг на друга (волк-лиса, мышь-белка, лось-олень, без пары остаются медведь и заяц.
-Объясните, почему вы именно так встали пары?
-Почему остались без пары медведь и заяц?
Я предлагаю вам найти решение самим после рассказа о диких животных. Ведь Лунтик очень хочет узнать о них. (Дети слушают, отвечают на вопросы, выполняют задание.
Возможные ответы детей: Волк и лиса похожи внешне, мышь и белка- грызуны, у оленя и лося есть копыта и т. п. Медведь и заяц дикие животные.
Дети попадают в затруднение.
2 Ориентировочный этап.
Давайте мы с вами отправимся в путешествие. А всё что мы там увидим, мы будем запоминать, и потом вы будете рассказывать, а я записывать для того, чтобы отправить ответ Лунтику. Но прежде чем мы отправимся с вами в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. Я вам буду показывать картинки, а вы должны подумать и ответить хорошо это, или плохо.
Воспитатель показывает картинки и сопровождает их словами:
1. Если я приду в лесок
И обижу пташку? (плохо)
2. Если крикну громко я,
музыку послушаю (плохо)
3. Если ягод на пеньке
Я зверям оставлю (хорошо)
4. Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хорошо)
5. Если разведу костер,
А тушить не буду? (плохо)
6. Если сильно насорю
И убрать забуду. (плохо)
7. Если мусор уберу,
Банку закапаю? (хорошо)
Я вижу, что правила вы знаете, тогда в путь.
(Звучит музыка) Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что вы попали в лес.
НА ЭКРАНЕ КАРТИНКА ЗИМНЕГО ЛЕСА
3. Исполнительский этап.
- Какое время года? А что происходит в это время года в лесу?
-Давайте вспомним, каких животных можно встретить в лесу зимой, но не просто называть, а мы с вами поиграем: я буду читать загадки, а вы отгадывать.
Дидактическая упражнение «Узнай по описанию».
1. Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
НА ЭКАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТИНКА
Расскажите о зайце
-Где живут?
-Чем питаются?
2. Проворная, запасливая, рыжая или серая, любит орешки. (Белка.)
Расскажите о белке (КАРТИНКА НА ЭКРАН)
-Где живет?
-Чем питается?
3. Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
Расскажите лисе (КАРТИНКА НА ЭКРАН)
-Где живет?
-Чем питается?
4. А про это животное говорят, что его ноги кормят. У него серая шерсть, острые зубы. (КАРТИНКА НА ЭКРАН)
-Где живет?
-Чем питается?
-Какое дикое животное вы еще не назвали?
Я думаю, что в лесу зимой можно встретить самого крупного и большого в наших лесах зверя. А ещё он бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
Докажите почему нет.
Да вы правы.
Сколько нового узнал теперь Лунтик.
Только он наверное не знает на какие группы делятся дикие животные. Кто чем питается? Давайте ему расскажем. А для этого нам надо подойти к столам.
Физкультминутка «На водопой»
А сейчас давайте немного поиграем.
Как- то раз лесной тропой, звери шли на водопой
(идут по кругу)
- за мамой лосихой, топал лосёнок
(топают, высоко поднимая ноги)
- за мамой лисицей, крался лисёнок
(крадутся)
- за мамой ежихой, катился ежонок
(имитируют наматывание клубка)
- за мамой медведицей, шёл медвежонок
(шагают вразвалочку)
- за мамой белкой, скакали бельчата,
(прыжки вперёд)
- за мамой зайчихой, косые зайчата
(показывают руками длинные ушки)
- волчица вела за собою волчат
(маршируют)
Все мамы и дети напиться хотят.
РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Подошли к столам.
Группируют животных по пропитанию
Подбирают символы для обозначения.
Приходят к выводу, что животные делятся на группы: травоядные и хищники.
А теперь давайте проверим, много ли вы узнали и запомнили о животных, чтобы написать письмо Лунтику.
Мы поиграем в игру «А что не так?»
Я буду читать описания животных, а вы будьте внимательнее, найдите ошибки, догадайтесь, о ком я говорю.
1. Этот заяц большой, шуба у него густая, зубы острые, никого не боится, живет в логове, относится к группе травоядных.
Я правильно про зайца рассказала? А про кого это рассказ? (выставляется картинка волка);
2. Уши и хвост у волка более длинные, зимой и летом он серого цвета, а хвост всегда черный. Правда, к зиме бока светлеют, а спинка остается русой.
Волк зимой обгладывает кору с молодых осинок и ив. Иногда кормится сеном и корой фруктовых деревьев, относится к группе хищников.
Я правильно про волка рассказала? А про кого это рассказ? (выставляется картинка зайца);
3. Лиса - проворная, запасливая, рыжая или серая, грызет все, что ей по зубам: грибы, шишки, разные корешки. Поэтому лису относят к грызунам, относится к группе хищников.
Я правильно про лису рассказала? А про кого это рассказ? (выставляется картинка белки);
4. Это рыженькое животное, сильное, похоже на собаку, живёт в дупле, относится к группе травоядных.
Про кого я рассказала? А что перепутала? (выставляется картинка лисы);
Дети рассказывают о каждом животном, изображенном на картинке.
Но вот наступает вечер, и всем животным пора отправляться по домам. Но кто где живёт.
ИГРА ИКТ ПО СЛЕДАМ
Давайте обратим внимание на ваши медали и вспомним в какие пары вы встали. И если вы внимательно слушали, то теперь легко найдете пару медведю и зайцу.
Дети приходят к выводу, что медведь может встать в пару любому хищнику, а заяц к любому травоядному.
Вот мы и нашли пары для всех животных.
Ну, что ж, я думаю, что Лунтик, прочитав наше письмо, узнает много нового про обитателей леса. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза.
Раз, два, три музыка нас в детский сад верни.
4 Рефлексивный этап:
Ребята, вам понравилось путешествие по лесу. Кого вы видели в лесу? Что вам удавалось во время нашего путешествия, а что нет? Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы внимательные, добрые дети. Что бы вы рассказали Лунтику?
5 Перспективный этап:
Нужно, чтобы Лунтик скорее получил наше письмо. Вечером мы с вами сложим большой конверт, вложим в него наше послание, а после прогулки можно нарисовать животных, и мы отправим рисунки Лунтику в подарок.
Организация развивающей предметно-пространственной среды после проведения НОД (объекты исследования и др.)
Шапочки-медали к подвижным играм, дидактическое пособие- презентация «Кто где живёт?»