Светлана Емельянова
Конспект НОД «Знакомтво о свойствами различных материалов» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «Знакомство со свойствами различных материалов».
Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие» :
1. Расширять и уточнять словарь по теме «Знакомство со свойствами различных материалов».
2. Закреплять умение употреблять в самостоятельной речи относительные прилагательные.
Публикация «Конспект НОД „Знакомтво о свойствами различных материалов“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
3. Формировать умение вслушиваться в окончания прилагательных, различая мужской, женский, средний род.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
1. Познакомить детей с основными свойствами материалов : дерево, бумага, стекло, пластмасса, железо; предметами, сделанными из них.
2. Развивать внимание, память, словесно – логическое мышление и связную речь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
1. Воспитывать усидчивость, умение слушать и оценивать ответы товарищей.
Образовательная область «Физическое развитие» :
1. Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.
Оборудование: предметы из различных материалов, картинки с изображением различных предметов.
Ход НОД
1. Открытый вход в деятельность
Логопед предлагает детям сесть на стулья полукругом.
2. Вводно - организационный
Отгадайте загадки:
*Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь – разобьюсь (стекло)
*Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой, альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном, неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадайтесь сами! (бумага)
*Я блестящий, звонкий, прочный, твердый я – материал.
Ты, дружок, меня узнал? Называюсь я … (металл)
*Из меня шкафы и стулья, сядь на них уверенно.
Очень прочные они, сделаны из (дерева)
3. Мотивация на деятельность
Логопед – все предметы, окружающие нас сделаны из какого – либо материала. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
4. Расширение имеющихся знаний
Д/и «Разложи картинки»
У детей на столах картинки с изображением разных предметов.
Назовите предметы из дерева (стол, стул, шкаф, матрешка)
Назовите предметы из металла (гвоздь, машина, сковорода, вилка)
Назовите предметы из бумаги (книга, альбом, плакат, календарь)
Назовите предметы из стекла (лампочка, стакан, ваза, флакон)
Предметы из дерева (какие) – деревянные
Из стекла – стеклянные
Из бумаги – бумажные
Из металла – металлические.
Д/и «Из чего, какой?»
Детям предлагается рассказать о предмете. (У меня деревянная ложка. У меня железный нож. И т. д.)
5. Динамическая пауза
Раз, два, три, четыре – нужна мебель для квартиры.
Грузчиков мы пригласим и поедем в магазин.
- Что там сегодня продают?
- Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты.
6. Знакомство с новым материалом
Экспериментальная часть.
Сейчас мы с вами подробно поговорим о каждом из материалов, определим их свойства и вспомним о некоторых правилах безопасности. У металлических и деревянных предметов свойства и качества одинаковые или разные? (ответы детей)
Какие на ощупь деревянные предметы? Твердые или мягкие? А металлические? А если мы бросим их на пол, что с ними станет? (дети бросают предметы на пол и убеждаются, что деревянные и металлические предметы прочные, они не разбиваются)
Логопед подводит итог, что у деревянных и металлических предметов есть одинаковые свойства и качества – они прочные и твердые.
Давайте проверим, если постучать металл о металл, а дерево о дерево, какой звук получится? (выясняют, что у дерева звук глухой, а у металла более звонкий)
Как вы думаете, мы сможем постругать деревянную палочку? У нас получится? А металлическую?
Логопед стругает палочку вместе с детьми. Дети видят, что это получается, проделывает тоже с металлической палочкой.
Ребята, почему деревянная палочка легко стругается, а металлическая нет?
Дерево мягче, чем металл.
- Интересно, тонут ли ваши предметы в воде?
Дети опускают предметы в таз с водой и убеждаются, что металл тонет. А дерево нет.
- Почему же так происходит?
Дерево пористое, а металл плотный.
Логопед показывает детям молоток и спрашивает, из какого материала он сделан?
- Мы с вами убедились, что металлические предметы тонут, а деревянные всплывают. Как вы думаете, молоток потонет, или всплывет? Дети спорят, каждый доказывает свою версию. Опускают молоток в воду и видят, что металлическая часть тонет, а деревянная всплывает. Дети оставляют предметы на столе и присаживаются на стульчики.
Дерево и металл полезны и необходимы, но давайте вспомним об опасности, которую они представляют. Дерево хорошо горит, при работе с инструментами по обработке дерева (ножи, пилы, топоры, рубанки) необходимо соблюдать осторожность, чтобы не пораниться. Металлические предметы могут быть очень острыми, они могут накалиться от огня и стать горячими, в мороз нельзя прикасаться к металлическим предметам языком. Демонстрация картинок (горящее дерево, прилипший язык, острые предметы)
Расскажите о бумаге.
Бумага горит (поджигаем бумагу)
Бумага легко рвется (разорвать бумагу)
Бумага пропускает воду (налить воды в бумажный кулек)
Чем может быть опасна бумага? (легко загорается, работа с ножницами)
Стекло (какое) прозрачное (налить воду в стакан)
Не пропускает воду, гладкое, холодное, скользкое. Хрупкое. От удара разбивается. Получаются острые осколки, о которые можно пораниться (разбить лампочку, продемонстрировать осколки)
7. Открытый выход из деятельности
- Рассмотрите предметы, которые находятся у нас в группе, определите, из каких материалов они сделаны.