Регина Шаехова
Конспект НОД в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и расширить представления о зимующих птицах.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
3. Расширять знания детей о зимующих птицах родного края.
4. Научить правильно подкармливать птиц.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание картинок; чтение художественной литературы; заучивание стихов и песен, изготовление кормушек (совместная деятельность с родителями).
Материалы и оборудование: Предметные картинки с изображением птиц, аудиозапись голосов птиц, видеопроектор, экран.
Ход непрерывно образовательной деятельности:
Дети стоят в кругу
Слайд 1 - доброта
Воспитатель:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Воспитатель: Ребята, давайте мы тоже друг с другом поздороваемся, подарим друг другу добро. Сделаем круг – это у нас «Круг добра», взялись все за руки. Мы будем передавать друг другу свое добро через ласковые слова. Какие ласковые и вежливые слова вы знаете?
(Под музыку передают свое добро)
Дети: Спасибо, пожалуйста, будьте здоровы, доброе утро, благодарю, извините….
Воспитатель: Молодцы. Вы подарили друг другу частичку своего добра. Ребята, вы, любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Послушайте внимательно загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Дети: Зима.
Слайд 2 - зима
Воспитатель: Правильно. Скажите, какая она зима?
Дети: Холодная, снежная, ледяная, волшебная, белая, суровая, морозная.
Слайд 3 – признаки зимы
Воспитатель: Да, правильно вы перечислили все признаки зимы. Сегодня, когда я шла на работу встретила почтальона, он мне передал конверт. Интересно, что в этом конверте, хотите посмотреть?
Слайд 4 - конверт
Дети: Да.
(Воспитатель открывает конверт, там письмо)
Воспитатель: Ребята, здесь письмо, давайте мы его прочитаем.
Слайд 5 – содержание письма
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Вам пишет письмо Старичок – лесовичок, хозяин лесного царства!
Слайд 6 – Старичок-лесовичок
Воспитатель: Красив лес зимой. Молчаливо стоят в лесу деревья и, кажется, что никого там нет. Но мой лес не пустой. В нем много моих друзей. Хотите увидеть – поторопитесь! Я приглашаю вас в гости в зимний лес».
Слайд 7 - Отрывок из мультфильма «Зимний лес»
Воспитатель: Ребята, хотите в гости к Старичку – лесовичку?
Дети: Да.
Воспитатель: На чем же мы поедим в лес?
Дети: на автобусе, на лыжах, пешком, на санках, на машине.
Воспитатель: Да, вы правильно сказали. Но, в этом году зима снежная и все дороги замело. Я предлагаю вам очутится в зимнем лесу с помощью волшебства. Мы все вместе произнесем волшебные слова, и окажемся на месте. Вы, согласны?
Дети: Да.
(Звучит музыка)
Воспитатель: Закрываем глаза и произносим волшебные слова: «Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись!».
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.)
Слайд 8 – зимний лес
Воспитатель: Ребята, открывайте глаза. Посмотрите вокруг, как красиво! Наше волшебство свершилось, и мы оказались в зимнем лесу. Сколько снега, как тихо в лесу, на зеленых ветках елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука, и кажется нет никого во всем лесу. Старичок-лесовичок не обманул нас, в лесу действительно очень красиво.
(Звучат голоса птиц)
Воспитатель: Ой, ребята, слышите, чьи это голоса?
Дети: Птиц.
Слайд 9 - птицы
Воспитатель: Правильно. Каких только птиц нет на свете! Где бы мы ни гуляли – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу - повсюду мы встречаем птиц. Многие птицы осенью улетают от нас в теплые края. Как они называются?
Дети: Перелетные птицы.
Слайд 10 - перелетные птицы
Воспитатель: Молодцы, ребята! А каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Ласточки, грачи, скворцы, соловьи.
Слайд 11 – лебеди, гуси, журавли…
Воспитатель: Ребята, также улетают в теплые края лебеди, гуси, грачи, журавли, цапли. Они живут на водоемах. Поэтому их мы называем водоплавающими птицами. Как вы думаете, почему они улетают?
Дети: Потому что зимой водоемы замерзают.
Воспитатель: Правильно, все водоемы замерзают, и птицам не с чем питаться. Молодцы! Про перелетных поговорили. Скажите, все ли птицы улетают в теплые края?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
Слайд 12 - Зимующие птицы
Воспитатель: Правильно. Вот о них, ребята мы сегодня и поговорим. Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: Воробей, ворона, сорока, голубь, синица, снегирь, дятел….
Воспитатель: А теперь послушайте, ребята расскажут про зимующих птиц, чем они питаются и где они живут.
Слайд 13 - Синица
1-й ребенок. Синица - яркая, нарядная птичка. Её легко запомнить по чёрному галстуку на чёрной грудке. На голове синички чёрная блестящая шапочка, щёки совершенно белые, а спинка, крылья и хвостик голубые. Клюв у синицы острый и сильный, а лапки очень цепкие, что позволяет птице цепляться за ветку и висеть вниз головой. Живут синицы повсеместно: в лесах, горах, селениях, парках и садах. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят эти птицы всё подряд : зёрна, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, сало и даже творог.
Слайд 14 - Воробей
2-й ребенок. Воробей – это маленькая, очень подвижная птичка с круглой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв у него тонкий, твердый, к концу заостренный: короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх. По земле он передвигается прыжками, очень, очень быстро, клюют корм. Пищу, они находят во дворах, на свалках, кормушках.
Слайд 15 - Снегирь
3-й ребенок. Снегирь – птица зимующая. Размером она чуть больше воробья, телосложение плотное. По окраске перьев птица голубовато- серая с черными крыльями, шапочкой, подбородком и хвостом. Питаются преимущественно ягодами, почками и семенами. Из ягод снегири выедают только семена, а мякоть плода выбрасывают.
Слайд 16 - Свиристель
4-й ребенок. Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать, свистеть". Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягоды рябины, а также плоды шиповника.
Слайд 17 - Голубь
5-й ребенок. Самая известная горожанам птица – это голубь. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Голубь — это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них. Пальцами он крепко цепляется за деревья, чтобы не упасть. Еще у этой птицы красивые, длинные и острые крылья. Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. А в городе все, что найдут съедобного на улице.
Слайд 18 - Клест
6-й ребенок. Клест – самая удивительная птица. Никаких морозов не боится. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!
Слайд 19 - Поползень
7-й ребенок. Поползень — птица активная, доброжелательная. Часто в стае синиц можно заметить маленьких птичек с серо-голубой спинкой, коротким хвостом и характерными темными полосами в районе глаз. Это поползни. Название свое поползень получил из-за привычки ползать по дереву, подобно дятлу. На стволе дерева поползень ищет насекомых, постукивая своим длинным и крепким клювом по коре.
Слайд 20 - Ворона
8-й ребенок. Ворона – это крупная птица плотного сложения с широким и тупым клювом. По внешнему виду ворону легко отличить от сородичей – тело у нее серого цвета, а вот голова, крылья и хвост – черные, с металлическим отливом. В питании вороны не привередливы. Они могут употреблять и животную и растительную пищу. В городах они, в основном, питаются отбросами.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как много интересного вы нам рассказали о зимующих птицах. Как вы думаете, что мы можем сделать, для того, чтобы они не умерли от холода и от голода?
Дети: Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц.
Воспитатель: Правильно, в первую очередь нужно изготовить и повесить кормушки для птиц. Как вы думаете, из чего можно изготовить кормушки?
Дети: из дерева, из картона.
Слайд 21 – Виды кормушек
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кормушки можно изготовить из пластиковой бутылки, из пакета от сока или молока, дерева, даже из чашки. Хорошо, кормушки изготовили и повесили, еще, что надо делать?
Дети: Покармливать птиц.
Воспитатель: Правильно, обязательно нужно подкармливать птиц зимой. Кормушки можно устраивать для них на балконе, в саду, в парке. Птицы зимой нуждаются в заботе и внимании.
Воспитатель: Молодцы! Не замерзли в зимнем лесу?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте мы с вами споем песню, и заодно согреемся.
Песня «Воробей»
Слайд 22 - Воробей
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас мы расскажем стихи про птиц.
Стихи
Слайды про птиц…
Воспитатель: Молодцы. А вы, любите играть.
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте поиграем. Игра называется «Собери картинку». Вам нужно будет собрать картинку из имеющихся деталей-пазлов.
Слайд картинки
(Проводится игр «Собери картинку», детям предлагаются пазлы, они должны собрать единую картину.)
Воспитатель: Умницы, как вы быстро собрали картинку! Вы знаете загадки о птицах? Кто хочет нам загадать?
(Дети загадывают загадки – отгадки на слайдах)
Воспитатель: Правильно, молодцы! Понравилась вам в зимнем лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: Мне тоже, как же здесь красиво, чистый воздух. Но, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте на прощанье мы споем с вами песню.
Песня «Чик – чирик».
Воспитатель: Молодцы! Спасибо, хозяину леса Старичку-лесовичку за такую увлекательную прогулку. Но подошло время вернуться обратно, в детский сад. Ребята, давайте еще раз произнесем волшебные слова, и очутимся в нашем детском саду.
Дети: «Раз, два, три повернись, в нашем детском саду окажись!».
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются в детском саду.)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в зимнем лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: О каких видах птиц вы сегодня узнали?
Дети: Перелетные, водоплавающие и зимующие.
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Ласточки, грачи, скворцы, соловьи.
Воспитатель: А какие водоплавающие птицы вам запомнились?
Дети: лебеди, гуси, грачи, журавли, цапли.
Воспитатель: Молодцы. А к зимующим птицам какие относятся?
Дети: Воробей, клест, синица, снегирь, дятел, ворона, голубь.
Воспитатель: Как мы можем помочь зимующим птицам?
Дети: Устраивать для них «Птичьи столовые», подкармливать их.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы узнали о жизни птиц зимой. Без птиц наша жизнь была бы скучна и не красива. Они дарят нам радость. О них нужно обязательно заботиться. Собираясь на прогулку не забудьте взять разный корм, который любят наши пернатые друзья и насыпать его в наши кормушки на участке.