Дина Масеева
Конспект НОД «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Терновка»
Составили воспитатель
Бектемирова Д. Е.
Цель: Уточнить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.
Публикация «Конспект НОД „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Активизировать словарь «зимующие птицы», «осёдлые», «кузнеца».
Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, фотографий птиц. Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Дятел», И. Соколов – Микитов «Синицы», Г. Скребицкий «Появились синички», М. Горький «Воробьишко», С. Алексеев «Снегирь».
Материал: Аудиозапись «Голоса птиц», концерт Вивальди «Зима». Картинки с изображением диких животных: белка, заяц, волк, лиса, медведь; птиц : воробей, голубь, синица, сова, дятел, сорока, ворона, снегирь, свиристель. Разнообразный корм для птиц.
Ход занятия: Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди «Зима».
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю нам с вами отправиться в зимний лес. Раз, два, три, четыре, пять – покружись, на лесной опушке окажись!
Дети кружатся и оказываются в зимнем лесу.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, вокруг, как красиво, какой свежий воздух в лесу. Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают.
Звучит запись «Голоса птиц». На столе лежат картинки с изображением животных, птиц.
Воспитатель: - Давайте внимательнее их рассмотрим. Как одним словом можно назвать белку, зайца, волка, лису?
Дети: - Дикие животные.
Воспитатель: - Правильно. А каких вы видите птиц? Назовите их.
Дети: - Снегирь, свиристель, воробей, голубь, дятел, синица, сова, сорока, ворона.
Воспитатель: - Молодцы! Как, одним словом можно назвать этих птиц?
Дети: - Зимующие.
Воспитатель: - Хорошо. Ребята, как вы думаете, каких птиц называют «осёдлыми»?
Дети: - Сорока, ворона, воробей, дятел.
Воспитатель: - Да, вы правы. А кто знает, почему их так называют?
Дети: - Эти птицы зимой и летом живут у нас в городе.
Воспитатель: - Да, Молодцы! Положите, пожалуйста, в одну сторону животных, а в другую птиц. Ребята, я знаю загадку о птичке. Попробуйте отгадать.
Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица?
То весёлая…
Дети: - Синица.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а что вы знаете о синичке?
Дети: - У синички жёлтая грудка, зелёная спинка, белые щёчки. Синички не улетают в тёплые края, а зимуют у нас.
Воспитатель: - Да, вы правы, они зимующие птицы. Синицы, очень подвижные птицы, увидев человека они быстро улетают. Ребята, скажите, какую полезную работу для леса выполняют синицы?
Дети: - Синички поедают с веток насекомых, гусениц.
Воспитатель: - Правильно, за один день синица успевает побывать на сотнях, а может быть, и на тысячах веток. Съесть множество яичек, куколок, гусениц. Зимой же синицам корма в лесу не хватает, вот они и подбираются ближе к людям. Как вы думаете, чем мы можем им помочь?
Дети: - Повесить кормушки, насыпать корм, развесить несолёное сало.
Воспитатель: - Верно, в кормушку можно насыпать семена тыквы, арбуза, крошки хлеба. Не зря говорит пословица: «Голодом страшна зима птицам, а не холодом». Пойдёмте дальше, полюбуемся зимней красотой природы.
Звучит аудиозапись стука дятла.
Воспитатель: - Чей голос мы слышим? Что вы знаете об этой птице?
Дети: - Дятел стучит по деревьям, добывая себе корм. У дятла красная шапочка на голове, сам он пёстрый. Любит клевать шишки.
Воспитатель: - Правильно! А шишку дятел любит клевать в определённой ямке, её называют «кузнеца».
Вот выдолбит он ямку в стволе сосны или ели, вставит туда шишку, расклюёт одну шишку – летит за другой, принесёт в клюве, вставит в
расщелину, а старую, пустую шишку, выбросит. Поэтому на снегу под «кузнецкой» дятла валяется целая куча пустых шишек. Ребята, кто знает, почему дятла называют «Лесным доктором?»
Дети: - Потому что дятел ест жуков и насекомых, которые живут под корой.
Воспитатель: - Да, достаёт он их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10 – 12 см. Язык у него липкий имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Пальцы на ногах имеют когти расположены не так, как у других птиц : два пальца направлены вперёд, а два – назад. Это позволяет дятлу прочно держаться за кору деревьев. Стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые – вредители и лес будет жить.
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Воспитатель: - ребята, а вы знаете, что птицы тоже умеют играть? Хотите, я вам покажу?
Физминутка. «Вороны»
Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар – кар – кар (громко)
Кар – кар – кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар – кар – кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза)
Воспитатель: - Ребята, скажите, какая у нас в Сибири зима бывает?
Дети: - Зима холодная, морозная, снежная.
Воспитатель: - Молодцы! Зима у нас суровая. Как вы думаете, легко ли будет птицам зиму пережить? Почему?
Дети: - Плохо будет птицам корм добывать, всё снегом засыплет. Будут сугробы.
Воспитатель: - Правильно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Вот мы и должны помочь птицам пережить зиму, подкормить их. Ребята, расскажите, какая птица, чем питается?
Дети: - Синички, воробьи любят семена, крошки хлеба, несолёное сало.
Воспитатель: - Хорошо! А снегири и свиристели любят клевать ягоды рябины и боярышника.
Дети: - Голуби любят семечки подсолнуха.
Воспитатель: - Вороны, сороки питаются остатками пищи, очистками. Ребята, я предлагаю нам с вами вечером, изготовить плакат о том, чем питаются птицы и повесить его в приёмной. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три – повернись, в детский сад возвратись.
Играет аудиозапись зимнего леса.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети: - Путешествие понравилось. Мы узнали много нового о зимующих птицах.
Воспитатель: - Скажите, о каких птицах мы сегодня подробно говорили?
Дети: - О зимующих птицах синицах, дятле.
Воспитатель: - Какое полезное дело делают эти птицы для леса?
Дети: - Уничтожают вредителей леса.
Воспитатель: - Как называется место, где дятлы расклёвывают шишки?
Дети: - «Кузнеца»
Воспитатель: - Как мы можем помочь птицам пережить зиму?
Дети: - Повесить кормушки, насыпать корм.
Воспитатель: - Правильно! Молодцы! Я предлагаю пойти на прогулку и покормить птиц.