Папки-передвижки

Конспект НОД «Волшебница-вода»

Людмила Скребкова
Конспект НОД «Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД «Волшебница-вода»

Возрастная группа: старшая.

Место проведения: групповое помещение «Фиалка» МДОУ №4 «Солнышко»

Дата проведения: 25 марта 2019г.

Длительность НОД: 25 минут.

Тип: обобщение и закрепление знаний детей.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Программа: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Тема НОД: «Волшебница-вода»

Публикация «Конспект НОД „Волшебница-вода“» размещена в разделах

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель НОД: формировать у детей представления о свойствах воды на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

- способствовать формированию навыков экспериментирования с водой;

- актуализировать знания воспитанников о том, кому нужна вода;

- закрепить знания о круговороте воды в природе.

2. Развивающие:

- способствовать развитию познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой;

- развивать наблюдательность и любознательность детей;

- способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, делать умозаключения, выражать свое мнение;

- поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

3. Воспитательные:

- способствовать воспитанию у детей интереса к исследовательской деятельности;

- воспитывать уважение друг к другу, умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;

- воспитывать самостоятельность детей в процессе опытов;

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы организации детских видов деятельности: наблюдение, общение, размышление, экспериментирование.

Оборудование:

Для педагога: мольберт; картинки-символы для обозначения свойств воды, стаканчики, ложка, вода, молоко,картинка «Круговорот воды в природе», чайник, зеркало.

Для детей: стаканчики, ложки, вода, соль, сахар, лимонная кислота, краски, морские камни, карточки с изображением природных явлений, мольберт.

Предварительная работа:

1. Совместная деятельность: наблюдение за сезонными изменениями в природе; беседа с детьми о значении воды, природных явлениях; знакомство с круговоротом воды в природе; чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ», рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой.

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: дидактические игры: «Кому нужна вода», «Где вода?», загадки; наблюдения в природе: за снегом, инеем, сосульками, льдом, дождем, таянием снега, ручьями.

3. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий, детских энциклопедий.

4. Словарная работа: обогащение словаря словами: круговорот, газообразное состояние.

Ход НОД

I часть: вводная. Организационный момент.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Воспитатель предлагает взяться за руки и сделать круг.

Воспитатель: Отгадайте мою загадку. Эта загадка об одном природном явлении.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

струя водопада и брызги фонтана,

тучи, туман, облака.

И ледяные пустыни

И снежный покров на земле,

Деревья, одетые в иней

И песня ручья по весне…

Дети: Вода.

Воспитатель: Действительно, это все вода. Мы уже знаем, что вода, удивительное вещество, которое есть только на нашей планете и, поэтому, жизнь существует только на нашей планете. Без воды никто не сможет жить. Скажите, кому нужна вода?

Дети: Людям, животным, птицам, растениям, насекомым.

Воспитатель: Ребята, вы помните, недавно мы играли в игру «Цирк» и наша волшебница и чародейка Соня показывала фокус с водой. Расскажите о нем, кто помнит?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Кто-нибудь из вас догадался, как Соне это удалось?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а ведь волшебница здесь вовсе не Соня, а вода! Вода обладает множествами свойств, которыми не обладают другие вещества на планете. И чтобы показать вам все свойства воды, я предлагаю вам стать научными исследователями и пройти в лабораторию. Сейчас мы будем проводить опыты с водой, прошу вас слушать меня внимательно, выполнять мои задания правильно, соблюдать тишину. Итак, юные исследователи, занимайте места за столами.

II часть: основная. Практическая (опытно-экспериментальная)

Опыт 1. Вода текучая и не имеет формы.

Воспитатель: Скажите, что такое вода?

Дети: Жидкость, …

Воспитатель: Правильно. Это природная жидкость?

Дети: Да. Воду создала природа.

Воспитатель: Раз это жидкость, давайте проверим, течет ли она.

(Воспитатель переливает воду из графина в стакан).

Воспитатель: Действительно. Вода перетекает из графина в стакан. А теперь я перелью воду в баночку круглой формы, какую форму приняла вода? А сейчас я перелью воду в вазу, какой формы стала вода? (Воспитатель переливает воду).

Дети: Формы баночки. Формы вазы.

Воспитатель: Имеет ли вода определённую фору?

Дети: Нет.

Вывод: 1 свойство воды – вода текучая, не имеет определенной формы (картинка-символ).

Опыт 2. Вода прозрачная.

Воспитатель: Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Дети: В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.

Воспитатель: Какой делаем вывод?

Дети: Вода – прозрачная.

Вывод: 2 свойство – вода прозрачная (картинка-символ).

Опыт 3. Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода? (Дети нюхают).

Дети: Вода ничем не пахнет.

Воспитатель: Правильно, вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать, чем пахнет.

(Воспитатель добавляет в воду ароматное масло и дает детям понюхать).

Воспитатель: Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Вода начинает пахнуть теми веществами, с которыми ее смешали.

Вывод. 3 свойство - вода не имеет запаха. Но она может пахнуть тем веществом, которое в нее добавлено (картинка-символ).

Опыт 4. Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Как вы думаете, вода имеет вкус? В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду). Какая она? Сладкая, солёная?

Дети: Вода безвкусная.

Воспитатель: У вас в стаканчиках различные пищевые вещества. Возьмите ложку и добавьте в воду одну ложку этого вещества, хорошо размешайте и попробуйте воду. Марина, какой вкус у твоей воду? Настя? И т. д. Воспитатель спрашивает каждого ребенка.

Дети: Сладкий, соленый, кислый.

Вывод: 4 свойство – чистая вода не имеет вкуса. Но вода принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено. (картинка-символ).

Опыт 5. Вода – растворитель.

Воспитатель: Мы добавили в воду пищевые вещества: сахар, соль и лимонную кислоту, вода изменила вкус, но куда делись сами эти вещества?

Дети: Они растворились.

Воспитатель: Правильно. Сахар, соль растворились, но никуда не исчезли они в воде, и вода приобрела их вкус. Мы знаем, что вода бесцветная прозрачная. Перед вами баночки с краской. Возьмите краску на кончике ложки и опустите в стакан с водой, перемешайте. Что вы видите?

Дети: Вода изменила свой цвет. Стала синей, красной и т. д.

Воспитатель: Правильно, краска растворилась в воде. Как вы думаете, если добавлю в воду кетчуп или томатный сок, какой она станет?

Дети: Красной.

Воспитатель: Какой вывод из этого следует?

Дети: Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Воспитатель: Вкус появился, запах появился, цвет. А что произойдет, если мы добавим в воду камни?. Давайте попробуем. Добавляем к воде камни, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворились ли камни?

Дети: Камни не растворяются в воде.

Воспитатель: Ребята, некоторые вещества, такие, как соль, сахар и др., растворяются в воде, потому что впитывают в себя воду и воду растворяет их изнутри. Но другие вещества, такие как камни, железо, песок не пропускают в себя воду и поэтому не растворяются.

Воспитатель: Правильно: вода растворяет вещества и может принимать не только их вкус, но и цвет.

Вывод: 5 свойство – вода растворитель, может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавлено (картинка-символ).

Воспитатель: Предлагаю отдохнуть, встаньте за своими стульчиками и повторяйте за мной.

Физминутка.

Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Всем лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте)

Мы зонты свои раскрыли. (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)

Опыт 6. Вода меняет температуру.

Воспитатель: Как вы думаете, какая сейчас температура воды в реке?

Дети: холодная, ледяная.

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой, потрогайте пальчиками. Какая вода у вас в стаканчиках?

Дети: Теплая, средняя…

Воспитатель: А что надо сделать с этой водой, чтобы она стала холодной?

Дети: Остудить.

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы вода стала горячей?

Дети: Нагреть.

Воспитатель: Как вы думаете, что будет происходить с водой, если вы доведем ее до кипения в чайнике? (Воспитатель вдали от детей показывает, как вода кипит в чайнике и идет пар).

Дети: Пойдет пар.

Воспитатель: Правильно. Вода начинает испаряться.

Воспитатель: Посмотрите, что сейчас произойдет. (Берет зеркало, держит его над паром, зеркало потеет. Показывает детям).

Дети: Зеркало запотело.

(Воспитатель проводит пальцем по зеркалу, скатываются капли. Спрашивает у детей, что происходит).

Дети: Пар превращается в воду.

Воспитатель: Правильно. Значит, что можно сказать о температуре воды, ее температура всегда одинакова?

Вывод: 6 свойство - вода меняет температуру, воде можно сделать теплой, холодной или горячей (картинка-символ).

Воспитатель: Как процесс испарения воды и выпадения ее в виде осадков называется в природе?

Дети: Круговорот воды в природе.

Воспитатель: Правильно. Кто расскажет об этом процессе по подробнее?

Дети: (отвечают по желанию).

Воспитатель: Мы знаем, что вода в природе существует в трех состояниях. Назовите их.

Дети: Вода – жидкость, лед и пар (газообразное состояние).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру. На столе лежат картинки с изображением природных явлений. Вам надо подойти, выбрать картинку с изображением природного явления, где есть вода и прикрепить на доске.

Дидактическая игра «Вода- не вода»

Дети выбирают картинки и крепят их на доске. При правильном результате на столе останутся картинки, не относящиеся к воде. Обсуждение результатов.

III часть: заключительная. Подведение итогов.

Воспитатель: Так кто же мне ответит, как наша Соня осуществила фокус с водой?

Дети: Вода окрасилась с помощью краски. На крышке была краска, Соня просто незаметно закрыла банку…

Воспитатель: Правильно. Вода растворила краску. Ведь она обладает множеством свойств. Назовите их.

Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту и по картинкам символам вспомнить все свойства воды.

Дети: Ответы детей: вода не имеет цвета, она прозрачная, вкуса, запаха; вода растворитель; в холоде вода застывает, в тепле – тает; при кипении превращается в пар, вода – хороший растворитель и т. д.

Воспитатель: Ребята, удивительное вещество. Более того, без воды не может быть жизни на Земле. Я надеюсь, вы будете бережнее относиться к водным ресурсам. И для того, чтобы вы не забывали, как важна вода для жизни всех живых существ, я подарю вам эти медали «Юных исследователей».

Воспитатель раздает медали. Дети прощаются и уходят.

Публикации по теме:

Конспект совместной деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода»Конспект совместной деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода» Конспект совместной деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода» Цель: Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать,.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД «Волшебница вода. Эксперименты и опыты с водой» Конспект НОД "Волшебница вода. Эксперименты и опыты с водой» Цель: развитие у дошкольников желания познавать мир через исследовательскую.

Конспект ООД по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста  «Волшебница вода» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Формирование целостной картины мира - Ознакомление.

Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе «Волшебница вода»Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе «Волшебница вода» Цели: -познакомить детей с основными свойствами воды, основываясь на проведенном опыте. - формировать представление о том, что вода является.

Конспект открытой ООД по познавательному развитию для детей средней группы «Волшебница вода»Конспект открытой ООД по познавательному развитию для детей средней группы «Волшебница вода» Образовательная область – «Познавательное развитие «Ознакомление с окружающим миром». Цель: Расширение представлений о воде, её свойствах.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект показательного занятия «Вода-волшебница»Конспект показательного занятия «Вода-волшебница» Программное содержание: Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами воды приёмами опытов: прозрачная, бесцветная,.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение.

Конспект занятия по экологии «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: формирование представлений о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Ход занятия: На окошке находим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Волшебница-вода»
Опубликовано: 7 ноября 2020 в 14:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Волшебница-вода»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Скребкова (УИ 1515325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД