Ашурова Светлана
Конспект НОД в старшей группе «Опыты с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Опыты с воздухом»
Цель: формирование представления о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
Задачи:
1. Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Опыты с воздухом“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
2. Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, информационно-коммуникационные, игровые.
Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, коктейльные палочки, мыльные пузыри – по количеству детей; подносы – 2 штуки, таблички с названием опытов, ИКТ.
Предварительная работа:
- наблюдение за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
- изготовление корабликов с парусами, вееров.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Содержание:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
(дети стоят в кругу)
Воспитатель: Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка
Поднимаясь, мчатся в даль
Самолетов звенья
Слава армии родной
В день ее рождения!
Воспитатель: Сейчас я хочу вам загадать загадки.
Петрушка:
Это что за вентилятор,
Над землей завис ребята!
И ревет и тарахтит,
Хоть без крыльев, но летит?
Дети: Вертолет!
Петрушка:
Кто мне скажет, что за птица
В небесах, как ветер мчится,
Белый чертит за собой
След в лазури голубой?
Дети: Самолет
Воспитатель: О каком виде транспорта были загадки?
Дети: О воздушном транспорте.
Воспитатель: Почему транспорт называется воздушным?
Дети: Летает по воздуху!
Петрушка: Правильно!
Воспитатель. : А вам интересно узнать, о свойствах воздуха?
Дети: ДА!
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в свою лабораторию. Сейчас мы будем проводить опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория?
Дети: Место, где проводят опыты.
Воспитатель: Правильно, это помещение, где проводят разные опыты.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
• На столах ничего не трогать без разрешения.
• Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
• Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
• Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Дети подходят к столам.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим, то он какой?
Дети: Прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитатель. : Ребята, давайте докажем, что воздух есть. А чтобы он его увидел, его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте подойдём к столам. Что лежит у меня на столе?
Дети: Полиэтиленовые пакеты.
1. Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель. : Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они?
Дети: Пустые, мятые.
Воспитатель: давайте наберем воздуха в пакет. Сначала откройте пакет, поднимите руки вверх с открытым пакетом, теперь отпускайте открытый пакет вниз, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Каким стал пакет?
Дети: Толстый, надутый.
Воспитатель: Почему он таким стал? Чем наполнен пакет?
Дети: наполнили Воздухом.
Воспитатель: Конечно, мы наполнили пакет воздухом. А вы его видите?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: невидимый, бесцветный, прозрачный.
Вывод: воздух невидимый. Ставим с детьми соответствующую Табличку.
Проходим к следующему столу
2. Опыт №2.(с трубочками для коктейлей) Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха.
Воспитатель: Что почувствовали?
Дети: ветер.
Воспитатель: Откуда появился этот поток воздуха?
Дети: из трубочки.
Воспитатель: Вдохните в себя воздух чувствуете как наполнились ваши легкие? А теперь выдохните в трубочку. Что вы почувствовали? Еще раз вдохните и выдохните в трубочку в стакане с водой. Что вы видите?
Дети: пузырьки
Воспитатель: А что в пузырьках?
Дети: Воздух
Воспитатель: Откуда появились пузыри?
Дети: из трубочки появились пузыри,
Воспитатель: А откуда воздух появился в трубочке?
Дети: Мы выдохнули в нее
Вывод: Воздух есть внутри человеческого организма.
3. Опыт №3 (с коктейльными трубочками)
Воспитатель. : Подвиньте пожалуйста к себе стаканчики с горошинами.
Воспитатель: Что лежит на дне?
Дети: Горошины.
Воспитатель: Видите горошины неподвижные, а теперь дуйте и наблюдаем за горошинами. Что произошло с ними?
Дети: Они начали двигаться
Воспитатель:С помощью чего?
Дети:При помощи воздуха
Воспитатель: Правильно. горошины пришли в движение С помощью потока воздуха. Какой вывод мы можем сделать
Вывод: С помощью потока воздуха можно двигать предметы.
Физминутка
(звук движущегося самолета)
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.
(Проходим к следующему столу)
4. Опыт №4.(с воздушными шариками)
Попробуем взвесить воздух. Мы взяли палку длинную. На её середине закрепили верёвочку, к обоим концам которой привязали два одинаковых воздушных шарика. Подвесили палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом.
Воспитатель: А теперь мы проверим, что на самом деле станет с нашим шариком! Закройте ушки и приготовьтесь!
(Протыкаем иголкой один из надутых шаров).
Воспитатель: Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему?
Дети: Шарик без воздуха стал легче.
Воспитатель: Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
Дети: палочка станет горизонтально.
(Проверили это на практике.)
Воспитатель: У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Вывод: воздух имеет вес
(Переходим к следующему столу)
5. Опыт №5. (апельсин и чеснок в коробке).
Воспитатель. : Ребята, а у воздуха есть запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Скажите пожалуйста. Как вы думаете, что у меня лежит в этих коробочках?
(потрясти коробочку)
Дети: не знаем.
Воспитатель: А как это можно проверить?
Дети: понюхать.
Воспитатель: Давайте понюхаем?
(Нюхают).
Воспитатель: Что можно сказать? Что там в коробочке?
Дети: Чеснок.
Воспитатель: вкусно пахнет?
Дети: нет.
Воспитатель: А теперь давайте понюхаем еще! Что у нас в другой коробочке?
Дети: апельсин.
Воспитатель: Вкусно пахнет?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, Мы только что выяснили, что воздух не имеет запаха. Воздух движется и доносит разные запахи до наших носов и запах передаётся по воздуху.
Вывод: воздух не имеет запаха, но доносит запахи
Итог занятия.
Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты?
Дети: да!
Воспитатель: А какие выводы вы сегодня сделали о воздухе?
Дети:
• Воздух невидим, но его можно найти разными способами.
• Воздух заставил двигаться предметы
• Воздух вокруг нас.
• Воздух передает запахи.
• Воздух имеет вес
Воспитатель: Так с помощью чего летают самолеты?
Дети: С помощью потока воздуха.
Воспитатель: Какое из этих свойств помогает лететь самолетам?
Дети: Воздух помогает двигать предметы
Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Спасибо вам большое за наши опыты. А пока вы не умеете управлять самолетами, давайте научимся управлять чем-то другим я дарю вам мыльные пузыри.