Анжелика Пастухова
Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП «Величина» по сюжету сказки «Лиса и Журавль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вспомнить и закрепить навыки измерения величины.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине.
2. Учить определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: приемом наложения, приложения и давая им характеристику.
3. Закреплять порядковый счет в пределах 10-и, связывая числительные с существительными.
Темочки:
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Журавль, журавлик
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Перелетные птицы
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Лиса и журавль», сказка
- Темочки
Развивающие: Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление, грамматический строй речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля.
2. Прививать любовь к русским народным сказкам, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Демонстрационный материал: экран, проектор, компьютер, мольберт с магнитной доской, плоскостное изображение журавля, (из русской народ, сказки «Лиса и журавль», домики из кубиков, полоски разные по ширине, толщине, указка.
Раздаточный материал: подносы с полосками, корзины с орехами, образцы бревен из цветной бумаги, цифры.
Активизация словаря: дружба, бревно.
Ход НОД:
1. Вступительная часть.
- Ребята, вспомним русскую народную сказку «Лиса и журавль». Сначала лиса с журавлем жили дружно, они ходили друг к другу в гости. Лиса приготовила журавлю манную кашу на тарелке, а журавль приготовил лисе окрошку в кувшине. Но попробовать угощение им друг у друга не удалось, т. к. посуда с кашей и окрошкой оказались неудобные. Они остались голодными и злыми. И в конце концов они раздружились.
Но мы постараемся их помирить и придумаем продолжение сказки, т. к. эта сказка о дружбе лисы и журавля. А чтобы они помирились, вы мне будете помогать. Готовы помогать? Тогда слушайте.
2. Основная часть.
1. Работа с демонстрационным материалом. «Дорожки»
- Лиса с журавлем раздружились. Журавль после ссоры перебрался от лисы в другое место, чтобы лиса его не нашла. Но лиса захотела с ним вновь подружиться и отправилась его искать. Шла она и увидела высокие и низкие дома, к которым вели широкие и узкие дорожки. Лиса захотела пойти по самой узкой дорожке, но не знает, какая из них самая узкая. Давайте поможем лисе.
2. Работа с раздаточным материалом.
- Посчитайте свои дорожки, (вызвать 1-го ребенка к доске)
- Разложите дорожки сверху вниз от самой широкой до самой узкой.
- Назовем, какие дорожки по ширине.
- По какой же дорожке пойдет лиса? (Ответы детей).
3. «Домики» - работа с демонстрационным материалом.
Лиса пошла по самой узкой дорожке и дошла до домиков.
- Посчитайте домики.
- Давайте расположим домики от самого низкого до самого высокого.
- Назовите их по высоте
- Как вы думаете, в каком домике живет журавль? (Ответы детей).
- А теперь мы приложим журавля к каждому домику. Рост журавля должен совпасть с высотой домика (проверяет ребенок).
- Журавль живет в самом большом доме.
Лисичка нашла дом журавля.
4. «Орехи» - работа с раздаточным материалом.
- Лиса несла журавлю в подарок орехи, но перед домом их рассыпала. Давайте поможем лисе их собрать. Девочки собирают в одну корзину, а мальчики в другую. Посчитаем орехи и от самого маленького, до самого большого и разложим их слева направо. Назовите их величину. Все собранные орехи лиса отдала журавлю, он обрадовался, напоил ее чаем. Лиса тоже пригласила его к себе в гости.
Физминутка.
- А что было дальше, мы узнаем попозже, а сейчас отдохнем:
1 -2 - все вставайте, 3-4 - приседайте, 5-6 -повернитесь,
7-8 - улыбнитесь,
9-10 - не зевайте,
Свое место занимайте.
5. «Бревна» - работа с демонстрационным материалом.
- Продолжаем сказку.
- Пошел журавль к лисе в гости и на дороге увидел кучу бревен. Из этих бревен лиса будет строить себе новый дом. Бревна были толстые и тонкие (посчитаем). Журавль захотел разложить бревна, но не может. Давайте поможем журавлю разложить бревна по порядку слева направо от самого толстого до самого тонкого. Сравните их. Назовите их толщину. Журавль будет помогать лисе строить новый дом. Лиса обрадовалась. И с тех пор лиса с журавлем дружат и по сей день. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!
3. Заключительная часть. Итог.
- Скажите ребята, про кого мы сочиняли сказку?
- Как она называется?
- Какие дорожки увидела лиса?
- Какие были дома?
- Какие орехи вы собирали?
- Из каких бревен лиса будет строить дом?
- Понравилась ли вам сказка?
- О чем это сказка? (о дружбе)
- Молодцы, хорошо занимались. Лиса и журавль велели вам быть всегда дружными ребятами, никогда не ссориться.
Дидактические игры на тему «Величина предметов, измерение величин»
Младшая группа
«Спрячь игрушки»
Цель. Та же: пользоваться пробами при выполнении задания.
Оборудование. Зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие, коробки двух размеров по количеству детей.
Ход игры. Педагог раздает детям по две коробки с крышками (двух размеров) и по две игрушки – большую и маленькую. Просит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что если крышка не закроется, значит, игрушка не подходит для этой коробки – ее надо спрятать в другую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом он побуждает детей пробовать.
Средняя группа
«Расставь по порядку»
Цель. Составление сериационных рядов из одних и тех же предметов по разным параметрам величины.
Оборудование. Набор цилиндров и брусков разного размера.
Ход игры. Ребенку предлагается расставить цилиндры в порядке увеличения (уменьшения высоты (толщины); разложить бруски в порядке увеличения (уменьшения) длины (ширины).
Старшая группа
«Похож – не похож»
Цель: Учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина, используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы.
Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, осуществлять сериацию предметов.
Правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.
Игровые действия. Поиск похожих предметов.
Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.
Взрослый напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и не совсем похожих.
Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство.
Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.
Подготовительная группа
«Посадим ели»
Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.
Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.
Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.
Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?»
Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).
Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»
Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».
Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.
Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.