Юлия Бондаренко
Практикоориентированный проект «НОД с использованием инновац.-ных пед. технологий по драматизации сказки «Лиса и журавль»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение детей к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей и взрослых к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.
Указом президента РФ В. В. Путина – 2015 год объявлен годом литературы, с целью привлечения внимания общества к литературе и чтению.
Для того чтобы у ребенка появился интерес к художественной литературе, необходимо дать ему услышать, прочувствовать и пережить литературное произведение.
Публикация «Практикоориентированный проект „НОД с использованием инновац,-ных пед, технологий по драматизации сказки „Лиса и журавль“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Журавль, журавлик
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Проекты
- Перелетные птицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- «Лиса и журавль», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Ведущий вид деятельности дошкольников - это игра, поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» - проиграть её.
Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника, т. к. создаёт условия для возможности осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения через принятие на себя заданных ролей. Также принятие заданной роли позволяет ребёнку актуализировать уже имеющиеся у него и приобрести новые коммуникативные навыки.
Ценность использования театрализованной игры в коррекции тяжёлых нарушений речи заключается в создании наиболее значимого для ребёнка мотивационного компонента речевой деятельности, что обеспечивает активную заинтересованную работу ребёнка над содержанием, структурой, интонационной выразительностью и фонетической оформленностью собственного связного высказывания. Более того, включение в театрализованную игру позволяет ребёнку с нарушенным речевым развитием дифференцировать практически монологическую и диалогическую формы речи, т. к. роли сказочных героев связаны только с диалогической формой речи, а роль сказочника (сказочницы) – только с монологической формой речи.
Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Актуальность проекта заключается в:
1.) создании условий для овладения детьми не только монологической, но и диалогической формой речи, что крайне важно для развития коммуникативной функции речи;
2.) приобщении детей к социокультурным нормам, традициям общества через работу над фольклорным произведением;
3.) открытии возможностей для позитивной социализации детей;
4.) развитии инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
5.) в создании значимой для детей мотивации для драматизации сказки.
Цель: формирование у детей умения драматизировать знакомую сказку, т. е.
разыгрывать её по ролям, передавая эмоциональное состояние героев
при помощи всех выразительных средств (интонации, мимики,
пантомимики, эмоциональной окраски речевых высказываний).
Задачи:
1. Развивать умение детей называть знакомые сказки с опорой на сюжетные картины.
2. Упражнять детей в назывании знакомой сказки по её главным героям.
3. Закреплять умение детей воссоздавать содержание сказки «Лиса и журавль» по графической схеме, передавая эмоциональное состояние героев.
4. Развивать умение детей выделять реплики героев при пересказе сказки.
5. Формировать у детей умение анализировать поведение героев художественного произведения и подбирать для этих героев соответствующие определения.
6. Развивать умение детей на основе предварительного анализа содержания произведения выделять его основную мысль, поучительный мотив произведения.
7. Закреплять понимание детьми метафорического смысла пословицы «Как аукнулось, так и откликнулось».
8. Закреплять у детей понятия «режиссёр-постановщик», «актёр», «артист», «художник по костюмам», «художник по декорациям», «продавец билетов», «контролёр», «театр», «сцена».
9. Формировать у детей умение разыгрывать по ролям русскую народную сказку «Лиса и журавль».
10. Развивать представления детей о правилах поведения в театре.
11. Создавать у детей положительный эмоциональный настрой на последующую работу.
Ожидаемые результаты:
1. Овладение детьми навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
2. Развитие у детей умения передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию.
3. Проявление детьми интереса к театральному искусству.
4. Самостоятельное исполнение детьми сказки и передача образов и речевых высказываний сказочных персонажей.
5. Согласованное взаимодействие детей в коллективе с проявлением собственной индивидуальности.
Вид проекта:
1. по содержанию – интегративный (затрагивает несколько образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие);
2. по продолжительности – краткосрочный;
3. по доминирующему виду проектной деятельности – комбинированный;
4. по количеству участников – фронтальный;
5. по характеру контактов – осуществляется внутри одной возрастной группы.
Участники проекта: дошкольники 5-6лет с тяжёлыми нарушениями речи.
I этап – организационный.
Знакомство детей с русской народной сказкой «Лиса и журавль» посредством показа при помощи настольного театра.
Анализ содержания русской народной сказки «Лиса и журавль» в форме беседы (с наводящими вопросами логопеда).
Объяснение детям смысла пословицы «Как аукнулось, так и откликнулось» и соотнесение его со смыслом русской народной сказки «Лиса и журавль».
Определение эмоциональных состояний героев в шести основных эпизодах русской народной сказки «Лиса и журавль» и соотнесение их с соответствующими мимическими схемами.
Пересказ сказки «Лиса и журавль» по графической схеме.
Выделение и отработка реплик героев и слов автора в плане их содержательной (смысловой) нагрузки, вариативности возможных формулировок высказываний, использования изобразительно-выразительных средств языка, передачи эмоционального состояния героев при помощи различных речевых и двигательных выразительных средств.
Самостоятельный показ детьми русской народной сказки «Лиса и журавль» при помощи настольного театра.
Заготовка с детьми театральных билетов с изображением лисы и журавля.
Подборка и/или изготовление костюмов:
o лисы (шапочка, меховой жилет);
o журавля (шапочка, жилет);
o сказочницы (платок);
o сказочника (жилет);
Создание фоновых декораций с изображением леса, неба, камышей;
Подборка элементов декорации:
o тарелка;
o кувшин;
o столик с тканевой салфеткой;
o ёлка;
II этап – содержательный
Проведение НОД
С конспектом НОД по развитию связной речи "Драматизация русской народной сказки "Лиса и журавль" можно ознакомиться в моей публикации, которая так и называется. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-razvitiyu-svjaznoi-rechi-dramatizacija-ruskoi-narodnoi-skazki-lisa-i-zhuravl.html
III этап – результативный.
• Открытый показ спектакля «Лиса и Журавль» родителям и детям других групп.
• Планирование с детьми последующей работы по драматизации русской народной сказки «Заюшкина избушка» с привлечением родителей в рамках социального партнёрства к созданию декораций и костюмов.
• Создание фотовыставки
Анализ результативности проекта:
1. Большинство детей исполнило принятые роли самостоятельно с достаточно полной передачей образа сказочного героя и его высказываний.
2. Эмоциональная выразительность исполнения детьми ролей в процессе драматизации сказки «Лиса и журавль» превзошла все ожидания – неожиданно высокий результат по использованию мимики, жестов и интонационных средств в исполнении ролей показали даже застенчивые дети и дети со II уровнем ОНР.
3. В процессе показа сказки у многих детей возникло желание примерить на себя разные роли, что свидетельствует о высокой заинтересованности детей.
4. Дети с удовольствием усвоили правила поведения в театре, правила общения сотрудников театра между собой и со зрителями в процессе подготовки к спектаклю.
5. Дети проявили живой интерес к процессу театрализации и желание заниматься этой деятельностью в будущем.
6. Согласовывать работу детей в коллективе приходилось логопеду, т. к. осуществить это самостоятельно у детей не получалось, однако многие дети проявили свою индивидуальность.
Список литературы
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно – методическое пособие. - СПб. : ООО Издательство Детство – пресс, 2011
4. Белошистая А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии. -2010.- №2
5. Бережнова О. В. ,Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. - М. : Цветной мир, 2013
6. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. - N2.
7. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
8. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-N4.
9. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М. : “Скрипторий 2003”, 2006.
10. Лазарев В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия //Педагогика. - 2008. № 4.
11. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М. : ВЛАДОС, 2001.
12. Леонтьев А. А. Психология общения. – М. : Смысл, 2008
13. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М. : АРКТИ, 2001.
14. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теориии к практике. - М. : ТЦ Сфера, 2010
15. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761
16. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. - М. : ИЦ Академия, 2012
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
18. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, 1990.
19. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Интернет-ресурсы
1. http://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-dejatelnost-v-dou-8812.html
2. http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/5348-teatralizovannaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html
3. http://rastimvmeste.umi.ru/mudrym_vospitatelaym
4. http://www.moi-detsad.ru/metod52-8.html