Юлия Захарова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Осень» в старшей группе
Задачи:
1. Расширить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью.
2. Развивать диалогическую речь, мышление, воображение.
3. Воспитывать у детей любовь к природе и эстетические чувства к золотой поре.
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме „Осень“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Материалы: репродукции картин русских художников: И. Левитан «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкин «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень», музыкальное сопровождение «Звуки осени», Пьеса П. Чайковского «Осенняя песенка», А. Вивальди «Осень. Времена года», карточки в виде осенних листочков.
Предшествующая работа: Наблюдения за изменениями в природе в процессе прогулок, беседы по теме «Осень», заучивание стихотворения «Времена года» С. Маршака, чтение стихотворений «Осенью» А. Фета, «Золота осень» Б. Пастернака, «Листопад» и. Бунина, организация подвижных игр «Осенние листья», «Плетень», рассматривание картин известных художников, изображающих осень, составление рассказов об осени, рисование на тему «Золотая пора».
Ход:
Звучит пьеса П. Чайковского «Осенняя песенка».
- Ребята, а сегодня у нас с вами будет интересное занятие, а на какую тему, вы мне скажите сами, когда отгадаете мою загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
- Верно, ребята, в нашей загадке спряталась осень! А кто мне скажет, а какое сейчас время года? Правильно, тоже осень, вы правы! А как вы поняли, что сейчас именно осень?
- Все верно! А какие вы знаете осенние месяцы?
- А сейчас у нас какой месяц осени? Верно, сентябрь. А давайте теперь послушаем стихотворение З. Письмана, которое как раз об осени и называется «В сентябре в лесу».
Желтый лист кружит и вьется,
Дождик капает и льется,
Покраснели уж рябины,
Висят нити паутины.
Ветерок летит, вихрится
И негромко поют птицы,
Солнца лучик в тучках тает, День быстрее убегает.
Лес наполнился грибами,
Лист, иголки под ногами.
На траве росинки тают,
Грибников в лес приглашают.
Ищет белочка орех,
Распушился ее мех.
Ежик ходит, не спешит,
А на спинке гриб лежит.
Зайчик прыгает, петляет,
Он капусту собирает.
Крот готовит закрома,
Не страшна ему зима.
- Понравилось вам это стихотворение? Чем именно оно вам понравилось? О чем в нем говорится? Молодцы, а теперь давайте посмотрим, какой красивой изображали осень в своих работах известные русские пейзажисты.
Детям демонстрируются работы И. Левитана «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкина «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень» под звуки композиции А. Вивальди «Времена года. Осень».
- Нравится вам картины? А чем они вам нравятся? Какая картина понравилась вам больше всего? Какой изображена осень на этих картинах? Что мы можем сказать об осени, глядя на эти картины?
- Хорошо, молодцы. И так, давайте проверим, какие же вы знаете признаки осени. Попробуем назвать самые важные признаки этой поры.
- Правильно ребята! Вы правы: дни становятся короче, а ночи длиннее, солнце светит менее ярко, и греет не так сильно как летом, на улице становится холоднее, чаще идут дожди, на небе появляются серые облака, ветер становится сильнее и срывает пожелтевшие листья с деревьев, цветы увядают, трава становится бурой, насекомые начинают прятаться, а птицы улетают в теплые края.
- Молодцы, все признаки осени вспомнили! А теперь мы немного отдохнем.
Физкультминутка «Листопад»
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
- Молодцы, а теперь давайте послушаем мелодию «Звуки осени», после чего вы мне расскажите, что вы услышали на записи.
- Молодцы! Теперь я хочу поиграть с вами в одну игру, для этого вам нужно очень внимательно меня слушать, чтобы закончить за мной предложение, которое я вам буду читать.
После лета наступает (осень)
Осенью деревья… (меняют свои окраску)
Осенью опадают (листья)
Дует холодный (ветер)
В лесу растут (грибы)
Осенью чаще идет (дождик)
Насекомые… (прячутся)
Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края)
- А теперь я предлагаю проверить, насколько хорошо вы запомнили все основные признаки и осени, а для этого нам нужно провести небольшую викторину. За каждый правильный ответ вы будете получать по осеннему листочку. Готовы?
Какое время года следует за летом?
Какие осенние месяцы вы знаете?
Как греет солнце осенью?
Куда исчезают насекомые?
Куда исчезают птицы?
Птицам страшнее пережить холод или голод?
Что происходит с деревьями осенью?
- Какие вы молодцы! Чудесно поиграли!
- Понравилось вам сегодня наше занятие? Что именно вам запомнилось?