Чупова Наталья
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Мы маленькие исследователи воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе
«Мы маленькие исследователи воздуха»
Область: познавательное развитие (ФЦКМ).
Форма деятельности: познавательно-исследовательская (экспериментирование, опыты).
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Образовательная:
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе „Мы маленькие исследователи воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
- уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со свойствами воздуха;
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Развивающая:
- развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность.
- развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов.
Воспитательная:
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности.
Технические средства обучения:
Проектор с экраном;
Ноутбук.
Предварительная работа:
Беседа «Живая и неживая природа»;
загадки о воздухе, воде и ветре;
наблюдения на прогулке за ветром;
чтение рассказов «Воздух», «Ветер» М. Исаковского.
Демонстрационный материал: полиэтиленовые мешочки по количеству детей; зубочистки по количеству детей, баночки с апельсином, луком, чесноком по количеству детей; музыкальные инструменты; стаканчики с газированной водой; виноград, трубочки по количеству детей; гуашь; лист бумаги по количеству детей; кружки зеленый и красный по количеству детей.
Ход НОД:
В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Сегодня мы с вами отправляемся в научное путешествие и полетим туда на воздушном шаре. («Садимся в воздушный шар»). Чтобы нам взлететь, нужно сказать волшебные слова:
На большом воздушном шаре
Край родной мы пролетаем.
Шар воздушный, как Земля,
Где живём и ты, и я!
Сегодня мы будем изучать загадочное вещество, невидимку. Но вот какое это вещество, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Д: Воздух!
В: Молодцы.
В: А теперь давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. (Дети надевают фартуки и шапочки, и подходят к столам).
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите на столе целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?
Д: Он надулся.
В: Что в них находится?
Д: Воздух.
В: Я думаю, что там ничего нет! Как мы можем проверить, что в пакете?
Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Д: Воздух.
В: Какой воздух?
Д: Бесцветный.
Вы его видите?
Д: Нет.
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
В: Продолжаем экспериментирование. А можно почувствовать запах воздуха? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко, банан).
Вывод: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
В: Можно ли услышать воздух? (ответы детей).
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Возьмите по дудке и подуйте. С помощью чего звучат инструменты?
Д: С помощью воздуха.
В: Одинаковый звук получается?
Д: Нет, воздух может звучать по-разному.
В: А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).
ФИЗМИНУТКА: на экране.
Эксперимент № 4 «Воздух легче воды».
В: Давайте мы с вами проведём следующий опыт, который докажет. Перед вами стаканы с газированной водой и виноград. Возьмите в руку виноград и опустите его в стакан с водой. Что происходит с виноградом?
Д: Виноград покрылся пузырьками; он опускается на дно; опускается и поднимается вверх.
В: А чем покрылся виноград?
Д: Пузырьками.
В: Что легче пузырьки в газированной воде или виноград?
Д: Пузырьки.
В:Почему виноград всплыл?
Д: Пузырьки воздуха прилипли к винограду и сделали его легче, поэтому он всплыл.
Вывод: Предметам помогает держаться на плаву пузырьки с воздух, потому что воздух легче воды.
КЛЯКСОГРАФИЯ.
В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать). Анализ работ.
Игра: «Согласен, не согласен»
В: Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на мои утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
-воздух окружает нас со всех сторон.
-воздух можно услышать.
-воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
-человек может жить без воздуха.
-ветер – это движение воздуха.
-воздух тяжелее воды.
В: Молодцы, ребята! На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад.
(«Садимся в воздушный шар»).
Волшебные слова: На большом воздушном шаре
Край родной мы пролетаем.
Шар воздушный, как Земля,
Где живём и ты, и я!
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты (ответы детей). Ребята, скажите а зачем нам воздух?
Д: Чтобы дышать.
В: А кто дышит воздухом?
Д: Животные, человек, живая природа…
В: Давайте посмотрим налево, посмотрим направо, посмотрим вверх, посмотрим вниз. Мы видим воздух?
Д: Нет.
В: Какой мы можем сделать вывод? (1 слайд-глаз)
Д: Воздух невидимый.
В: А мы можем определить какого цвета воздух? Посмотрите вокруг.
Д: Прозрачный, бесцветный.
В: какой мы можем сделать вывод?
Д: Воздух бесцветный. (слайд 2-).
В: А давайте попробуем определить запах. Втяните в себя через нос воздух. Пахнет воздух?
Д: Нет.
В:Какой мы делаем из этого вывод?
Д: Воздух не имеет запаха. (3 слайд - нос).
А теперь давайте определим вкус воздуха. Попробуйте поймать воздух ртом. Есть вкус?
Д: Нет.
В: Из этого мы можем сделать вывод, что воздух
Д: Воздух не имеет вкуса. (слайд 4- губы).
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Спасибо вам!
Детям вручаются в подарок воздушные шарики.