Галина Тюрина
Конспект занятия по экспериментированию «Свойства воздуха» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экспериментирования средняя группа.
«Свойства воздуха»
Программное содержание. Познакомить со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий и т. д.) и с его значением для всего живого.
Оборудование. Пластмассовые стаканчики (70 и 200 мл, трубочки, вода, бумага, камешки, чеснок, корка апельсина.
Ход занятия
Дети сидят за столами друг напротив друга.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Свойства воздуха“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель. Что находится вокруг нас? (Столы, игрушки, книги, и т. д.) Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали? (Ветерок.) Как он возникает? (Это движется воздух.) Значит, что же находится вокруг нас? (Воздух.) Отгадайте загадку: «Без рук, без ног, а ворота отворяет». (Ветер.)
В группу вбегает Карлсон (ребенок; можно использовать игрушку, с которой взрослый будет вести ролевой диалог.)
Воспитатель. Кого же нам ветром занесло?
Карлсон. Меня- самого красивого и доброго Карлсончика. Я к вам в гости прилетел.
Воспитатель. У нас занятие. Если хочешь, садись рядом с детьми, и ты узнаешь много нового и интересного.
Карлсон. Я и так все знаю!
Воспитатель. Посмотрим. Сегодня мы поговорим о воздухе. Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим.) Значит, какой воздух? (Бесцветный, невидимый.)
Карлсон. Какой такой воздух? Где вы его увидели?
Воспитатель. Возьми лист бумаги и помаши перед собой. Что ты чувствуешь? (Ветерок дует.) Ребята, что это за ветерок? (Это воздух движется.) Скажите, а у воздуха есть запах? (Запаха у воздуха нет.)
Карлсон. А вот и есть! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.
Воспитатель. Дети верно сказали: воздух действительно не имеет запаха. А прав ли Карлсон, мы сейчас проверим. Возьмите корку апельсина, помните ее. Что вы чувствуете? (Пахнет апельсином.) Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат? (Этот запах идет от корки.)
Воспитатель отходит от детей подальше и давит дольку чеснока.
Воспитатель. Вы чувствуете запах? Чем пахнет? (Пахнет чесноком.) Как вы поняли, что пахнет чесноком? (Запах дошел до нас.) Значит, запах передается по воздуху. И Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах варенья. Скажите еще раз: воздух имеет запах? (Нет.) Как же мы чувствуем запахи? (Они передаются воздухом, и мы их чувствуем.) Как вы думаете: есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим. Возьмите трубочку и подуйте опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит?
Карлсон. Я, я, я знаю! В стакане поднялась сильная буря!
Дети. Пузырьки появились.
Воспитатель. Откуда они взялись? (Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.) Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да.)
Проводится физкультминутка «Ветерок».
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы (руки вверх, наклоны.)
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки на обеих ногах.)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся за столы.)
Воспитатель. Возьмите маленькие стаканчики. В них что-нибудь есть? (Ничего нет, они пустые.) Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с водой. Вода попадает в маленькие стаканчики? (Нет.) Почему? Что мешает воде? Что ее не пускает? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает.) В маленьком стаканчике находится воздух, который не дает воде занять место.
Карлсон. Вот такой фокус! Я думал, что стакан пустой, а в нем, оказывается, есть воздух, и даже вода не может попасть в стакан.
Воспитатель. Бросьте-аккуратно-камешек в воду. Что произошло? (Камешек утонул.) Почему он утонул? (Потому что он тяжелый.) Что тяжелее- вода или камень? (Камень тяжелее воды.) Почему вы так считаете? (Потому что камень утонул в воде.) Скажите, а что тяжелее- вода или воздух? (Вода тяжелее.) Как это проверить? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте попробуем пустой стакан опустить в стакан с водой. Что происходит? (Он не тонет.) Почему? (Потому что воздух легче воды.) А сейчас подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит? (Выходят пузырьки.) Почему они не тонут? (Потому что воздух легче воды.) Скажите, человек может существовать без воздуха? Почему? (Человеку нужно дышать.)
Карлсон. Подумаешь, воздух. Я легко смогу обойтись без воздуха. Зачем он нужен?
Воспитатель. Давайте проверим: может быть, Карлсон прав? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (Дети пробуют не дышать.) А теперь ты, Карлсон, сделай то же. Мы вместе посчитаем, сколько Карлсон сможет не дышать.
Карлсон (зажимает нос, не дышит.) Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и правда жить невозможно!
Воспитатель. Скажите, кто не может жить без воздуха? (Люди, животные, растения.) Карлсон, а ты сможешь летать, если не будет воздуха?
Карлсон. Ну и вопрос! Конечно, не смогу. Мой пропеллер разгоняет воздух, поэтому я и летаю.
Воспитатель. Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Воздух бесцветный и прозрачный. ОН не имеет своего запаха- только передает чужие запахи. Воздух легче воды. Он нужен для жизни людям, животным и растениям.
Карлсон. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного. Полечу скорее к Малышу и расскажу ему обо всем! До свидания!