Лучший педагог года

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Откуда хлеб пришёл?»

Татьяна Юшева
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Откуда хлеб пришёл?»

Цель: обобщить и активизировать знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола.

Программное содержание:

Познавательное развитие:

• Способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать и обобщать.

• Развивать интересы, любознательность, познавательную мотивацию.

• Развивать воображение и творческую активность.

Речевое развитие:

• Расширить и активизировать словарный запас по лексической теме «Хлеб».

Публикация «Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения „Откуда хлеб пришёл?“» размещена в разделах

Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в словообразовании: пшеница – пшеничный, рожь – ржаной, ячмень- ячменный, овёс – овсяный, комбайн – комбайнёр, трактор – тракторист, печь – пекарь.

• Упражнять в использовании полного и краткого ответа, способствовать развитию связной речи.

• Упражнять в умении подбирать эпитеты к словам.

• Развивать связную речь, как средство общения, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы педагога.

• Активизировать и обогащать словарный запас по теме.

• Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.

Социально-коммуникативное развитие:

• Учить взаимодействовать со сверстниками.

• Развивать самостоятельность, целенаправленность, саморегуляцию.

• Формировать позитивные установки к труду и творчеству.

Художественно-эстетическое развитие:

• Продолжать учить различать оттенки желтого цвета.

• Воспитывать навыки коллективной работы, нравственные качества личности.

• Учить восприятию музыки, художественного слова.

• Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности.

Физическое развитие:

• Способствовать приобретению опыта двигательной активности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики.

• Формировать у детей потребность в двигательной активности.

Коррекционная составляющая занятия:

• Развивать зрительно – моторную координацию.

• Развивать ориентировку в микро пространстве.

• Способствовать развитию мелкой моторики, мышления.

• Развивать умение работать с мнемотаблицами.

Активизация словаря: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая.

Предварительная работа.

1. Беседа о сельскохозяйственной технике.

2. Рассматривание иллюстраций «Хлеб и хлебобулочные изделия».

3. Прослушивание музыкальных произведений о хлебе.

4. Разучивание стихов, пословиц и поговорок.

5. Подготовка раздаточного и демонстрационного материала.

Планируемые результаты НОД.

предметные:

1. Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола :

• познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку;

• показать значимость сельскохозяйственной техники (комбайна);

• сформировать систему знаний детей о производстве хлеба;

• познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

• систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря.

2. Развивать умение понимать и объяснять значения народных пословиц.

личностные:

• сформировать бережное отношение к хлебу, как к результату труда большого количества людей;

продолжать формировать умение работать в коллективе: воспитывать навыки доброжелательности, самостоятельности, дисциплины, чувство взаимовыручки;

• формировать навыки сотрудничества со взрослыми;

• стимулировать познавательную активность;

• воспитывать выдержку и усидчивость во время совместной деятельности.

Целевые ориентиры: эмоционально-отзывчивый; любознательный, активный; соблюдающий элементарные общепринятые правила; имеющий первичные представления об окружающем мире; может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.

Предпосылки УУД: коммуникативные - умение слушать, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество;

познавательные - умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов, классифицировать;

регулятивные - умение осуществлять действия по заданному образцу и правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, пользоваться простейшими инструментами;

личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои достижения.

Материалы и оборудование:

рушник, карточки - схемы появления хлеба (зерно, колос, комбайн, мельница, пекарь, ноутбук, проектор, видеоролики «Страда», «Видео-экскурсия по хлебозаводу»; цельные зерна овса, пшеницы, гречихи, ячменя, ржи, тарелки; 2 комплекта «зерен» по 6 оттенков желтого цвета; магнитная доска, игровизор и изображение лабиринта на каждого ребенка, фломастеры; ступки, ручные меленки, кофемолка, мнемотаблицы по пословицам о хлебе, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.

Виды детской деятельности:

Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, игровой, логические рассуждения, вопрос-ответ, беседа, рефлексия.

Этапы деятельности Содержание

1. Актуализация (создание проблемной ситуации)

Процесс вовлечения в деятельность:

1. Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось

2. Что-то убрать, оставив пустое место группе не осталось кукол или машин или др.)

3. Приходит кто-то в гости или игрушка

4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук.)

5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др.)

6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»)

7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз. рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то

8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара)

9. День рождения у ребенка ( воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: «Какого?»)

10. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям

Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам

2. Мотивация (мотивирование к деятельности) - Помоги игрушке

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь).

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

Используется в НОД аппликация, конструирование, рисование.

- Помоги мне

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Используется в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

- Научи меня

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

- Создание предметов своими руками для себя

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Используется в НОД художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество.

3. Целеполагание (целевая установка) - Что бы вы хотели узнать на занятии?

- Что такое…

- Какие… полезные, какие… вредные?

- Научиться правильному…

- Формировать навыки…

- Вы узнаете…

- Познакомитесь…

- Что объединяет…

4. План действий (реализация задач)

- Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему.

- Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор.

- Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов.

- В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей : «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг.

- Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка.

6. Итог (анализ результатов деятельности) - Не спрашивать у детей : понравилось или нет.

- Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель

7. Рефлексия (подведение итогов) Дети дают оценку своей деятельности с пониманием собственных затруднений и успехов (рефлексия) :

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я выполнял задания…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- У меня получилось…

- Я смог…

- Я попробую…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

- Найти, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)

Этапы деятельности Содержание

1. Актуализация (Создание проблемной ситуации)

Воспитатель (в руках каравай с солью) :

- Ребята, вспомните, как на Руси гостей встречают. У нас в детском саду сегодня собрались гости. Давайте встретим их по русскому обычаю: хлебом и солью.

Читают стихотворение:

Вот он – хлебушек душистый.

Вот он – тёплый, золотистый,

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

2. Мотивация (мотивирование к деятельности) Учитель-логопед: давайте расскажем гостям о том, как появился хлеб. С чего все началось? Посмотрите внимательно на картинки и выберите ту, которая, по вашему мнению, будет первой. Объясните -почему?

Развивающая ситуация: «Сеем хлеб» - рассматривание и сравнение зерен, объяснение, рассуждение, образование притяжательных прилагательных от существительных (овес, пшеница, греча, рис, ячмень, рожь).

Дети выбирают и ставят на магнитную доску картинку: «Зерно попадает в землю». Объясняют свой выбор: Хлебный каравай начинается с зернышка. Чтобы получить хлеб нужно в начале посадить в землю зерно.

-Как вы думаете, какая земля хороша для посева? -Кто может рассказать о севе?

Дети отвечают: Чтобы маленькое зернышко могло расти, надо сделать землю мягкой, рыхлой. Поэтому трактора пашут землю, боронят, готовят землю к весеннему севу.

-Какая техника помогает человеку?

-Кто работает на тракторе? -На тракторе работает тракторист.

-Посмотрите, я приготовила зерна для посева. Что вы можете о них сказать? Все ли они одинаковые? Чем отличаются? Кто может назвать, какое зерно у нас есть? (-Формой, размером, цветом: есть овальное, продолговатое, круглое, треугольное, золотистое, серое, коричневое, желтое, маленькое, большое и т. д. Это пшеничное, ржаное, ячменное, гречневое, овсяное зерно).

-Какой хлеб у нас получится из этих зерен? (-Из пшеницы – пшеничный, ржи – ржаной, ячменя- ячменный, овса – овсяный.

2. Целевая установка Учитель-дефектолог:

Что же дальше происходит с зерном? ( Ситуация: «Колосок» - дифференциация оттенков желтого цвета.

-Появляются ростки.)

-Какая картинка будет второй? (-Второй будет картинка с колосом.

- В зёрнах выросли ростки превратились в колоски, а я приготовила для вас интересное задание: сложите колос пшеницы подбирая оттенки желтого цвета. (работа организуется с учетом диагноза).

Дети подбирают по оттенкам желтого цвета зерна и выкладывают из них колос.

3. План действий (реализация задач) Ситуация: «Страда» - расширение представление детей об уборке зерновых культур с помощью комбайна, обогащение словаря детей существительным «Страда».

Учитель-логопед: Прекрасные колосья, золотые, наливные. Когда у растения появляется колос, то в народе говорят, что растение колоситься. Например, пшеница колосится. Про какое растения еще можно сказать «колосится»?

-Рожь колосится.

-Предлагаю подумать и найти следующую картинку о том, что происходит с хлебом после созревания?

Дети выбирают картинку с изображением комбайна.

-Почему выбрали эту картинку?

-Мы выбрали эту картинку, потому что когда поспевает зерно, его надо убрать. Убирают зерно с помощью комбайнов.

Кто работает на комбайне? -На комбайне работает комбайнер.

-А вы видели настоящий комбайн? Хотите посмотреть? Ответы детей.

-А вы знаете, как называется уборка другим словом?

(Если дети молчат, говорит педагог)

Давайте посмотрим фильм о том, как идёт уборка зерна. Дети смотрят фильм «Страда».

Ситуация: «Путь на мельницу» - развитие зрительно – моторной координации, развитие ориентировки в микро пространстве.

Учитель-дефектолог: Да, намолотили хлеба много, хотелось бы узнать, что с ним делать дальше. Кто найдет следующую картинку? Дети выбирают картинку-схему «Мельница».

Правильно, едет хлеб на мельницу, мельницу чудесницу, но нашим машинкам нужно помочь доехать до мельницы.

Дети работают с лабиринтом.

Ситуация: «Мы муку мололи» - развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности в процессе получения муки из зерна.

Воспитатель: Предлагаю приготовить муку самостоятельно. Как думаете, что надо сделать с хлебными зернами, для получения муки?

-Растереть.

-Вот у меня есть ступка и пестик: насыпаем зерно в ступку и пестиком дробим его. Сережа, попробуй.

Дети получают муку с помощью пестика и ступки.

-Чем ещё можно измельчить зерно? -Кофемолкой.

-Получается быстрее, но все равно долго. Особенно если зерна много. Поэтому люди придумали большие мельницы. Там такое с зерном творится, в оборот его возьмут, в порошок его сотрут. Дети получают муку с помощью кофемолки.

Просмотр видеоролика «Современная пекарня» - расширение представление детей о работе современных хлебопекарен, уточнение значения слов мукомол и пекарь.

Учитель-логопед: Посмотрите, у нас осталась одна картинка-схема. Кто это? -Это пекарь.

-Кто может рассказать нам о том, что делает пекарь, вспомните, как мы делали тесто. Рассказы детей.

Физкультурная минутка:

-Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили:

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи.

(Дети сжимают и разжимают пальцы, прихлопывают ладошками,

поочередно загибают пальцы на обеих руках,

Очень вкусно! (гладят по животу.

Сегодня я вам хочу показать, как пекут хлеб в современной пекарне. (Дети смотрят видеоролик «Современная пекарня».

Тифлопедагог (зрительная гимнастика) :

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(1- Смотрят влево-вправо,

(2- Смотрят вверх-вниз,

(3- Круговые движения глазами,

(4- Быстро моргают).

Ситуация: «В булочной» - использование прилагательных свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный, чтение пословиц о хлебе с использованием мнемотаблиц.

Воспитатель: Приглашаем вас в нашу булочную. Посмотрите какое изобилие. Выбирайте и на вкус и на цвет. Давайте назовем все хлебобулочные изделия, какие здесь есть и придумаем о них «вкусные» слова.

- Калачи, булка, батон, пирожок, рогалик, каравай, бублики, ватрушка, сочни, баранки, хлеб.

- Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

- А теперь предлагаю вам посмотреть на схемы и угадать, какая пословица о хлебе здесь спряталась? Расскажите эти пословицы гостям и подарите их на память.

(Дети с опорой на мнемотаблицы называют пословицы, объясняя их смысл.)

6. Итог ( анализ результатов деятельности Воспитатель: Ребята, как вы считаете тяжело выращивать хлеб?

- Да. Это тяжелый труд.

- Как нужно относится к хлебу?

- С уважением, бережно, с любовью. Не крошить хлеб, не брать лишнего.

7. Рефлексия (подведение итогов) Ответы детей на вопросы воспитателя, специалистов:

-Было интересно…

- Было трудно…

- Я выполнял задания…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- У меня получилось…

- Я смог…

- Я попробую…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

- Найти, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе).

Воспитатель: Дети, вам в подарок - раскраски хлебобулочных изделий.

(Дети берут раскраски, прощаются с гостями и уходят).

Публикации по теме:

Фотоотчет о сотрудничестве педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением речиФотоотчет о сотрудничестве педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением речи Фото-отчет о сотрудничестве педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением речиРодители не видят,.

Фотоотчёт о проекте «Откуда хлеб на стол пришёл?». Создание макета «Как хлеб на стол пришёл?»Фотоотчёт о проекте «Откуда хлеб на стол пришёл?». Создание макета «Как хлеб на стол пришёл?» Фотоотчёт о проекте: «Откуда хлеб на стол пришёл?»- часть 2. Создание макета «Как хлеб на стол пришёл» Вместе с ребятами мы изготовили схему-макет:.

Фотоотчёт о работе над проектом «Откуда хлеб на стол пришёл?» (часть 1)Фотоотчёт о работе над проектом «Откуда хлеб на стол пришёл?» (часть 1) Фотоотчёт о работе над проектом: «Откуда хлеб на стол пришёл?» 1 часть В подготовительной группе, в рамках работы над тематической неделей,.

Использование ИКТ для познавательного развития детей. Конспект ООД по ФЦКМ в старшей группе «Откуда хлеб пришел?» Использование ИКТ для познавательного развития детей. Конспект ООД по познавательному развитию (ФЦКМ) детей старшей группы «ЦРР – детский.

Конспект игры-занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Откуда хлеб пришел» Конспект игры-занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема «Откуда хлеб пришел» Задачи: • Активизировать.

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием ИКТ «Откуда хлеб пришёл» Цель: Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу. Задачи: Способствовать развитию связной речи детей. Формировать умения в употреблении.

«В гости к трем медведям». Конспект занятия в младшей группе компенсирующей направленности с детьми с нарушением зрения КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ тема: «В гости к трем медведям».

НОД в старшей группе «Откуда хлеб пришёл»НОД в старшей группе «Откуда хлеб пришёл» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Пашкова Светлана Алексеевна, воспитатель 1 категории МКДОУ Детский.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Паспорт центров группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речиПаспорт центров группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Центр физического развития «Здоровячок» Задачи:[/u] Учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Откуда хлеб пришёл?»
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 12:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД