Татьяна Юшева
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Откуда хлеб пришёл?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и активизировать знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола.
Программное содержание:
Познавательное развитие:
• Способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать и обобщать.
• Развивать интересы, любознательность, познавательную мотивацию.
• Развивать воображение и творческую активность.
Речевое развитие:
• Расширить и активизировать словарный запас по лексической теме «Хлеб».
Публикация «Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения „Откуда хлеб пришёл?“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в словообразовании: пшеница – пшеничный, рожь – ржаной, ячмень- ячменный, овёс – овсяный, комбайн – комбайнёр, трактор – тракторист, печь – пекарь.
• Упражнять в использовании полного и краткого ответа, способствовать развитию связной речи.
• Упражнять в умении подбирать эпитеты к словам.
• Развивать связную речь, как средство общения, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы педагога.
• Активизировать и обогащать словарный запас по теме.
• Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
Социально-коммуникативное развитие:
• Учить взаимодействовать со сверстниками.
• Развивать самостоятельность, целенаправленность, саморегуляцию.
• Формировать позитивные установки к труду и творчеству.
Художественно-эстетическое развитие:
• Продолжать учить различать оттенки желтого цвета.
• Воспитывать навыки коллективной работы, нравственные качества личности.
• Учить восприятию музыки, художественного слова.
• Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие:
• Способствовать приобретению опыта двигательной активности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики.
• Формировать у детей потребность в двигательной активности.
Коррекционная составляющая занятия:
• Развивать зрительно – моторную координацию.
• Развивать ориентировку в микро пространстве.
• Способствовать развитию мелкой моторики, мышления.
• Развивать умение работать с мнемотаблицами.
Активизация словаря: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая.
Предварительная работа.
1. Беседа о сельскохозяйственной технике.
2. Рассматривание иллюстраций «Хлеб и хлебобулочные изделия».
3. Прослушивание музыкальных произведений о хлебе.
4. Разучивание стихов, пословиц и поговорок.
5. Подготовка раздаточного и демонстрационного материала.
Планируемые результаты НОД.
предметные:
1. Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола :
• познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку;
• показать значимость сельскохозяйственной техники (комбайна);
• сформировать систему знаний детей о производстве хлеба;
• познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
• систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря.
2. Развивать умение понимать и объяснять значения народных пословиц.
личностные:
• сформировать бережное отношение к хлебу, как к результату труда большого количества людей;
• продолжать формировать умение работать в коллективе: воспитывать навыки доброжелательности, самостоятельности, дисциплины, чувство взаимовыручки;
• формировать навыки сотрудничества со взрослыми;
• стимулировать познавательную активность;
• воспитывать выдержку и усидчивость во время совместной деятельности.
Целевые ориентиры: эмоционально-отзывчивый; любознательный, активный; соблюдающий элементарные общепринятые правила; имеющий первичные представления об окружающем мире; может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.
Предпосылки УУД: коммуникативные - умение слушать, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество;
познавательные - умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов, классифицировать;
регулятивные - умение осуществлять действия по заданному образцу и правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, пользоваться простейшими инструментами;
личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои достижения.
Материалы и оборудование:
рушник, карточки - схемы появления хлеба (зерно, колос, комбайн, мельница, пекарь, ноутбук, проектор, видеоролики «Страда», «Видео-экскурсия по хлебозаводу»; цельные зерна овса, пшеницы, гречихи, ячменя, ржи, тарелки; 2 комплекта «зерен» по 6 оттенков желтого цвета; магнитная доска, игровизор и изображение лабиринта на каждого ребенка, фломастеры; ступки, ручные меленки, кофемолка, мнемотаблицы по пословицам о хлебе, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.
Виды детской деятельности:
Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой, логические рассуждения, вопрос-ответ, беседа, рефлексия.
Этапы деятельности Содержание
1. Актуализация (создание проблемной ситуации)
Процесс вовлечения в деятельность:
1. Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось
2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.)
3. Приходит кто-то в гости или игрушка
4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук.)
5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др.)
6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»)
7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз. рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то
8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара)
9. День рождения у ребенка ( воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: «Какого?»)
10. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям
Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам
2. Мотивация (мотивирование к деятельности) - Помоги игрушке
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь).
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
Используется в НОД аппликация, конструирование, рисование.
- Помоги мне
Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Используется в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.
- Научи меня
1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
- Создание предметов своими руками для себя
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Используется в НОД художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество.
3. Целеполагание (целевая установка) - Что бы вы хотели узнать на занятии?
- Что такое…
- Какие… полезные, какие… вредные?
- Научиться правильному…
- Формировать навыки…
- Вы узнаете…
- Познакомитесь…
- Что объединяет…
4. План действий (реализация задач)
- Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему.
- Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор.
- Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов.
- В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей : «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг.
- Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка.
6. Итог (анализ результатов деятельности) - Не спрашивать у детей : понравилось или нет.
- Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель
7. Рефлексия (подведение итогов) Дети дают оценку своей деятельности с пониманием собственных затруднений и успехов (рефлексия) :
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- Найти, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)
Этапы деятельности Содержание
1. Актуализация (Создание проблемной ситуации)
Воспитатель (в руках каравай с солью) :
- Ребята, вспомните, как на Руси гостей встречают. У нас в детском саду сегодня собрались гости. Давайте встретим их по русскому обычаю: хлебом и солью.
Читают стихотворение:
Вот он – хлебушек душистый.
Вот он – тёплый, золотистый,
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
2. Мотивация (мотивирование к деятельности) Учитель-логопед: давайте расскажем гостям о том, как появился хлеб. С чего все началось? Посмотрите внимательно на картинки и выберите ту, которая, по вашему мнению, будет первой. Объясните -почему?
Развивающая ситуация: «Сеем хлеб» - рассматривание и сравнение зерен, объяснение, рассуждение, образование притяжательных прилагательных от существительных (овес, пшеница, греча, рис, ячмень, рожь).
Дети выбирают и ставят на магнитную доску картинку: «Зерно попадает в землю». Объясняют свой выбор: Хлебный каравай начинается с зернышка. Чтобы получить хлеб нужно в начале посадить в землю зерно.
-Как вы думаете, какая земля хороша для посева? -Кто может рассказать о севе?
Дети отвечают: Чтобы маленькое зернышко могло расти, надо сделать землю мягкой, рыхлой. Поэтому трактора пашут землю, боронят, готовят землю к весеннему севу.
-Какая техника помогает человеку?
-Кто работает на тракторе? -На тракторе работает тракторист.
-Посмотрите, я приготовила зерна для посева. Что вы можете о них сказать? Все ли они одинаковые? Чем отличаются? Кто может назвать, какое зерно у нас есть? (-Формой, размером, цветом: есть овальное, продолговатое, круглое, треугольное, золотистое, серое, коричневое, желтое, маленькое, большое и т. д. Это пшеничное, ржаное, ячменное, гречневое, овсяное зерно).
-Какой хлеб у нас получится из этих зерен? (-Из пшеницы – пшеничный, ржи – ржаной, ячменя- ячменный, овса – овсяный.
2. Целевая установка Учитель-дефектолог:
Что же дальше происходит с зерном? ( Ситуация: «Колосок» - дифференциация оттенков желтого цвета.
-Появляются ростки.)
-Какая картинка будет второй? (-Второй будет картинка с колосом.
- В зёрнах выросли ростки превратились в колоски, а я приготовила для вас интересное задание: сложите колос пшеницы подбирая оттенки желтого цвета. (работа организуется с учетом диагноза).
Дети подбирают по оттенкам желтого цвета зерна и выкладывают из них колос.
3. План действий (реализация задач) Ситуация: «Страда» - расширение представление детей об уборке зерновых культур с помощью комбайна, обогащение словаря детей существительным «Страда».
Учитель-логопед: Прекрасные колосья, золотые, наливные. Когда у растения появляется колос, то в народе говорят, что растение колоситься. Например, пшеница колосится. Про какое растения еще можно сказать «колосится»?
-Рожь колосится.
-Предлагаю подумать и найти следующую картинку о том, что происходит с хлебом после созревания?
Дети выбирают картинку с изображением комбайна.
-Почему выбрали эту картинку?
-Мы выбрали эту картинку, потому что когда поспевает зерно, его надо убрать. Убирают зерно с помощью комбайнов.
Кто работает на комбайне? -На комбайне работает комбайнер.
-А вы видели настоящий комбайн? Хотите посмотреть? Ответы детей.
-А вы знаете, как называется уборка другим словом?
(Если дети молчат, говорит педагог)
Давайте посмотрим фильм о том, как идёт уборка зерна. Дети смотрят фильм «Страда».
Ситуация: «Путь на мельницу» - развитие зрительно – моторной координации, развитие ориентировки в микро пространстве.
Учитель-дефектолог: Да, намолотили хлеба много, хотелось бы узнать, что с ним делать дальше. Кто найдет следующую картинку? Дети выбирают картинку-схему «Мельница».
Правильно, едет хлеб на мельницу, мельницу чудесницу, но нашим машинкам нужно помочь доехать до мельницы.
Дети работают с лабиринтом.
Ситуация: «Мы муку мололи» - развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности в процессе получения муки из зерна.
Воспитатель: Предлагаю приготовить муку самостоятельно. Как думаете, что надо сделать с хлебными зернами, для получения муки?
-Растереть.
-Вот у меня есть ступка и пестик: насыпаем зерно в ступку и пестиком дробим его. Сережа, попробуй.
Дети получают муку с помощью пестика и ступки.
-Чем ещё можно измельчить зерно? -Кофемолкой.
-Получается быстрее, но все равно долго. Особенно если зерна много. Поэтому люди придумали большие мельницы. Там такое с зерном творится, в оборот его возьмут, в порошок его сотрут. Дети получают муку с помощью кофемолки.
Просмотр видеоролика «Современная пекарня» - расширение представление детей о работе современных хлебопекарен, уточнение значения слов мукомол и пекарь.
Учитель-логопед: Посмотрите, у нас осталась одна картинка-схема. Кто это? -Это пекарь.
-Кто может рассказать нам о том, что делает пекарь, вспомните, как мы делали тесто. Рассказы детей.
Физкультурная минутка:
-Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи.
(Дети сжимают и разжимают пальцы, прихлопывают ладошками,
поочередно загибают пальцы на обеих руках,
Очень вкусно! (гладят по животу.
Сегодня я вам хочу показать, как пекут хлеб в современной пекарне. (Дети смотрят видеоролик «Современная пекарня».
Тифлопедагог (зрительная гимнастика) :
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(1- Смотрят влево-вправо,
(2- Смотрят вверх-вниз,
(3- Круговые движения глазами,
(4- Быстро моргают).
Ситуация: «В булочной» - использование прилагательных свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный, чтение пословиц о хлебе с использованием мнемотаблиц.
Воспитатель: Приглашаем вас в нашу булочную. Посмотрите какое изобилие. Выбирайте и на вкус и на цвет. Давайте назовем все хлебобулочные изделия, какие здесь есть и придумаем о них «вкусные» слова.
- Калачи, булка, батон, пирожок, рогалик, каравай, бублики, ватрушка, сочни, баранки, хлеб.
- Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
- А теперь предлагаю вам посмотреть на схемы и угадать, какая пословица о хлебе здесь спряталась? Расскажите эти пословицы гостям и подарите их на память.
(Дети с опорой на мнемотаблицы называют пословицы, объясняя их смысл.)
6. Итог ( анализ результатов деятельности Воспитатель: Ребята, как вы считаете тяжело выращивать хлеб?
- Да. Это тяжелый труд.
- Как нужно относится к хлебу?
- С уважением, бережно, с любовью. Не крошить хлеб, не брать лишнего.
7. Рефлексия (подведение итогов) Ответы детей на вопросы воспитателя, специалистов:
-Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- Найти, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе).
Воспитатель: Дети, вам в подарок - раскраски хлебобулочных изделий.
(Дети берут раскраски, прощаются с гостями и уходят).