Оксана Суровцева
Конспект НОД в старшей группе «Да здравствует мыло душистое!»
Суровцева Оксана
«Да здравствует мыло душистое!»
Программные задачи:
1. Осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром.
2. Развивать системное мышление, воображение, творчество.
3. Учить выявлять и разрешать проблемные ситуации, противоречия.
4. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Да здравствует мыло душистое!“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
5. Закрепить и систематизировать знания о мыле: из чего сделано, его свойства и качества, строение и назначение, как им пользоваться, как беречь.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Обогащать лексику словами, обозначающими свойства и качества мыла.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение художественной литературы:
– “Мойдодыр” К. Чуковский.
– “Купание” А. Александрова.
– “Девочка чумазая” А. Барто.
МАТЕРИАЛЫ:
Мыло разного цвета, с разными ароматами, разное по форме, флакон жидкого мыла, хозяйственное мыло, электронные весы, тазик с водой, картинки с рисунками последовательности умывания, лупы по количеству детей.
ХОД НОД
Тема нашего исследования поселилась в загадке, вы узнаете, если отгадаете её.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится /мыло/.
Что мы будем исследовать? Хотите узнать о тайнах мыла?
А что вы можете сказать о мыле?
Знаете ли вы, чем люди умывались раньше?
В давние-давние времена, в Древнем Риме люди стали думать, как смыть грязь с жирной кожи. Первой была зола. Древесную золу заливали кипятком и распаривали в печи. Полученной водой, щёлоком, мылись.
Сырьём для производства мыла являются животные жиры. В древние времена мыло делали из козьего, бараньего или бычьего жира, с примесью золы бука. Его использовали не только для умывания, но и для окраски волос (растительное масло плюс красная земляная краска).
В настоящее время мыло производят так: животные жиры и поташ (карбонат калия – белый зернистый порошок) кипятят вместе, между ними происходят различные химические превращения, в результате которых образуется мыло. Его тщательно очищают, окрашивают в разные цвета и добавляют разнообразные ароматические и косметические добавки.
Мыло расщепляет нерастворимые в воде жиры, которые затем вымываются в виде эмульсии – мыльной пены.
Мылись глиной, которая прекрасно очищает руки, тело от грязи. В природе встречается много растений, способных образовывать пену. Они могут заменить мыло: ягоды бузины, мыльнянка лекарственная (её называют “мыльной травой”, “собачьим мылом”, хорошо мылятся высушенные и измельчённые корневища, также используется конский каштан.
Давайте пройдём в нашу лабораторию. Подойдите к своим рабочим местам.
Возьмите в руки мыло: погладьте, пощупайте, понюхайте.
Какое оно? (твердое, гладкое, скользкое, шероховатое, душистое с разнообразными запахами).
Почему душистое? (в составе есть растительные экстракты или ароматизаторы).
У кого какое мыло? Обратите внимание на размер и форму (большое и маленькое, прямоугольное и круглое, квадратное и фигурное, цветочное, туалетное, хозяйственное, тяжелое и легкое, т. д.).
Что делают мылом? (моют руки, тело, волосы и т. д.).
Вспомните, пожалуйста, скороговорку, где говорится об этом?
Мыла Мила Мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло
Мишку мылом не домыла.
– Почему Мила не домыла Мишку? /мыло упало/.
– Почему мыло упало? /скользкое/.
– Когда мыло становится скользким? /когда оно мокрое, с водой/.
– Скажите, пожалуйста, мыло скользкое как что? /рыба, сосулька, масло, лёд, шелк и т. д. /.
Возьмём весы и взвесим два кусочка мыла. Мы видим, что вес разный в зависимости от размера мыла.
Посмотрите, я опускаю мыло в ёмкость с водой. Что мы замечаем? (оно тонет, булькает-издаёт характерный звук).
Почему? (имеет вес).
Мыло имеет разный цвет. Почему? (окрашено красителями).
Какой вывод мы делаем? (мыло бывает разного вида, веса, размера, формы, плотности; оно тонет, пахнет, окрашивается, щиплет глаза и т. д.).
Как вы отнесётесь к совету Григория Остера из его книги “Вредные советы”
Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо,
Это глупое занятье не приводит ни к чему.
Это хороший совет или нет?
Почему вредный? Кто боится мыла? (грязнули, микробы).
Кто такие микробы?
– Микробы – это совсем маленькие, не заметные глазам существа. Они вызывают болезни, так и норовят попасть к нам внутрь, расселиться там и жить. Если кожа покрыта потом, или жиром, она становится липкой и на ней легко задерживается пыль и грязь. Вот тут раздолье микробам. Возьмите лупы и посмотрите внимательно на свои руки. Сколько на коже бороздок и канавок, складок и ямок. Если они забьются грязью, микробам будет легче атаковать из этих укрытий. А под грязными ногтями их собираются целые полчища. Избавиться от микробов и грязи не так-то просто. Одной водой их не смоешь. Грязь прилипчива и микробы держатся цепко. Что может их прогнать? Правильно, душистое мыло, рождающее пену. Словно дворник с жёсткой метлой, оно проходит по всем щелочкам нашей кожи, выметает и гонит прочь грязь и микробов. Если мыло попадает на тонкую кожицу, например у глаз, ты почувствуешь, как оно работает. Как старается вывести грязь и микробов: щиплет, колет, кусает, грызёт. Оно нападает не на тебя, а на твоих врагов.
– Скажите мне, пожалуйста, в сухие руки мыло берут? (нет).
– А что надо сделать? (их сначала надо намочить).
– Какую струйку надо делать? (не очень тонкую, а то воды будет мало и не очень толстую, а то забрызгаешься).
– Когда пены получится много, что надо сделать? (положить мыло в мыльницу).
– Что выполняем потом? (положить ладошку к ладошке и потереть, а затем перекатываем друг по дружке, как санки по снежной горке: то левая съезжает с правой, то правая с левой, после этого ополоснуть и вытирать).
– Чем мы будем вытирать руки? (каждый своей расправленной салфеткой: берём в одну руку и вытираем другую, каждый пальчик отдельно и затем аналогично другую).
Чтобы чистота была, нужны мыло и вода.
– Когда следует мыть руки? (по мере загрязнения, после посещения санузла, перед едой, после прогулки и т. д.).
– Давайте отметим алгоритм (схема действий, последовательность шагов, приводящая к результату) правильного мытья рук. /При обсуждении на магнитной доске, перед надписями, цифрами отметить каждый шаг. /
• сильно намочите руки;
• пользуйтесь мылом;
• намыливайте руки с обеих сторон;
• полощите руки чистой водой;
• вытирайте руки насухо полотенцем.
Когда я работала с малышами, намыленные руки я называла мыльные перчатки. Какими могут быть они? (чёрными и белыми). Когда они бывают чёрными? (когда руки сильно грязные). А когда “перчатки” бывают белыми? (когда чистые руки).
Игра “Хорошо – плохо”.
Мыть руки – это хорошо. Почему? (чисто, опрятно, микробов не будет, полотенце будет чистое и т. д.).
Мыть руки – это плохо. Почему? (вода может быть холодная, горячая, рукава замочатся, кожа на руках потрескается и т. д.).
Какой бы вы совет дали грязнулям, трусихам, кто боится мыться мылом (дети дают советы).
Какое самое лучшее средство от микробов? (мыло и вода).
Игра “Выучим пословицу”.
• Чистая вода для хвори беда.
Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они не только помогают уничтожить микробов, избавиться от них, но с мылом можно поиграть. Кроме твёрдого мыла, бывает ещё какое, в каком состоянии? /жидкое/.
Мыльная пена – она какая? /мягкая, ласковая и т. д. /.
Что ещё можно делать мылом, кроме того, что можно мыть, стирать и т. д.? / тонким кусочком чертить на ткани/
Когда много кусочков мыла, что мы можем сказать об этом? Что это? / витрина в магазине, полки в умывальной комнате и т. д. /.
Что вы сегодня узнали нового?
Что вам понравилось на нашем занятии?