Анна Саватеева
«Поможем бабушке. Больше, меньше. Условная мерка». Конспект ООД по ФЭМП для детей разновозрастной группы 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет с использованием лексической темы «8 марта. Международный женский день».
Задачи:
Коррекционно-Образовательные:
1. Продолжать формировать умение считать в прямой последовательности.
2. Продолжать формировать умение уравнивать множество, продолжать формировать представление об одинаковом количестве предметов, больше, меньше, способом убавления или добавления на одну единицу.
3. Формировать умение детей пользоваться условной меркой для измерения длины предмета.
4. Продолжать учить определять на слух количество звуков и столько же воспроизводить движения, согласно количеству заданных звуков.
5. Формировать умение ориентироваться на вертикальной плоскости (листе бумаги, определять расположение заданных объектов (предметов) -над, под, справа, слева, по середине).
6. Формировать представление о финансовой грамотности.
Коррекционно-Развивающие:
Развивать:
1. Умение отвечать полными предложениями.
2. Умение употреблять и согласовывать числительные с падежными окончаниями.
3. Словесно-логическое мышление, воображение, память, слуховое внимание и память (определение числа по количеству хлопков);
4. Умение пользоваться символами.
Коррекционно-Воспитательные:
Воспитывать:
1. Воспитывать любовь и заботу к близким людям, любознательность, инициативность, умение работать в команде;
2. Желание оказывать помощь, быть чуткими и отзывчивыми.
Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование песня из из мультфильма «Фиксики»- «Помогатор». Картинки семьи Дим Димыча: бабушки, мамы, папы, Дим Димыча, полоски для счета предметов, картинки овощей, картина с мебелью в квартире формата А3, ластик, лента и маленькая коробка, смайлики-восьмерки, коробка (посылка) с письмом, с заданиями (с условными символами) и номерами последовательного выполнения.
Раздаточный материал (для индивидуальной работы, рефлексии):
Полоски для счета предметов, наборы счетных материалов (овощи, картинки членов семьи Дим Димыча, ластики, ленты, ножницы.
Ход занятия:
I. Вводная част ь:
Воспитатель: Ребята, пока вы готовились к занятию, из какого мультфильма звучала музыка?
Дети: Из мультфильма «Фиксики».
Воспитатель: А про что эта песенка? (про бытовую технику, помогатор)
-Помогатором нам служит бытовая техника и прочие инструменты, а вот мы можем с вами быть помогаторами? (Конечно, да). Вы же любите помогать мамам, бабушкам. Давайте с вами сегодня превратимся в помогаторов, а если правильно скажем помощников и будем помогать себе, другим людям. И для начала нам нужно помочь друг дружке поднять настроение. Вставайте в круг. Как можно улучшить друг другу настроение? (ответы детей: поприветствовать друг друга по имени ласково, обнять, пожать друг другу руку, пошутить, станцевать).-Педагог показывает на примере-А мы еще и назовем друг друга помощниками или помощницами «Доброе утро, помощница Кирочка (обнимаем друг друга)»
Психокоррекционная игра: «Веселое приветствие»
Постановка проблемы.
Воспитатель: Ребята, а что это у меня на столе? О, прочтите,пожалуйста, кто умеет (подготовительная группа читает-«ПОСЫЛКА». Давайте посмотрим, от кого же нам посылка. (педагог зачитывает от кого и кому, затем открывает посылку). Я вижу письмо.
«Здравствуйте, мои друзья! Пишет Вам бабушка Дим Димыча! Как у вас дела? Как настроение? У Дим Димыча и у меня все хорошо, но только я всех пригласила в гости на весенний праздник (ребята, а что за праздник такой, да вот не успеваю подготовиться к празднику. Я была бы очень рада, чтобы вы помогли мне сделать три важных дела».
Воспитатель: Как интересно. Поможем? (ответы детей)Тогда слушаем дальше.
Бабушка: «В посылке есть номера с тремя заданиями».
Воспитатель: Ну, что ребята, начнем? (да).
II. Основная часть:
Задание 1 «Овощное угощение»
Воспитатель вытягивает из посылки картинку с первым заданием (на ней символ, дети пытаются угадать): педагог продолжает читать дальше.
Мое любимое занятие-работа в саду и в огороде
Воспитатель: Ребят? А зачем? (бабушке нравится, в магазине не нужно тратить деньги на овощи, экономить свои денежки). Продолжим читать.
Бабушка: «И остались у меня после осеннего урожая свежие овощи и я решила их посолить по просьбе Дим Димыча, ведь он так любит бабушкины соленья! Мне очень нужна ваша помощь- разложите каждый овощ по банкам для ДД, его мамы и папы. (Педагог с детьми рассматривает банки и овощи (счетный материал). Но я вас прошу разложить овощи по одинаковому количеству каждого вида овоща, например, помидоров столько же по количеству, сколько и огурцов, перцев столько же, сколько и огурцов для каждого члена семьи, чтобы никому не было обидно».
Воспитатель: Ребята, чтобы нам было проще и быстрее работать, разделимся по парам.
Пройдите за столы и обратите внимание, что на каждом столе прикреплена картинка ДД, папы, мамы ДД.
У нас получится три команды: первая команда будет раскладывать овощи для папы, вторая-для мамы, а третья для ДД. Чтобы нам было удобно отсчитывать в банки, сначала выкладываем овощи на полоски, которые лежат у вас на столах, а когда все посчитаем и положим поровну, как просила бабушка, тогда сложим в баночки.
Вам надо будет взять из общего множества овощей и положить на верхнюю полоску помидоры, на среднюю -огурцы и на нижнюю перцы, а потом мы с вами посмотрим, как сделать одинаковое количество овощей. (предварительно, педагог выкладывает для каждой команды по 6 помидоров, пять огурцов, четыре перца)
Итак, команды папы, мамы и ДД берут из общего количества овощей выкладывают на верхнюю полоску (дети с педагогом повторяют задание) все помидоры, которые лежат на столе вашей команды (дети выложили овощи, каждый вид овощей строго друг под другом для удобства счета, считают-вспоминаем, с какой стороны считаем (слева-направо). один помидор, два помидора, три помидора. сколько получилось) –шесть помидоров на среднюю полоску выкладываем огурцы-сколько получилось оггурцов-5, на средней полоске 5 огурцов, давайте посмотрим, чего у нас больше-помидоров или огурцов? (помидоров, а чего меньше (огурцов, вспомним, что овощей должно быть одинаковое количество, что можно сделать, чтобы получилось одинаковое количество помидоров и огурцов, а огурцов нам не добавить, потому что их больше нет, это значит, что мы должны сделать. Правильно. Убрать помидоры. (добавить еще один огурец на среднюю полоску). Посмотрите, у нас остались перцы, давайте и их выложим на какую полоску выложим? Правильно, на нижнюю. Считаем, сколько перцев-4 перца на нижней полоске., а давайте посмотрим, чего больше огурцов или перцев? А чего меньше? А теперь давайте сравним перцы с помидорами, но чтобы нам с вами долго не тратить а
время на сравнения чего больше есть маленькая хитрость.
Внимательно посмотримте, сколько помидоров, а сколько огурцов. Мы с вами сделали их кол-во одинаковым, а значит и помидоров столько же, сколько и огурцов-5. Это значит, что помидоров 5, огурцов-5, а перцев-4. Теперь наша задача состоит в том, чтобы сделать огурцов столько же, сколько и перцев. Но вот в чем беда, перцев как вы видите мы больше сделать не можем, а значит, что будем уменьшать? Уберем от помидоров один и от огурцов один. Тогда у нас останется 4 помидора, 4 огурца и 4 перца. Проверяем-пересчитываем. Как вы думаете, мы справились с заданием, одинаковое у нас количество помидоров, огурцов и перцев? (да).
Педагог специально говорит:
Остальные оставшиеся овощи выбросим, зачем они нам, верно,ребят? (Дети думают, что можно сделать с остатками овощей, чтобы они не пропали. –Ладно, оставшиеся овощи отдадим бабушке и она приготовит вкусный суп из овощей (как он будет называться (овощной).
Воспитатель: Ребята, что-то мы засиделись, давайте подвигаемся!
Физминутка «Бабушкины помощники»
Дружно бабуленьке помогаем (имитация движений помощи для бабушки)
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Пылесосим все кругом
И бегом за молоком.
Бабулю вечером встречаем,
И крепко-крепко обнимаем.
Задание 2 «Вытри пыль»
Бабушка: «Ребята, я как и все ваши бабушки и мамы очень люблю чистоту в квартире и часто убираюсь в квартире».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а для чего они это делают? (чтобы не было микробов, пыли). Что такое пыль (это частички летающие в воздухе и оседающие на поверхности предметов, которые очень вредны для нашего здоровья).
Продолжаю читать, слушайте внимательно.
Бабушка: «Однако, у взрослых, мои друзья, часто нет времени на это и я думаю, они были бы счастливы, чтобы их любимые детки помогали им в этом, ну хоть иногда. Вот прошу вас, мои дорогие ребята, помогите мне, пож-та вытереть пыль в моей комнате».
Воспитатель: Посмотрите, пож-та, на нашу доску. На ней висит картина, на картине изображена бабушкина комната с мебелью, в разных местах которой (сверху, справа, слева, внизу) в форме черного облака нарисована черная пыль. Сколько пыли в комнате, правда? Бабушке совсем некогда. Она очень нуждается в вашей помощи.
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы нам убрать эту пыль, которую художник так старательно нарисовал карандашом. Только вытирать мы будем не тряпкой, а карандашом, ведь это картина, а не настоящая комната.
Давайте по очереди каждый из вас скажет, в какой части доски вы видите облачко пыли и рядом с каким предметом и вытрите ее губкой. Сначала я приведу свой пример:
«Я вижу пыль в левом верхнем углу комнаты, над окном, рядом с картиной» (педагог вытирает кляксу губкой).
Воспитатель хвалит детей.
Ребята, нашим глазкам нужно отдохнуть.
Гимнастика для глаз «Лучик солнца»
Гимнастика для глаз «Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной. (Моргаем глазами)
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись (Делаем круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду. (Отводим взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду. (Отводим взгляд вправо)
Задание 3 «Лента для подарка»
Воспитатель: Так, следующее задание. Читаю.
Бабушка: «Ребята, как вы уже заметили из первого задания я очень люблю баловать свою семью угощениями и подарками. Когда мои дорогие папа, мама ДДимыча и сам мой любимый внучок ДД придут в гости, чтобы меня поздравить с праздником Я приготовила коробки, в которые положу бусы для мамы (педагог показывает детям атрибуты, ароматизатор в машину для папы и карандаши для Д-Димыча. Но мне нужно помочь перевязать коробки ленточкой для подарков, чтобы подарки не выпали из коробок. Однако у меня всего две ленты. А коробок три, не знаю что делать. Буду очень вам благодарна, если вы мне поможете».
Воспитатель: Давайте рассмотрим эти коробки, сколько их (3, потому что у бабушки есть мама ДД, пап, и он сам. Внутри коробок мы видим подарки: бусы для мамы, ароматизатор в автомобиль для папы и цветные карандаши для Д-Димыча. две ленты-короткая и длинная ленточка. Что можно сделать, чтобы нам перевязать все три коробки? Попробуем короткой-подошла, длинная очень длинная, не подходит, но можно нам и короткой перевязать, только ее всего одна штука. Что будем делать? (поделим длинную ленту условной мерки, которой нам послужит короткая лента. Как поделим? (педагог и ребята вспоминают понятие условной мерки)
/Педагог рассматривает полученный результат у детей и хвалит ребят/
Воспитатель: А теперь пусть наши пальчики отдохнут
Пальчиковая гимнастика «Подснежники»
Первые подснежники
(Ладошки сжать друг с другом и
округлить – «Тюльпан»)
Я в руках несу.
(Сжать ладони в кулачки, держать перед собой)
Нежные цветочки
Бавбушке подарю.
(Вытягиваем руки вперед, ладони вверх)
Будь всегда красивой,
Нежной, как цветы.
(Обводим овал лица)
Хорошо, что рядом
Есть со мною ты.
(Прижать ладони к груди)
А теперь пусть наши ручки и ножки отдохнут.
Физминутка «Услышь и повтори»
Ребята, я вам скажу какое движение надо сделать ихлопну столько раз, сколько его нужно будет сделать, а вы посчитайте пожалуйста сколько раз нужно сделать то упражнение, которое я вам показала.
Заключительная:
Ребята, ну вот и все! Какие вы молодцы, справились все. Теперь бабушке не надо делать много дел, мы ей помогли. А то свободное время, которое у нее осталось благодаря нашей помощи, она просто отдохнет или сходит к своим подружкам в гости, либо потратит время на какое-нибудь свое увлечение.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что сегодня случилось у нас на занятии? Кто прислал нам письмо и посылку? Что было в посылке? Мы помогли бабушке ДД, что мы для этого сделали? Для чего мы это делали? Педагог просит детей встать в полукруг рядом со столом, на котором лежат смайлики. Ребята, а что вам напоминают эти смайлики (а похожи они на какую-нибудь цифру) (Да) Какую? (8). А почему смайлики у нас 8, никто не догадался? (в честь 8 марта). Верно, 8 марта-Международный женский день! А теперь рассмотрите еще внимательнее смайлики и выберете: если вам понравилось занятие и было легко помогать нашей Бабушке Д-Димыча, то возьмите улыбающийся смайлик, если возникли вопросы, смайлик с вопросом, если что-то было сложно выполнить, то грустный смайлик.