Изолина Чубукова
Проект «Да здравствует мыло душистое!» по формированию КГН во второй младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание культурно - гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.
Публикация «Проект „Да здравствует мыло душистое!“ по формированию КГН во второй младшей группе детского сада» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мыло, мыльные пузыри
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, системы в работе педагога, единства требований в семье и детском саду. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Поэтому в процессе повседневной работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для детей естественным и гигиенические навыки постоянно совершенствовались.
Такое совершенствование осуществляется эффективнее, если использовать игры, стихи, рифмовки. Народные песенки, потешки, пестушки - тоже прекрасный материал, который поддерживает интерес детей к таким ежедневным и скучным процедурам как мытье рук, умывание, одевание. Желание быть самостоятельным, интерес и внимание трехлетнего ребенка к бытовым действиям дают возможность педагогам и родителям научить ребенка определенной последовательности действий, приемам, которые помогают выполнять задание быстро.
Так как формирование навыков - процесс длительный, требующий многократности и последовательности выполнения упражнений и действий, необходимо варьировать приемы воздействия на детей, находить более эффективные средства обучения и воспитания. Проект по формированию КГН во второй младшей группе «Да здравствует мыло душистое!» позволит педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, найти наиболее эффективные средства обучения и воспитания.
Цель проекта : Развитие культурно-гигиенических навыков в игровой форме, используя различные виды деятельности; создание у детей положительного отношения к одеванию, умыванию, приёму пищи; изготовление и подбор пособий; приобщение родителей к творческому взаимодействию с детским садом.
Задачи проекта :
• продолжать формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшей группы : умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место; пользоваться расчёской и носовым платком;
• уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
•познакомить с правилами одевания и раздевания;
• пробуждать детей следить за своим внешним видом;
• формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
• создавать условия для развития умений самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
• повысить уровень компетентности родителей по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей
• создать картотеку стихов, потешек, игр; подбор художественных произведений, оформление алгоритмов по КГН.
Тип проекта : творческо- игровой, долгосрочный
Продолжительность: с 01.08. 2019 – 31.01. 2020
Участники проекта : дети младшей группы, родители, воспитатели
Ожидаемый результат:
1. Дети должны самостоятельно:
• аккуратно мыть руки по мере загрязнения, после посещения туалета и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем;
• пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой;
• при небольшой помощи взрослого надевать и снимать одежду, обувь в определенном порядке; выворачивать и складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь;
• использовать навыки: - опрятной еды;
- поддержания порядка в окружающей обстановке;
- навыки культурного поведения и взаимоотношений;
2. Повышение знаний родителей по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы;
3. Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Навыки опрятной еды включают умения:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки культурных взаимоотношений включают в себя умения:
- приветствовать и прощаться друг с другом и со взрослыми;
- при необходимости обратиться за помощью;
- выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить;
- при входе в здание вытирать ноги, переобуваться.
Этапы работы:
I этап- подготовительный
• Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
• Подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов НОД, бесед, консультаций для родителей, изготовление пособий для проекта).
• Создание предметно-развивающей среды
II этап- основной
• Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей.
• Индивидуальные беседы с родителями.
Содержание деятельности:
НОД: Познавательное развитие «Научим куклу Катю умываться», Аппликация «Красивая салфетка», Экскурсия В прачечную детского сада.
Беседы с детьми: "Как вести себя за столом", «Поможем кукле стать опрятной», «Перед едой мой руки с мылом и водой», «Учись есть аккуратно», «Не болтай за столом», «Чистота и здоровье», «Кто опрятен - тот приятен»
Художественная литература:
Чтение: (УМЫВАНИЕ) К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», О. Александрова «Умывалочка», А. Барто «Девочка чумазая», И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало» Э. Мошковская «Уши», Р. Куликова «Мыло», Г Зайцев «Дружи с водой», И. Токмакова «Гном», Р. Сеф «Мыло»
С, Бялковская «Юля-чистюля», Александрова «Купание», С. Капутикян «Хлюп – хлюп»
(ПРИЕМ ПИЩИ) Е. Благининой «Обедать», С. Капутикян «Маша обедает», «Кто скорее допьет?», Г. Лагздынь «Куклу кормили?», «Просто объеденье!», О. Дриз «Ну и каша!», Э. Мошковская «Маша и каша», A. Прокофьев «Вечером», И. Токмакова «Ай да суп!», С. Михалкого «Юля плохо кушает…», Сказка «Три медведя»
(ОПРЯТНОСТЬ) Потешка «Уж я косу заплету», Потешка «Где мой пальчик?»
«Мне уже четыре года» (фольклор) Г. Лагздынь «Одевали малыша»
С. Капутикян «Пожалейте нас!», Э. Мошковская «Митя и рубашка»
Потешка «Завяжу потуже шарф», Э. Успенский «Мальчик стричься не желает», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Е. Благинина «Как у нашей Ирки»
(БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ И ИГРУШКАМ) К. Жанэ «Братишки», А. Шибаев «Подружки», И. Муравейка «Я сама!»
М. Александрова «Что взяла — клади на место!», А. Барто «Лошадка»
Е. Благинина «Приходите, поглядите», Н. Глазкова «Танечка-хозяйка», «Мальчик Петя», Л. Воронькова «Маша- растеряша»
Заучивание потешек: «Водичка, водичка…», «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки…», «Теплою водою», «Расти коса до пояса»
Заучивание отрывков из сказки К. Чуковского «Мойдодыр» :
«Моем, моем трубочиста…», «Да здравствует мыло душистое…»
Заучивание стихотворения Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата»
Заучивание рифмовок: «Вытру пальчик я большой…», «Ручка ручку моет»
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Кукла Катя обедает», «Подбери предметы личной гигиены» «Умоем куклу Катю» «Подберем куклам одежду» «Маша обедает», «Чудесный мешочек» с предметами личной гигиены, «Научим Машу – растеряшу убирать вещи», «Помоги Кате разложить одежду в шкафу», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу», «Правила гигиены», «Как мы моем ладошки и отжимаем руки», «Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться)», «Расскажем Катюше, как правильно кушать», Словесная игра: «Полезно - вредно», «Угостим кукол чаем», «Научим игрушки здороваться друг с другом», «Покажем кукле Кате, как нужно попросить о чём-нибудь»
Подвижные игры: «Зайка белый умывается», «Пузырь», «Все котятки мыли лапки», «Беги к тому, что назову», «Солнышко и дождик»
Сюжетно –ролевые игры, упражнения:
«Купание Кати», «Вымой кукле Кате руки», «В гости кукла к нам пришла», «У Ванюши день Рождения» И. У. «Катя проснулась», «Кукла заболела», «Кукла Маша обедает», «Как мы моем ладошки и отжимаем руки», «Поможем куклам накрыть на стол», «Мы в гостях», «Готовимся к приходу гостей», «Стульчик на место»
Игры - инсценировки: «Как Хрюша умывается», «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно», «Кукла Катя раздевается»
Рассматривание картин и иллюстраций: «Мама купает Катю», «За обедом» «Игра с куклой»
Алгоритмы: «Мытье рук», «Последовательность одевания на улицу», «Вытирание рук насухо полотенцем»
Исследовательская деятельность:
• «Играем и рассматриваем воду» - опыты с водой (теплая, холодная, чистая, грязная);
• «Какую песенку поет вода из крана» - учить детей не делать сильную струю, не разбрызгивать воду;
• «Белые перчатки» - учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны;
• «Надуй мыльный пузырь» - учить детей хорошо намыливать руки, развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи;
• «Грязные и чистые дорожки» - обращать внимание детей на цвет мыльной пены, которая стекает с рук в раковину во время мытья рук
• «Чистые ноготки»- показать детям, где больше накапливается грязи: под короткими или длинными ногтями;
• «Чем пахнут чистые ладошки?» - учить радоваться приятному запаху чистых ладошек;
• «Надо ли одежду выворачивать?» - учить детей находить изнаночную сторону одежды;
Проблемные ситуации: «Кукла Катя испачкалась, как сделать ее чистой?»
«Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?», «Мишка ушиб лапку, пожалей его», «Как утешить куклу»,
Совместная продуктивная деятельность:
Рисование:, «Полотенце для Мишутки», «Красивая расческа», «Зубная щетка для куклы Кати», «Украсим варежку для Деда Мороза», «Платье для Машеньки»
Аппликация: «Украсим футляр для расчески», «Красивая салфетка»,
Лепка: «Мыло для куклы Кати», «Тюбик с зубной пастой для любимой куклы», «Угощение для куклы Кати», «Чистые тарелочки»
Работа с родителями:
Консультации: «Как правильно одевать ребёнка на прогулку», «Как расположить одежду в детском шкафу», «Как привить детям культурно гигиенические навыки», «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности», «Воспитание гигиенических навыков и самостоятельности у детей младшей группы», «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка», «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности», «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»
Анкетирование: «Культурно-гигиенические навыки вашего ребенка»
III этап- заключительный
Развлечения: «Приключение мыльного пузыря», «Вечер загадок от Мойдодыра», «Мойдодыр пришел к нам в гости»
Выставка фотографий: «Мы – чистюли!»
Проведение родительского собрания: «Формирование КГН у малышей»