Татьяна Николаевна Демидова
Конспект НОД в средней группе «Знакомство со свойствами снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Образовательные:
- формировать способы зрительного и тактильного обследования.
- продолжать знакомить детей со свойствами снега и льда : тают в тепле- образуется вода.
-проверить на практике правильность загадки «В огне не горит, в воде не тонет.»
- закреплять навыки организованного поведения.
- продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
2. Развивающие:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Знакомство со свойствами снега и льда“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Средняя группа
- Темочки
-развивать у детей познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности, умение анализировать события и делать выводы.
-развивать умение слушать и понимать заданный вопрос.
-развивать мелкую моторику руки ребёнка.
- развивать творческое воображение
3. Воспитательные:
- Воспитывать заботливость, ответственность, умение договориться и действовать согласованно, доброжелательность, активность.
Оборудование для педагога :
Тазик со снегом, таз с водой, тарелка для колобка. формочки со льдом, свеча, молоточек, спички, поднос. угольки, палочки, музыкальный центр, аудиозапись А. Повилайтис «Вальс снежинок», рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок»
Оборудование для детей :
Подносы с геометрическими фигурами. Снежинки разные по форме, вырезанные из бумаги разных тонов.
5.
Ход НОД:
Воспитатель: - Дети, подойдите ко мне. Послушайте загадку:
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто ответит, кто знает?
Когда это бывает?
Воспитатель: - Верно зимой, а сейчас какое время года? Правильно, зима. А вам нравится зима? Почему? Давайте подойдём к окну и полюбуемся, как кругом всё бело и красиво. Попробуйте отгадать загадку:
- Бел, да не сахар- нет ног, а идёт.
- Что это? Правильно- снег.
(Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова «Зима»).
Воспитатель: А как вы думаете, чем зима отличается от других времён года? (ответы детей)
-Да, только зимой бывает снег. Посмотрите ещё раз в окно, везде лежит снег : и на деревьях, и на крышах домов. Снег, как одеяло- покрыл всю землю.
- А вы знаете, что со снегом случаются чудесные превращения? Хотите узнать какие?
Давайте сядем на стульчики, а я вам расскажу одну историю.
(Воспитатель читает произведение Н. Калининой «Про снежный колобок»).
Воспитатель: - Как вы думаете, что же случилось с колобком? А почему он растаял? А хотите проверить, действительно ли колобок растаял? Давайте проведём опыт.
(воспитатель вносит таз со снегом)
Воспитатель: - Посмотрите, что лежит в тазике? Верно, снег. А как вы догадались, может быть это вата? Потрогайте пальчиком. Какой снег? Холодный. А ещё какой? Белый, мягкий, липкий. А когда снег мягкий и липкий, что с ним можно делать? Правильно, лепить. И сейчас мы с вами попробуем слепить снежного колобка. Какой колобок получился? Круглый. Я беру в ладони снег и со всех сторон его прижимаю, приглаживаю. А что же не хватает колобку? Да глазки у него угольки, Маша помоги мне сделать глазки.
- молодец, помогла. Колобок уже может видеть. А чего ещё не хватает? Ротика и носика. А из чего они сделаны? Верно - из палочек. Серёжа делай рот и нос.
Вот какой у нас колобок снежный получился! Дети, а как вы думаете, похож он на Алёшиного колобка?
В рассказе Алёша положил своего колобка в карман, а мы нашего посадим на тарелочку, ему будет удобно. Подумайте, куда можно поставить тарелочку, чтобы он не убежал?
- давайте поставим его в шкаф, договоримся с вами дверцу не открывать, в шкаф не заглядывать, потому, что мы проводим опыт. А перед обедом откроем шкаф и посмотрим, что же с колобком произойдёт?
Физкультминутка
Раз, два, раз, два- (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)
Двор украшен в феврале.
Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: -А сейчас отгадайте загадку.
- Не драгоценный камень, а светится? Молодцы, отгадали- это лёд. Помните мы вчера с вами налили в формочки воду и поставили за окно. Давайте посмотрим, что стало с водой.
(Воспитатель показывает формочки. Переворачивает их, выкладывает лёд на поднос).
Воспитатель: - Да, вода замёрзла и превратилась в лёд. А почему вода замёрзла? Потому что на улице холодно, мороз. Потрогайте лёд пальчиками и скажите, какой он? Верно, он холодный, скользкий, блестящий. Посмотрите, через него всё видно, какой можно сделать вывод - правильно, лёд прозрачный. А сейчас я возьму молоточек и постучу по льду?- что с ним произошло? Правильно. - лёд раскололся на кусочки. Что можно сказать?- Лёд хрупкий. А сейчас я лёд возьму в руку. Смотрите, что это капает? Да, вода. А почему? Молодцы, правильно. - рука тёплая, а лёд в тепле тает и образуется вода.
Воспитатель: - Про лёд есть много загадок, но вот одна из них:
- в огне не горит, и в воде не тонет. Давайте поверим, так ли это- проделаем с вами опыт со льдом. Сейчас я зажгу свечу и попробую лёд от свечи зажечь.
(воспитатель подносит лёд к свече).
- смотрите, капает вода, лёд тает, а свеча погасла. Как вы думаете? Правильно - от огня лёд не загорелся, а стал от тепла таять и вода погасила огонь. Мы узнали, что лёд в огне не горит, а только тает от тепла.
Давайте дальше проверим- тонет ли лёд в воде?
(воспитатель ставит на стол таз с водой).
Воспитатель: - у меня в тазике вода. Я беру лёд и кладу его в воду. Посмотрите, что с ним происходит? Да, лёд в воде плавает и не тонет. А весной, когда тает лёд на реках- плывут большие льдины- это называется ледоход. А в морях и океанах плавают огромные льдины- они называются- айсберги.
Как называют огромные льдины в океане? Айсберг.
- Вот мы с вами убедились, что лёд в огне не горит, и в воде не тонет.
А вот ещё одна загадка:
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все- сквозные- вырезные,
А возьмёшь- вода в руке.
- Что это? Снежинки. А вы видели снежинки? Какие они? Белые, лёгкие, пушистые, все в иголочках, разной формы, очень красивые, вырезные. Давайте попробуем выложить красивые снежинки из геометрических фигур, которые лежат на столах.
(Звучит музыка, дети за столами выкладывают снежинки).
Воспитатель: - рассмотрите снежинки- все они очень красивые, разной формы, ни одна не похожа на другую.
Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки вверх)
Легкие пушинки. (покружиться на носочках)
Чуть затихла злая вьюга (встать прямо и опустить ручки вниз)
Улеглись повсюду. (присесть, руки опустить к полу)
Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вытянуть вперёд)
Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали белые подружки.
(руками выполнить движение "ножницы")
Заспешили на прогулку детки и старушки.
(шагаем на месте)
Воспитатель: Молодцы, снежинки- очень красиво танцевали- легко кружились и плавно опускались на землю.
Скажите, что мы сегодня делали? Опыты со снегом и льдом.
- что нового узнали?
Сегодня на прогулке каждый сделает своего снежного колобка. А вечером, когда придёте домой, расскажите своим родителям, что интересного сегодня вы узнали!