Кира Косьяненко
Конспект экспериментальной НОД по формированию знаний о свойствах снега и льда «Зимние секреты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимние секреты»
НОД – эксперимент (средняя группа)
Цель: Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Закрепить знания детей о свойствах снега и льда.
Задачи:
Формировать представление о снеге, льде и их свойствах. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег и лёд изменяют свои свойства.
Публикация «Конспект экспериментальной НОД по формированию знаний о свойствах снега и льда „Зимние секреты“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, развивать любознательность.
Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, чтение и заучивание стихов о зиме, зимних явлениях природы.
Оборудование: ИКТ, магнитная доска, снежинки из бумаги и на магнитах с свойствами снега, таз со снегом, салфетки влажные, мандарины на тарелке, тарелочки пластиковые, халаты, шапочки, деревянные палочки, формочки для снега, совочки, белые пластиковые доски.
Словарная работа: снег, лед, метель, снегопад, изморось, сугробы снежинка, кристаллы, ледяной, эксперимент, опыт.
Ход занятия:
В: Ребята, я вас хочу сегодня пригласить в снежную лабораторию. А в какое время года она работает, вы мне сейчас сами скажете. Я вам загадаю загадку:
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Д: зима.
С помощью ИКТ на доске картинка зимы.
В: Ребята, а какие признаки зимы вы знаете ( что зимой бывает: снег, лед, метель, снегопад) - С применением ИКТ на экране, с помощью картинок показываю признаки зимы.
Д: Снегопад.
Лед
Метель
В: Ребята, а вы знаете, откуда появляется снег?
Д: Ответы детей
В: Из всех водоемов - морей, океанов, рек испаряется вода. В виде пара крошечные невидимые частички воды поднимаются высоко в небо. Чем выше поднимаются частички, тем холоднее становится воздух. Пар охлаждается и превращается в маленькие кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя снежинки.
Снежинки собираются в тучки, и когда их становится очень много, им тесно - они тихо падают на землю.
В: Ребята, а вы знаете, как образуется лед?
Д: Ответы детей
В: лед – это вода, и при низкой температуре вода превращается в лед.
В: Каким бывает снег?
Д: рассыпчатый в морозные дни. А мокрый и липкий в теплые дни.
В: Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете?
Д: Снег и лед, замерзшая вода.
С помощью ИКТ раздается «хруст снега».
В: Кто-то к нам спешит. Кто бы это мог быть? Я сейчас посмотрю (иду к двери). Ребята, никого нет, (но возле двери стоит таз со снегом). Заношу таз со снегом.
В: К нам в гости спешил снеговик, но у нас в лаборатории тепло и он растаял. Снеговик принес письмо. Прочитаем, что в письме?
Читаю: чтоб приступить к экспериментам, нужно пройти испытание.
Физминутка:
СНЕЖОК
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили «Лепят», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, Показывают круг,
очень гладкий сжимают ладони вместе,
гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком.
Раз – подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый
снежок.
Два – поймаем. Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.
И…сломаем. Топают.
В: Ребята, а теперь можно приступить к экспериментам, чтобы выяснить какие они снег и лёд, и каковы их свойства. А поможет нам в этом мольберт, на который мы будем размещать снежинки со свойствами снега и льда.
В: Ребята, проходите в первый кабинет.
Опыт №1. «Определение реакции температуры»
В: Ребята, что вы видите на столе?
Д: снег и лед.
В: а что же с ними произошло?
Д: растаял.
В: Почему?
Д: потому что у нас в лаборатории тепло.
В: Делаем вывод, что снег и лёд в тепле тают и превращаются в воду
(на мольберт крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы градусники: снег тает в тепле).
В: Ребята, проходите в следующий кабинет.
Опыт №2. «Определение цвета».
В: Ребята, давайте сравним: какого цвета снег и лёд.
В: Какого цвета снег?
Д: белый.
В: Какого цвета лёд?
Д: бесцветный
В: Делаем вывод, что снег – белый, а лед – бесцветный.
(на мольберт крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой цветная клякса – снег имеет цвет – белый, на второй цветная клякса перечеркнута красной линией – лед не имеет цвета – бесцветный).
В: Ребята, проходите в следующий кабинет.
Опыт №3. «Определение прозрачности».
В: какой цвет у тарелочки, на которой лежит снег?
Д: зеленый.
В: какой цвет у тарелочки, на которой лежит лёд?
Д: оранжевая.
В: посмотрите внимательно, можно увидеть тарелку через снег?
Д: нет.
В: почему?
Д: потому что снег не прозрачный.
В: посмотрите внимательно, можно увидеть тарелку через лёд?
Д: да.
В: почему?
Д: потому что лёд прозрачный.
В: Делаем вывод, что снег – непрозрачный, а лед – прозрачный.
(на мольберт крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой, глаз перечеркнутый красной линией– снег не прозрачный, на второй глаз открытый – лед прозрачный).
В: Ребята, проходите в следующий кабинет.
Опыт № 4. «Определение запаха».
В: Ребята, а как узнать, снег и лёд имеют запах? Что надо сделать?
Д: надо понюхать
В: Понюхаем сначала мандарины, они имеют запах?
В: А теперь понюхаем снег. Имеет запах?
Д: нет запаха.
В: А теперь понюхаем лёд. Имеет запах?
Д: нет запаха.
(на мольберт крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на снежинках носы перечеркнутые красной линией – снег и лёд не имеют запаха).
В: Ребята, проходите в следующий кабинет.
Опыт №5. «Определение на плотность»
В: Ребята, давайте определим снег и лед на плотность
В: Давайте попробуем проткнуть снег палочкой? Что произошло?
Д: полочка легко вошла в снег.
В: значит, какой снег?
Д: мягкий, рыхлый.
В: А можно ли проткнуть палочкой лёд? Что произошло?
Д: полочкой нельзя проткнуть лёд.
В: значит, какой лёд?
Д: твердый.
В: Можно сделать вывод, что снег рыхлый, а лед твёрдый.
(на мольберт крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой, снег– снег мягкий, на второй лёд – лед твердый).
В: Ребята, проходите в следующий кабинет.
Опыт №6 «Слепи Снеговика»
В: Ребята, а кто приходил к нам в гости на эксперименты?
Д: снеговик.
В: А что с ним случилось?
Д: растаял от тепла.
В: Ребята, у меня тоже есть свой снег. Я его сама изобрела. Этот снег не тает в тепле и из него можно лепить.
В: Давайте слепим что – нибудь из волшебного снега, что можно слепить?
Дети лепят снеговика, снежки, снежки, наполняют формочки снегом и делают фигурки.
Отличные получились фигурки, и как много тортиков сделали! Молодцы!
Подведение итогов
Подходим к мольберту со свойствами снега и льда.
В: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладают снег и лёд?
В: Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге и льде.
Д: Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.
Д: А лёд – бесцветный, прозрачный, твёрдый, под действием тепла превращается в воду.