Лариса Шилова
НОД «Знакомство детей со свойствами снега» средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка» комбинированного вида
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми средней группы
Выполнила: воспитатель
первой квалификационной
категории Л. К. Шилова
Ковернино 2015
Тема: «Знакомство со свойствами снега»
Задачи :
Публикация «НОД „Знакомство детей со свойствами снега“ средняя группа» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Формировать у детей умение внимательно слушать художественное произведение, следить за развитием действия.
Формировать умение понимать цель эксперимента, подбирать материалы для его проведения.
Знакомить со свойствами снега, формулировать выводы о его свойствах.
Развивать связную речь, обогащать словарный запас.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие».
Виды детской деятельности:
Опыты со снегом.
Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Игра «Снеговик».
Игровая проблемная ситуация.
Обсуждение итогов и формулирование выводов.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за изменением снега от погоды; игры со снегом; беседы; чтение художественных произведений.
Планируемые результаты:
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей, проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
Оборудование и материалы:
пластмассовое ведёрко для снега, совок, пластиковые ложечки и тарелки по числу детей, бумага белого цвета, картинки, деревянные палочки, поднос, кусочек марли.
Экспериментирование со снегом.
Опыт 1: «Тёплый – холодный»
Опыт 2: «Определение запаха»
Опыт 3: «Определение цвета»
Опыт 4: «Определение прозрачности»
Опыт 5: «Определение рыхлости»
Опыт 6: «Воздействие температуры»
Опыт 7: «Исследование чистоты снега»
Ход занятия: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Они принесли нам в подарок книгу и снежный колобок. Поля, возьми, пожалуйста, книгу, положи, куда захочешь и не забудь поблагодарить за подарок. (Ребёнок берёт у гостей книгу, благодарит). А колобка возьму я. И тоже скажу спасибо гостям за подарок. Ребята, вы хотите потрогать колобка? (подносит детям) Какой он? (холодный). Почему он холодный? (из снега). Куда же мы положим колобок? Хорошо, на поднос. Пусть колобок подождёт, пока мы почитаем книгу.
Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
Во что превратился колобок?
Почему?
Знал ли Алёша о том, что снег в тепле тает?
Ребята, а ведь наш колобок – тоже из снега. Интересно, что произошло с ним? Ой, что это с ним случилось? Как вы думаете, почему он растаял? Да, он был слеплен из снега, а снег под воздействием тепла превращается в воду.
А вы хотите узнать ещё что-то интересное о снеге?
Тогда я приглашаю вас в лабораторию «Почемучки». Занимайте места за столами и внимательно рассмотрите предметы, которые приготовлены для вас. Кто хочет назвать эти предметы? Пожалуйста, Ника (Тарелки, ложки, бумага белого цвета, картинки). О чём Ника забыла сказать, напомни, Артём (деревянные палочки). А я назову предметы, которые на моём столе. У меня совок и ведро. А вот что в ведре – посмотрите. Правильно, это снег. Я положу его в ваши тарелочки.
Как узнать: снег в ваших тарелочках тёплый или холодный? (Потрогать) Да, потрогайте, пожалуйста, снег. Что вы почувствовали?
А как вы думаете, снег пахнет? Что нужно сделать, чтобы проверить это? Давайте понюхаем снег в ваших тарелочках. Что мы узнали: пахнет ли снег?
Какого цвета снег? Как можно это проверить? Что ещё бывает белого цвета? Давайте сравним его с белой бумагой. Возьмите листочки бумаги, поднесите близко к снегу, сравните: какого цвета снег? (Белый, такой же, как бумага).
Сколько интересного мы узнали о снеге! Мне ещё хочется узнать, прозрачный ли снег. Как вы думаете? Давайте проверим. Возьмите цветную картинку. Что нарисовано на твоей картинке? А на твоей что изображено? А теперь положите снег на картинку. Скажите, видно теперь картинку или нет? Значит, снег прозрачный или непрозрачный? (непрозрачный)
Как вы думаете: снег рыхлый или твёрдый? Как это проверить? Давайте возьмём палочку и помешаем снег. Удаётся нам это сделать? Значит, снег какой : рыхлый или твёрдый? Ответь, Матвей. А Поля как думает?
Что случится со снегом, если мы поставим его на батарею? (растает) Во что он превратится? (в воду). Да, произойдёт то же самое, что случилось с нашим колобком.
Но пока снег не растаял, с ним можно играть, ему можно придавать любую форму, из него можно лепить. Сеня, раздай, пожалуйста, всем формочки и свой снег с тарелочек мы переложим в них. (Дети перекладывают снег в формы). Теперь мы поместим формочки со снегом в холодильник, они там замёрзнут, и у нас получатся замечательные украшения для участка, вот такие! (показывает готовый образец, сделанный заранее); (отдаёт поднос с формочками помощнику воспитателя, уносит).
Давайте выйдем из лаборатории и вспомним, как мы лепили на улице снеговика.
Игра «Снеговик»
Тра-та-та,
Тра-та-та.
Рада снегу детвора!
Тра-та-та,
Тра-та-та.
Лепим мы снеговика!
Ком на ком поставим,
Глазки подведём,
Нос морковкой вставим,
Шапочку найдём.
Вот какой снеговичок,
Снежный белый толстячок!
А теперь, поиграют девочки, а мальчики присядут и посмотрят, как они «слепят» снеговика.
Мальчики, вам понравились снеговики девочек?
А теперь снеговичков «слепят» мальчики.
У мальчиков тоже получились замечательные снеговики. Вам нравится, девочки?
Ой, ребята, я слышу у двери какой-то шорох. К нам ещё кто-то пришёл. Я пойду посмотрю, а вы пока спрячтесь за ширму. (выходит за дверь, надевает шляпу Незнайки и тёплый шарф, заходит к детям). Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка. Сегодня у меня хриплый голос и горло я перевязал шарфом. Как вы думаете, что со мной случилось? Почему я заболел? Я вам признаюсь, что вчера я ходил гулять и ел снег. Можно ли есть снег? А почему? Ой, я ведь совсем ничего не знаю о снеге. Может быть, вы мне расскажете? Снег он какой : тёплый или холодный? А он чем-нибудь пахнет? Какого цвета снег? Прозрачный ли он? Как вы об этом узнали? Что ещё вы знаете о снеге? (рыхлый, из него можно лепить). А в тёплом помещении снег тает или нет? Как вы думаете: чистый ли снег? Я предполагаю, что снег нельзя есть ещё и потому, что он – грязный. Хотите вместе со мной узнать, достаточно ли чистый снег, чтобы его есть? Для этого мне нужен чистый стакан. Принеси его, Вероника, пожалуйста. Мы накроем его марлей и процедим воду от растаявшего снега через марлю. Что вы видите? Верно: на марле осталась грязь, волоски. Значит, снег был грязный. Можно ли есть грязный снег? Нет! Я теперь тоже это знаю!
Пойду другим ребятам расскажу об этом, а к вам позову Ларису Константиновну (выходит за дверь, снимает шляпу Незнайки и шарф, возвращается к детям).
Ой, ребята, я никого не встретила. Что же произошло здесь в моё отсутствие?
Кто приходил? Что Вы о нём узнали? Что он сделал неправильно? Как вы ему помогли? Как Незнайка узнал, что снег грязный?
Нам пора заканчивать занятие и возвращаться в группу. Скажите, пожалуйста, что вам понравилось делать на занятии? Что вы узнали о снеге? Кому из вас понравился рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок»? А сейчас мы пройдём в группу и попросим Ирину Александровну проверить, заморозились ли наши снежные фигурки в холодильнике.
Гостям скажем: «До свидания!»
(Дети вместе с воспитателям уходят)