Попова Галина
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Путешествие в профессии прошлого»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывно – образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе
Тема: «Путешествие в профессии прошлого»
Цель: Формирование представлений детей о профессиях людей прошлого и настоящего.
Задачи: Коррекционно – образовательные:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной логопедической группе „Путешествие в профессии прошлого“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
1. Закрепить знания детей о современных профессиях.
2. Познакомить с профессиями прошлого, поддерживать интерес к истории.
3. Высказывать суждения и делать умозаключения о значении разных профессий в жизни людей, их необходимости в разных жизненных ситуациях.
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать умение детей составлять совместный описательный рассказ о разных профессиях.
2. Совершенствовать умение вести диалог.
3. Развивать связную речь, логическое мышление, активизировать словарь по теме.
Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать интерес и уважительное отношение к людям разных профессий; умение работать коллективно договариваясь и обсуждая общий ответ со сверстниками.
2. Создавать ситуацию успеха для детей: стимулировать смелость выступления, уверенность в себе, коммуникативные качества.
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, технологии личностно – ориентированного взаимодействия.
Словарная работа: Цирюльник, извозчик, ямщик, трубочист, водовоз, лекарь и т. д.
Предварительная работа: Чтение рассказов и заучивание стихотворений по теме «Профессии», отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, Д/Игры: «Кому что нужно для работы?», «Скажи правильно», «Назови одним словом», «Ровным кругом», «Угадай, кем я буду», составление описательных рассказов.
Работа с родителями: Интервью «Профессия моих родителей»
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением людей разных профессий; Презентация «Профессии прошлого», Буквы для составления слова «Профессия»
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
1. Эмоциональный настрой (участвуют дети и взрослые)
Игра – пожелание «Удачи тебе!»
Дети стоят в парах, лицом друг к другу. Поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
- Желаю (соприкасаются большими пальцами)
- успеха (соприкасаются указательными)
- большого (средними)
- во всем (безымянными)
- и везде (мизинцами)
- Удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью)
2. Основная часть
Игра: «Собери слово»
Дети собирают слово по первым звукам слов – названий картинок: ПРОФЕССИЯ
Воспитатель:
- Как вы думаете, что такое профессия? (Профессия – дело, которым человек занимается каждый день, которая полезна для других людей. Профессии надо специально обучаться).
- Как вы думаете, можно ли, не обучаясь овладеть какой – либо профессией?
(Нет, нельзя. Надо обязательно учиться)
- Как вы думаете, нужно нам знать о профессиях? Почему?
Игра – загадка «Назови профессию»
Самолётом правит… (летчик)
Трактор водит… (тракторист)
Электричку водит… (машинист)
Стены выкрасил … (маляр)
Доску выстругал… (столяр)
В доме свет провёл… (электрик)
В шахте трудится (шахтер)
В жаркой кузнице … (кузнец)
Кто всё знает … (молодец)
Игра «Где мы побывали, что мы повидали?» (в кругу)
По движениям дети определяют профессию и называют её.
Вопрос: «Где вы побывали, что вы повидали?»
Ответ: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»
Воспитатель:
- Мне бы хотелось послушать ваши загадки - описания о разных профессиях. А для выполнения этого задания, вам нужно разделиться на группы (по три человека). Пройдите к своим столам. (Дети садятся за столы).
- Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий. Вам нужно рассказать о профессии, не называя её, а мы должны отгадать, о какой профессии вы нам рассказали. А чтобы рассказ получился точным и полным вы можете использовать план-схему.
- Давайте вспомним, что обозначают рисунки на схеме:
1. Рука - что делает человек данной профессии.
2. Геометрические фигуры - какие предметы нужны ему для работы.
3. Сердце-какими качествами должен обладать человек данной профессии.
Образец рассказа: Этот человек подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Он должен быть внимательным, вежливым, аккуратным.
Самостоятельные рассказы детей.
Воспитатель:
-Молодцы, хорошо потрудились. Мне очень понравились ваши рассказы.
Физкультминутка: «Мы в профессии играли»
Мы в профессии играли – (ходьба на месте)
В миг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)
В самолёте полетали (покружиться вокруг себя)
И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)
Руль теперь в руках у нас— (руль перед собой, «держим руль»)
Быстро едим, просто класс! (бег вокруг себя)
А теперь на стройке мы, (ходьба на месте)
Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в логтях)
Раз - кирпич и два, и три – (поднимаем руки вверх)
Строим дом мы, посмотри! (соединяем прямые руки над головой)
Вот закончена игра,
Нам на стульчики пора.
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю перенестись в далекое прошлое и узнать о профессиях тех времен.
Давайте скажем:
Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись.
Двери в прошлое открой,
Волшебство зовет с собой!
(Звучит волшебная музыка. Дети садятся на места)
- Сейчас мы увидим профессии, которые были на Руси.
(Презентация «Профессии прошлого»)
Прачка. Как вы думаете, как называется эта профессия? (Ответы детей) Как вы узнали? (ответы детей)
Прачка – работница, занимающаяся ручной стиркой белья. Бельё стирали дома, а затем полоскали на реке. Потом появилась стиральная доска. Гладили бельё с помощью скалки, на которую наматывалось бельё, и толстой плашки с зарубками и рукоятью, которую двигали вперед – назад. Позднее появились утюги. Это очень старинная профессия.
Белая простыночка,
Фартук и косыночка.
Белый свет весь обойдёшь -
Лучше прачки не найдёшь!
Цирюльник - эта профессия появилась так же очень давно, ведь люди во все века хотели хорошо выглядеть и быть красивыми. Кто же такой цирюльник? Это человек, который занимался стрижкой, укладкой волос, бритьем, маникюром.
- Как эта профессия называется в наше время? (Парикмахер)
- Что нужно парикмахеру для работы?
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает прическу.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
Фонарщик. Как вы думаете, какая профессия у этого человека?
- Чем занимался человек этой профессии?
Фонарщик – человек, который зажигал вечером фонари с помощью горящей свечки, привязанной к длинной палке, чтобы было светло, т. к. электричества на Руси не было.
Фонарщик - сторож тишины,
И на посту он до зари.
От страхов охраняет сны,
Под утро гасит фонари.
По – вашему мнению, чем занимается этот человек?
Лекарь – это целитель, который с помощью лекарственных трав, настоек обладал способностью заживлять раны и излечивать инфекции.
- Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время? (Врач)
- Чем занимается врач сейчас?
- Каких врачей вы знаете? Врач стоматолог. Что он лечит?
- А как вы считаете, какой профессии этот человек?
Трубочист. Как вы думаете, что делали трубочисты? (ответы детей).
В обязанности трубочиста входило очистка печей и труб, им запрещалось ходить по тротуару, чтобы не запачкать чистеньких прохожих.
Я весёлый, а не грубый,
Хоть люблю большие трубы,
А ещё люблю по крышам,
Забираясь выше, выше,
Я бродить порой ночной,
Как лунатик под луной.
Там я трубы ловко чищу
Огромадною метлищей,
И по городу пешком
Я иду с большим мешком.
Я шагаю, прям и важен,
А в мешке – простая сажа.
Потому и нос мой чёрен,
Что в работе я проворен,
Не трубач, не пианист,
А обычный трубочист!
- А как вы думаете, что делает этот человек?
- И как называется его профессия?
Извозчик. – люди, которые перевозили не только людей, но и почтовые посылки, корреспонденцию и различные грузы для магазинов. Говоря современным языком, это городские таксисты прошлых веков.
- Что изображено на картинке? Чем занимается этот человек?
Мельник — работал на мельнице, занимался производством муки, приправ, растительных масел и других продуктов. Еще называли его мукомол.
- А что перевозит этот человек? И как называется его профессия?
Водовоз. - Да, правильно. Когда не было водопровода, водовоз привозил воду из водоемов. Наливал воду в большую бочку а, за тем подъезжал к домам и разливал воду в вёдра. Воду люди использовали для приготовления пищи, мытья посуды, стирки белья. Эта профессия в те времена была очень необходима людям.
Удивительный вопрос, -
Почему я водовоз?
Потому что — без воды
Ни туды и ни сюды.
- А этот мастер занимается обработкой металла.
- А как называется эта профессия?
Кузнец - мастер, занимающийся обработкой металла.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
- А человек этой профессии назывался человек- будильник.
- Как вы думаете, чем он занимался?
Человек – будильник – человек, который при помощи длинной палки будил всех по утрам на работу, стуча ею по окнам.
Воспитатель:
-Мы с вами узнали, профессии, которые были на Руси в прошлом, какие- то профессии сохранились, а какие - то исчезли.
- А какие исчезли? (Фонарщик, трубочист, водовоз, человек – будильник). Почему они исчезли? (Они не актуальны)
- Во всех профессиях, нужно хорошо трудиться.
-Нам пора возвращаться назад в настоящее.
Снова в дверь мы ту войдем
И домой мы попадем.
Профессии мы помнить будем
О нашем прошлом не забудем.
(Дети переносятся из прошлого в настоящее)
Воспитатель:
- Вот мы и в настоящем.
- Давайте встанем в круг и вспомним, какие бывают профессии. Сейчас будете передавать флажок друг другу по цепочке и называть профессии.
(Дети передают флажок и называют профессии.)
- Ребята, как вы думаете, какая профессия самая нужная? (Ответы детей)
-Правильно. Все профессии нужны, все профессии важны.
Воспитатель:
Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Я желаю вам правильно выбрать свой путь в жизни.
Ребенок читает стихотворение:
Профессий много в мире есть
Их невозможно перечесть
Сегодня многие нужны
И актуальны, и важны
Стало быть, так и выходит
Всё, что мы делаем нужно
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Рефлексия, самооценка: «Букет»
-Давайте сделаем с вами необычный дизайнерский букет. Я приготовила стебли и серцевинки, а вы выбирайте лепестки, и составляйте цветы для нашего букета.
• если вам было интересно, то оранжевый лепесток
• если вы узнали что-то новое, то малиновый лепесток
• если вам было скучно, то желтый лепесток
(Каждый ребенок подходит выбирает лепесток и объясняет, почему именно этот лепесток выбрал.)
- Какой красивый букет у нас получился!.
Прощание.
Мы похлопаем в ладошки – раз, два, три (Хлопаем в ладоши)
И попрыгаем немножко – раз, два, три (Прыгаем на месте)
Мы тихонько покружились (Кружимся)
И на землю опустились (Приседаем)
Поднялись и потянулись (Подняться и потянуться вверх)
И друг другу улыбнулись (Улыбаемся)
Здесь мы вместе – ты и Я
Потому что мы друзья (Обнимаемся)
- Ребята, спасибо вам за старание. Забавы закончены, всем «до свидания!».