Оксана Онуфрийчук
Конспект открытого занятия-инсценировки с элементами сюжетно-ролевой игры «Профессии из прошлого» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа по подготовке и проведению открытого занятия-инсценировки с элементами сюжетно-ролевой игры "Профессии из прошлого".
1 В группе с детьми проводилась предварительная работа по ознакомлению с современными профессиями, в связи с чем был организован "Центр сюжетно-ролевых игр" с необходимыми атрибутами, инструментами, элементами костюмов и т. д., приобретены готовые методические пособия и игры по данной теме. Мною были разработаны несколько авторских дидактических игр по ознакомлению с профессиями («Узнай по картинке», «История стакана молока», «Узнай по описанию») с использованием опорных слов, косвенно относящихся к той или иной профессии.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Театр. Сценарии постановок и спектаклей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
2 Далее вниманию детей предлагается совершенно новая для них тема – «Профессии из древности». Совместно с воспитанниками изготавливаем макет «Домик в деревне» (см. фото, который способствует более полному и быстрому проникновению в атмосферу «того» времени. Дом-макет многофункционален. Обыгранных с его помощью тем может быть множество (домашние животные, деревенский быт, но нас интересуют профессии древней Руси. И вот наш дом наполняется необходимыми атрибутами: гончарным кругом и, конечно же, глиняной посудой. Теперь это домик гончара.
3 Далее было запланировано знакомство со многими другими профессиями древности по подготовленным мной тематическим картинкам (см. фото). Дети с интересом рассматривают стенд с фото, сравнивают профессии Древней Руси и современные.
4 Основной задачей планируемого открытого занятия было представить авторскую разработку сюжетно-ролевой игры (с тематикой «Профессии»). Вариаций с. -р. игр множество. Но, подходя к этому процессу творчески, решаю отойти от стандарта сюжетно-ролевой игры как таковой и использовать в работе с детьми авторскую сценку в поэтической форме, включающую в себя 6 сюжетно-ролевых линий, объединенных общим сюжетом (см. выше). Сюжет обдумываем вместе с детьми, обсуждая его предварительно на элементарном уровне. Первоначально на «проигрывании» ситуаций в игре отражалась только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек-предмет»). Нам важно было познакомиться с предложенными для игры инструментами из различных профессий. Затем в игре начинали отражаться взаимодействия людей («человек-человек»). И вот уже потом знакомые сюжеты, в которые мы с успехом «играли», вплетаются в общую сюжетную линию, выраженную в поэтической форме.
Цели занятия:
1. Закрепить знания детей о профессиях древней Руси.
2. Показать возможность ведения сюжетно-ролевой игры в общей инсценировке (авторский «взгляд»).
3. Формировать представления о социальной значимости труда взрослых (профессии).
4. Совершенствовать и развивать игровые умения, творческие и комму-никативные способности детей.
5. Учить самостоятельно согласовывать и распределять роли, подготав-ливать необходимые условия для игры.
6. Вызывать активность при выстраивании детьми ролевых диалогов, при помощи которых проявляются отношения между персонажами.
7. Выводить детей на новую, более высокую «ступень» сюжетно-ролевой игры.
Сюжетные линии игры.
Деду Ермолаю (гончару) /главный герой/ наскучила жизнь на одиноком хуторе, и он решает отправиться в станицу. Перед отъездом необходимо пошить новую рубаху и сапоги.
Атрибуты, игровой материал: шляпа, борода, лапти, деревянный конь. Табло-фон деревенской избы, плетеная скамья, подушка.
Первым делом дед приходит к ткачу с просьбой сшить ему новую рубаху, подробно описав свой заказ. Ткач берется за работу: снимает мерки, кроит, ловко орудует иглой - рубаха готова. Дед благодарит мастера за работу, надевает рубаху.
Инструменты ткача, атрибутика: игла, нитки, мел, линейка, ножницы. Рубаха в народном стиле. Картонная вывеска с изображением одежды.
Далее дед направляется к сапожнику, объясняет, что ему необходимы новые сапоги из качественной кожи. Сапожник обещает закончить работу в срок. Сапоги выходят превосходные.
Инструменты сапожника, атрибутика: молоток, плоскогубцы, клещи. Фартук, нарукавники, повязка на голову, кусочки кожи. Картонная вывеска с изображением сапога.
Дед нарядился, но выясняется, что у лошади сильно стерты подковы – необходимы новые. Ермолай отправляется на кузню к кузнецу. Дед приходит на кузню, просит кузнеца выковать для его лошади подковы. Кузнец уточняет детали, принимается за работу. Работа выполнена быстро и качественно.
Инструменты кузнеца, атрибутика: молот, клещи, плоскогубцы. Фартук, нарукавники, повязка на голову, подковы. Картонная вывеска с изображением коньков.
Конь запряжен, дед наряжен – можно ехать. За несколько часов дед добирается до станицы. Желает перекусить – появляются коробейники с изобилием товаров. Коробейники настойчиво предлагают деду свои товары, нахваливая их. Ермолай ищет изъян, торгуется, пытаясь сбавить цену. В итоге выбирает маковые бублики и связку сухофруктов.
Атрибуты коробейников: кепки, яркие цветные коробки, баранки, бублики, чеснок на веревке, пряники, сухофрукты…
В станице есть чему дивиться – на центральной улице появляются скоморохи с ручным медведем на поводке. Скоморохи играют на инструментах, пляшут, вовлекая деда в общее веселье, показывают несколько модных в то время движений - дед пускается в пляс.
Атрибуты скоморохов: "ручной медведь", шляпы с бубенцами, костюм медведя, музыкальные инструменты древней Руси (бубны, дудки, трещетки, гармошки)
Дед весело и с пользой провел время в станице, но пора домой. Запрыгивает на коня, уезжает. Дома, лежа на печи, вспоминает о станице.
Сценарий
Деду третий день не спится –
Он мечтает о станице…
Что ж, в станицу, так в станицу,
Но сначала – нарядиться…
В этом с деда мало спросу…
- Кто по этому вопросу?
- Ткач!
(Здесь – самостоятельное обыгрывание детьми игровой ситуации «дед---ткач», см. "сюжетные линии" выше)
Ну, ты мастер – сразу видно!
Выглядит вполне солидно!
Это верх, а низ-то что же?
В этой обуви негоже…
Лапти отжили свой срок …
Стыдно ехать без сапог…
В этом с деда мало спросу…
- Кто по этому вопросу?
- Сапожник!
(Здесь – самостоятельное обыгрывание детьми игровой ситуации «дед---сапожник», см. "сюжетные линии" выше)
Вот так ну! Какое диво!
Просто сказочно красиво!
До станицы день пути -
Пешим точно не дойти…
Лошадь есть, но, право слово,
Больно стертые подковы…
В этом с деда мало спросу…
- Кто по этому вопросу?
- Кузнец!
(Здесь – самостоятельное обыгрывание детьми игровой ситуации «дед---кузнец», см. "сюжетные линии" выше)
Неужели, все готово!
Что за чудные подковы!
Все готово? В путь дорогу!
Помолившись понемногу
Сядет старче на коня…
И доскачет за полдня…
Ба-а-а-а! Ну вот он и в станице!
Не пора ли подкрепиться?
В животе давно урчит…
Эка! Кто-то там кричит!
Коробейники! Ну, что же,
Что-нибудь сейчас предложат!
Изобилие какое! Деду не дают покоя!
(Здесь – самостоятельное обыгрывание детьми игровой ситуации «дед---коробейники», см. "сюжетные линии" выше)
В белокаменной станице
Право, есть чему дивиться:
Скоморохи-шутники -
Мишка хлеб берет с руки!
(Здесь – самостоятельное обыгрывание детьми игровой ситуации «дед---скоморохи», см. "сюжетные линии" выше)
Ах, веселью нет конца –
Пот у деда льет с лица!
Старче-старче, погоди!
Ждет дорога впереди!
Скоро на небе заход –
Пегий конь копытом бьет…
Дед простился со станицей –
Время… время воротиться… -
Резво прыгнул на коня
И домчался за полдня…
- Третий день так сладко спится! -
Вспоминается станица.
При проведении занятия дети проявляли самостоятельность при выборе роли (чему способствовали специально изготовленные тематические картинки, необходимые инструменты и атрибуты для ее обыгрывания (см. фото). Кстати, следует отметить, что девочки группы охотно берут на себя мужские роли.
По ходу занятия дети:
- были активны, эмоциональны;
- с желанием участвовали в игровых действиях;
- самостоятельно выстраивали ролевые диалоги, с помощью которых проявлялись отношения между персонажами;
- разрешали конфликты, возникающие в ходе игры;
- подчинялись правилам, заключенным в роли.
Далее планируется выводить детей на новую, более высокую ступень сюжетно-ролевой игры.