Елена Макарова
НОД в логопедической подготовительной к школе группе «Путешествие в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет (логопедическая группа) «Путешествие в Африку»
Цель: Активизировать познавательно-речевую деятельность детей через интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура).
Задачи: Образовательные:
Публикация «НОД в логопедической подготовительной к школе группе „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Уточнить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли, ее растительном и животном мирах.
- Закрепить знания детей о среде обитания животных жарких стран, их питании, повадках.
- Закрепить навыки составления изображения по контуру.
Развивающие: - Развивать наблюдательность, логическое мышление. - Обогащать словарный запас детей. - Закрепить значение сложного слова «носорог» - Развитие внимания, памяти, образного мышления. -Учить образовывать сложные прилагательные (длиннохвостый, тонконогий)
Воспитательные:
- Воспитывать у детей доброту, взаимопомощь, отзывчивость, умение работать в коллективе. - Усилить эмоциональное восприятие природы через музыку. - Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- Знакомство на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с материками, океанами; с природными зонами Африки с её растительным и животным миром.
- Рассматривание карты мира, карты Африки, иллюстраций.
- Чтение книг: «Рассказы о животных» С. Баруздин, «Айболит», «Бармалей» К. Чуковский, «Слоненок», «Маугли», «Рикки-тикки-тави» Р. Киплинг, «Что ни страница-то слон, то-львица» В. Маяковский
- д/игры «Кто где живёт», «зоологическое домино», «где чей дом» -Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихов, загадок о животных Африки. -Прослушивание диска со звуками саванны и джунглей. - Аппликация и рисование животных.
Материалы и оборудование: - Иллюстрации с изображением животных Африки. - Листы с силуэтами животных. - Цветные карандаши. - Плакаты климатических зон Африки. - Мольберт. - Диск с музыкой - Глобус.
Методы: 1. Методы формирования новых знаний и деятельности - рассказ, объяснение - создание ситуаций затруднения - прослушивание музыкальной записи - показ, демонстрация
2. Методы организации деятельности. - действия со схемами - отгадывание загадок - выполнение упражнений - артикуляционная гимнастика
3. Методы контроля и самоконтроля - опрос - дид. игры «Кто лишний», «Назови животных по контурам» - речевая игра «Соедини два слова в одно».
4. Методы формирования личностных результатов - пример. - воспитывающие ситуации.
Содержание НОД
Организационный момент. Дети стоят в кругу. (движения в соответствии с текстом)
Воспитатель:
- Ладошки – это солнышко, А пальчики – лучи
Просыпайтесь, лучики, согревайтесь рученьки,
Солнышко проснулось, лобика коснулось,
И погладило, погладило;
Солнышко проснулось, к щёчкам прикоснулось,
И погладило, погладило.
Солнце личико согрело, потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.
А теперь повернёмся к гостям, улыбнёмся им и поздороваемся. (садятся за столы)
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Кто знает, что это? (глобус). А что такое глобус? (маленькая модель планеты Земля). Сегодня я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие на самый жаркий континент нашей планеты.
Материк лежит большой, самый жаркий и сухой,
Там лето круглый год, кто его мне назовет?
Дети: Это Африка!
Воспитатель: Да, конечно это Африка, самый жаркий материк. Берега Африки омывают два океана - Атлантический и Индийский. Африка закрашена разными цветами: и бежевым, и зелёным, есть и голубые линии. (рассматриваем на глобусе, делаем акцент на пустыне, саванне и реке). Сегодня мы будем много работать, а чтобы красиво и правильно говорить необходимо подготовить к работе наши язычки.
Артикуляционная гимнастика
Бегемот. Бегемотик рот открыл,
Подержал, потом закрыл.
Хоботок. Хоботок слонёнок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слонёнку покажи.
Качели. А на ветке, на лиане,
Качаются обезьяны,
А скажите, вы б сумели
Язычком качать качели.
Лошадка. Язычком пощелкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
Воспитатель: Как же далека от нас Африка, но чтобы начать путешествие, скажем волшебные слова:
РА-РА-РА – начинается игра
СА-СА-СА – ждут в пути нас чудеса.
- Мы попали в царство горячего песка и яркого солнца. (плакат) Как же называется это место? (ответы детей)
- Конечно, пустыня. Самая большая пустыня – Сахара. Земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком. Здесь дуют горячие ветры, редко бывают дожди, растений и животных – мало. Растут в пустыне, в основном, колючки. У них очень длинные корни, чтобы доставать воду, которая находится глубоко под землёй.
- К жизни в пустыне приспособились и животные
“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это? (верблюд)
- Верблюда называют кораблём пустыни. Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля). Верблюды очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. На ногах толстые мозоли, чтобы ему было удобно ходить по песку. А что самое интересное есть у верблюда? (горбы). В горбах накапливается жир, который он будет расходовать в переходах по пустыне.
- В пустыне обитают и другие животные. Показ картинок, дети называют (черепаха, тарантул, змеи, тушканчик, скорпион, варан, песчаная лисичка - фенек).
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
- Тихо в пустыне, только:
Завывает ветер – У-У-У.
Шуршит песок — Ш-Ш-Ш.
Ползают и свистят змеи – С-С-С.
- Дальше наш путь лежит через африканский луг- саванну (плакат). Чем покрыта земля в саванне? (травой). Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зелёная, сочная после дождей. Кое-где растут деревья. Давайте понаблюдаем за обитателями саванны. Назовите самое высокое животное нашей планеты.
- Конечно, это жираф. Едят жирафы не траву, а листья с верхушек деревьев. Пасутся рано утром или вечером. Почему? (днём скрываются в тени деревьев от палящего солнца). Жираф – хищное или травоядное животное? (ответы детей)
- Вот ещё один африканский гигант. Слон - могучее и сильное животное. Самое удивительное у слона- хобот. Для чего слону хобот? (ответы). С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, срывает траву, пьёт воду.
- Африканские коняшки,
Одеваются в тельняшки,
-Что же это за коняшки? Конечно - это зебры. Кочуют зебры табунами, держатся вместе, поэтому чувствуют себя в большей безопасности. Почему? Чем больше глаз, тем больше шансов вовремя обнаружить врага. Зебры травоядные или хищники?
- Украшает нос мой - рог, Я с врагами очень строг (носорог.) Почему его так назвали? Носорог большое животное, питается травой. После еды он отдыхает где-нибудь в тени, укрывшись от палящего солнца. Ему также нравиться поваляться в грязи - так животное защищается от укусов насекомых. Травоядное или хищное животное?
-А каких хищных животных Африки вы знаете? (ответы) Это, конечно же, лев. Как его ещё называют? (царь зверей). Льва бывает трудно рассмотреть в саванне, цвет шерсти позволяет ему быть незамеченным среди желтой и сухой травы.
-Самое быстрое животное на нашей планете - гепард. Он бежит со скоростью автомобиля.
-В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят: «И петь не поёт, и летать не летает»…Кто же это? (картинка). Это страус, а за что его птицей считают? (у страуса есть клюв и крылья; страусы, как и другие птицы, несут яйца)
Физкультминутка: «У жирафа пятнышки везде»
1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
3. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу, рисуем «полосочки»).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
Речевая игра «Соедини два слова в одно»
У жирафа длинные ноги - он (какой…
У верблюда два горба – он (какой…
У крокодила короткие лапы – он (какой…
У мартышки длинный хвост – она (какая…
У льва громкий голос – он (какой…
У зебры тонкие ноги – она (какая…
-В саванне текут реки, есть озёра. Там собираются животные саванны, чтобы напиться, искупаться. На влажной почве вырастает много растений и, таким образом, появляется тропический лес – джунгли (плакат). В джунглях растут очень высокие деревья: и пальмы, и лианы, и папоротники. В джунглях живёт много разных животных (ответы детей).
-По реке плывет бревно,
Ох, и злющее оно,
Тем, кто в воду угодил,
Нос откусит (крокодил). Крокодилы живут и в воде и на суше. Несмотря на его размер, крокодила не сразу заметишь. Он сидит в воде в засаде, а над поверхностью выступают только глаза и ноздри. Поэтому остальным животным надо быть очень осторожными.
-В жаркой Африке живу,
Целый день в воде сижу (бегемот). Бегемот большую часть времени проводит в воде. Это большое травоядное животное.
Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний», вам надо назвать лишнее слово, объяснив решение.
ЖИРАФ, СЛОН, ЗАЯЦ, ОБЕЗЬЯНА.
КРОКОДИЛ, СТРАУС, БЕГЕМОТ, ЗЕБРА.
ГЕПАРД, ЛЕВ, ЛЕОПАРД, ТИГР. (тигры в Африке не живут)
Физкультминутка на ковре. Имитационные движения животных под ритмичную мелодию.
Дети приглашаются за столы.
Пальчиковая гимнастика, движения в соответствии с текстом.
Это ручка - правая,
Это ручка - левая,
Будет сильной правая,
Будет сильной левая.
Будут ручки у меня,
Ловкие, умелые.
Выполнение заданий на листах с силуэтами животных, наложенных друг на друга.
Один ряд детей обводят зелёным карандашом самое медлительное животное (черепаха, дети второго ряда обводят оранжевым карандашом самое длинношее животное. (Задания могут варьироваться).
Самоконтроль и проверка выполнения задания у соседа.
-Дети, в Африке есть ещё много удивительного и интересного, но наше путешествие подходит к концу. Чтобы вернуться назад,надо произнести волшебные слова «РА-РА-РА -вот и кончилась игра».
Итог занятия. Чем мы сегодня занимались, где побывали, что понравилось, что запомнилось? Какое настроение после путешествия? А теперь улыбнёмся друг другу,и пойдём играть.