Приложение МААМ

Конспект НОД «Народные промыслы Белгородской области» в подготовительной к школе группе

Лариса Покидова
Конспект НОД «Народные промыслы Белгородской области» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и важных проблем современного мира. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы помогаем ребенку сделать первые шаги в трудный и интересный мир экономики, где им приобретаются элементарные навыки ориентировки в сложных экономических явлениях. С чего же начать?

Публикация «Конспект НОД „Народные промыслы Белгородской области“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, от среды в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребенок живет и развивается. В практике работы детских садов широко используются центры математических и мнемотехнических игр, экономическая игротека «В гостях у гнома Эконома», изостудия, экологическая комната. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование, обеспечивают формирование потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа по экономическому воспитанию невозможна без участия родителей. Необходимым условием экономического воспитания дошкольника является информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы, развлечения); создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний – важнейшее условие успешного экономического воспитания.

Экономическое воспитание способствует формированию у детей ценностного представления об окружающем мире, простейших экономических связях и зависимостях, о рациональной организованности этих связей через трудовую деятельность людей. Дети, приобщаясь к труду, начинают осознавать окружающий природный мир как основной источник жизнедеятельности людей.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Тема «Народные промыслы Белгородской области».

Цель: пробудить интерес воспитанников к талантам народных умельцев и художников Белгородчины.

Задачи:

- познакомить детей с народными ремёслами родного края;

- развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю; - формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

- формировать толерантность и толерантное поведение;

- воспитывать любовь и уважение к народным промыслам и ремеслам;

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности; - стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае;

- способствовать адаптации воспитанников к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы: план – карта Белгородской области; предметы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, выполненные из различных материалов.

Предварительная работа: выставка для родителей на тему «Изделия народных умельцев Белгородской области», экскурсия в магазин, сюжетно-ролевая игра «Магазин народных игрушек», дидактическая игра «Что это за игрушка?».

Методика проведения

I. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие по нашей родной Белгородской области и познакомимся с народными промыслами нашей малой Родины.

(Дети рассматривают план – карту Белгородской области, где отмечены центры народных промыслов).

- Белгородская земля славится изделиями народных умельцев, истинных носителей народной культуры. Своё начало народные промыслы берут в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством. Целые сёла специализировались по отдельным видам ремесел. Для каждой местности были характерны те ремёсла, которые, удовлетворяли бытовым запросам местного населения. Мастера использовали местный природный материал.

- Борисовская керамика является одним из самых крупных в России производителей майоликовой толстостенной керамики из красной глины и несомненным лидером по производству горшков для жаркого и запекания. В настоящее время ассортимент продукции составляет более двухсот образцов посуды и элементов декора, которые без сомнения станут исключительным украшением и незаменимым предметом обихода. Гончары изготавливали простейшие предметы кухонной утвари – крынки, макитры, круглые горшки для щей, кружки, миски, цветочницы. В меньшей степени известны игрушки – свистульки Борисовских гончаров. Это небольшие, наскоро вылепленные, скупо украшенные налепами и проминкой фигурки животных, реже человека. Промысел развивался благодаря наличию достаточно крупных месторождений пригодной для изготовления посуды глины.

Широкую известность Борисовке принес иконописный промысел, который начал развиваться в 18 веке. Во многих губерниях России Борисовские иконы были неотъемлемой частью храмового убранства и домашнего молитвенного обихода (показ на карте).

- Церковная мастерская с. Плоское. Напротив Храма Казанской Божией Матери находится церковная мастерская батюшки Николая. Художники вырезают иконостасы и образа из дерева. Здесь же можно увидеть, как покрываются деревянные изделия золотистым напылением (показ на карте).

- Сувенирная лавка «Ракитянский сувенир». Испокон веков на Ракитянской земле почитались в народе умельцы. Что бы они ни делали - ковали плуги, строили дома, занимались ткачеством, вышивкой, лозо или лаптеплетением, изготовлением ковров и игрушек, самых талантливых и почитаемых называли высоким званием – Мастер (показ на карте).

В Белгородской области ведется огромная работа по развитию народных ремесел. Практически в каждом районе созданы Дома ремесел. На сегодняшний день в области работают 149 домов мастера и 23 дома ремесел, а декоративно-прикладным творчеством занимаются свыше двух тысяч мастеров.

- Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо - люди-мастера!

(Дети рассматривают выставку изделий народных умельцев).

- Все это результат - труда людей многих профессий. Как Вы думаете, каких профессий? (Гончар, художник, резчик по дереву и т. д.).

Посмотрите на авторские работы, выполненные мастером – художником Суховерковой Татьяной Николаевной (показ фотографии мастера, фотографий работ). Занимается Татьяна Николаевна изготовлением текстильной куклы. Она участница городских, областных и всероссийских выставок. Ее куклы – веселые и забавные приносят радость детям и взрослым, украшают интерьеры многих домов.

II. Дидактическая игра «Чей сувенир?». Цель: углубить знания детей о некоторых видах народных промыслов и ремесел Белгородской области.

Воспитатель показывает разные сувениры. Дети определяют место их изготовления, особенности, находят карточку – картинку с изображением изделия и прикрепляют ее к соответствующему месту на плане

III. Беседа по вопросам:

1. Можно ли изделия народных умельцев назвать товаром? Почему?

2. Что такое авторские работы? Почему они стоят дороже?

3. Кого называют мастером – профессионалом?

4. Известно, что народных мастеров в России немного, а изделий народных промыслов много. Как это объяснить?

5. Где можно купить изделия народных умельцев?

IV. Проблемная ситуация «Как поступить?».

В магазин «Русский сувенир» завезли разные изделия: Борисовские свистульки, Семеновские матрешки, Хохломские ложки и т. п. Продавец красиво разложил их на витрине, а ценники расставить забыл.

- Как ты поступишь:

1. Вежливо спросишь цену выбранного тобою товара?

2. Молча уйдешь в другой магазин?

3. Спокойно попросишь продавца поставить ценники?

(Разрешая проблемную ситуацию, дети отмечают, что можно использовать все три варианта, но наиболее правильный – третий. Дети объясняют: «Если поставить ценники, то и другие покупатели уже не будут спрашивать о цене, не будут волноваться, а сразу приступят к покупке»).

V. Физкультминутка.

Мастера-ремесленники трудились целый день, не покладая рук. Это был очень тяжелый и кропотливый труд. После долгого занятия своим ремеслом у мастера уставали глаза (поочередно быстро поморгайте, посмотрите вдаль); уставала спина (потянитесь, наклонитесь влево, вправо, вперед, назад); уставали руки (потрясите перед грудью расслабленными кистями рук, постепенно поднимая их и отводя в стороны, вперед и опуская вниз); ноги (сделайте несколько приседаний и прыжков на двух ногах).

VI. Разыгрывание образовательной ситуации купли – продажи сувениров (игрушек). В магазине живут разные товары, и все они мечтают, чтобы их купили. Но быстрее продаются те товары, которыми больше всего интересуются покупатели. Чтобы узнать о товаре, покупатели обращаются к продавцу с разными вопросами. Дети покупают сувениры (игрушки) и в роли покупателей формулируют вопросы:

1. Как называется товар?

2. Из чего сделан?

3. Авторская ли это работа?

4. Сколько стоит?

5. Где еще можно купить такой товар?

В случае затруднения ребенку оказывается помощь: «Спроси о цене товара», «Задай вопрос о материале, из которого сделан сувенир (игрушка)» и другие.

VII. Сюжетно-дидактическая игра «Поможем Машеньке».

Машенька подружилась с тремя медведями и решила сделать им приятный сюрприз - украсить их столовую: она постелила на стол кружевную скатерть, поставила вазочку с цветами. А еще Машенька научилась расписывать глиняную посуду красками. Всех, кто видел ее работу, удивляла красота и уют этого домика.

Воспитатель предлагает описать красоту и уют групповой комнаты. Дети рассматривают окружающие предметы и находят украшающие. Затем детям предлагаются предметы народных промыслов мастеров Белгородчины для украшения группы. Воспитанники самостоятельно выбирают место для предмета – украшения и обосновывают свой выбор.

VIII. Рефлексия.

Дети отвечают на вопрос: «Для чего нужны изделия народных мастеров, народных промыслов?». (При ответах на вопрос помочь детям раскрыть практическое и эстетическое значение изделий народных мастеров, народных промыслов?»).

Литература.

1. «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста. /Методические рекомендации /. Под редакцией: Епанчинцевой Н. Д., Стручаевой Т. М. – Белгород : ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2015.

2. Кларина Л. М. Экономика и экология для малышей. М., 1994.

3. Попова. Т. Л. Сказка о царице экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. М., 2003.

4. Романова Н. И. Экономическая игротека. М., 1997.

5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики. Санкт-Петербург «Детство-Экспресс», 2002.

6. Шатова А. Д. Дошкольник и… экономика : Программа. М., 1996.

Публикации по теме:

Фотоотчет об открытом занятии в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» с ИКТФотоотчет об открытом занятии в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» с ИКТ Уважаемые коллеги! В среду я проводила открытый показ непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе "Народные.

Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством» Ежегодно 18 мая Международный День Музеев стал отмечаться более чем в 150 странах. Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи.

«Игры с Тимом и Томом». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе Цель: Продолжать формировать знания по разделу подготовка к обучению грамоте Задачи: Образовательные: Совершенствовать фонематический.

Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Физическое развитие» в подготовительной к школе группе Месяц: СЕНТЯБРЬ Неделя: I Разделы: Индивидуальная работа: Упражнять в беге на скорость. Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин» Утренняя.

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка»Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» Цель:формирование представлений о народном промысле Подмосковья – «бабенской игрушке»;Задачи:- познакомить детей с изделиями русских народных.

Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии»Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии» Введение «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.

Проект «Народные промыслы России» в старшей группеПроект «Народные промыслы России» в старшей группе Керимова Амина Проект «Народные промыслы России» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247», г. Нижний.

Проект «Традиции. Народные промыслы»Проект «Традиции. Народные промыслы» Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематическое планирование. Возраст: подготовительная группа. Тема недели: «Народные.

Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции»Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции» Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» Педагог : Сазонова Любовь Владимировна Цель : приобщение детей и родителей.

Экскурсия в мини-музей «Народные промыслы» для детей с ЗПР старшей и подготовительной группЭкскурсия в мини-музей «Народные промыслы» для детей с ЗПР старшей и подготовительной групп Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Экскурсия в мини-музей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Народные промыслы Белгородской области» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 13 января 2020 в 17:56
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Народные промыслы Белгородской области» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Покидова (УИ 208215) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД