Лариса Покидова
Конспект НОД «Народные промыслы Белгородской области» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и важных проблем современного мира. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы помогаем ребенку сделать первые шаги в трудный и интересный мир экономики, где им приобретаются элементарные навыки ориентировки в сложных экономических явлениях. С чего же начать?
Публикация «Конспект НОД „Народные промыслы Белгородской области“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, от среды в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребенок живет и развивается. В практике работы детских садов широко используются центры математических и мнемотехнических игр, экономическая игротека «В гостях у гнома Эконома», изостудия, экологическая комната. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование, обеспечивают формирование потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Работа по экономическому воспитанию невозможна без участия родителей. Необходимым условием экономического воспитания дошкольника является информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы, развлечения); создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний – важнейшее условие успешного экономического воспитания.
Экономическое воспитание способствует формированию у детей ценностного представления об окружающем мире, простейших экономических связях и зависимостях, о рациональной организованности этих связей через трудовую деятельность людей. Дети, приобщаясь к труду, начинают осознавать окружающий природный мир как основной источник жизнедеятельности людей.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Тема «Народные промыслы Белгородской области».
Цель: пробудить интерес воспитанников к талантам народных умельцев и художников Белгородчины.
Задачи:
- познакомить детей с народными ремёслами родного края;
- развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю; - формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
- формировать толерантность и толерантное поведение;
- воспитывать любовь и уважение к народным промыслам и ремеслам;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности; - стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае;
- способствовать адаптации воспитанников к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы: план – карта Белгородской области; предметы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, выполненные из различных материалов.
Предварительная работа: выставка для родителей на тему «Изделия народных умельцев Белгородской области», экскурсия в магазин, сюжетно-ролевая игра «Магазин народных игрушек», дидактическая игра «Что это за игрушка?».
Методика проведения
I. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие по нашей родной Белгородской области и познакомимся с народными промыслами нашей малой Родины.
(Дети рассматривают план – карту Белгородской области, где отмечены центры народных промыслов).
- Белгородская земля славится изделиями народных умельцев, истинных носителей народной культуры. Своё начало народные промыслы берут в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством. Целые сёла специализировались по отдельным видам ремесел. Для каждой местности были характерны те ремёсла, которые, удовлетворяли бытовым запросам местного населения. Мастера использовали местный природный материал.
- Борисовская керамика является одним из самых крупных в России производителей майоликовой толстостенной керамики из красной глины и несомненным лидером по производству горшков для жаркого и запекания. В настоящее время ассортимент продукции составляет более двухсот образцов посуды и элементов декора, которые без сомнения станут исключительным украшением и незаменимым предметом обихода. Гончары изготавливали простейшие предметы кухонной утвари – крынки, макитры, круглые горшки для щей, кружки, миски, цветочницы. В меньшей степени известны игрушки – свистульки Борисовских гончаров. Это небольшие, наскоро вылепленные, скупо украшенные налепами и проминкой фигурки животных, реже человека. Промысел развивался благодаря наличию достаточно крупных месторождений пригодной для изготовления посуды глины.
Широкую известность Борисовке принес иконописный промысел, который начал развиваться в 18 веке. Во многих губерниях России Борисовские иконы были неотъемлемой частью храмового убранства и домашнего молитвенного обихода (показ на карте).
- Церковная мастерская с. Плоское. Напротив Храма Казанской Божией Матери находится церковная мастерская батюшки Николая. Художники вырезают иконостасы и образа из дерева. Здесь же можно увидеть, как покрываются деревянные изделия золотистым напылением (показ на карте).
- Сувенирная лавка «Ракитянский сувенир». Испокон веков на Ракитянской земле почитались в народе умельцы. Что бы они ни делали - ковали плуги, строили дома, занимались ткачеством, вышивкой, лозо или лаптеплетением, изготовлением ковров и игрушек, самых талантливых и почитаемых называли высоким званием – Мастер (показ на карте).
В Белгородской области ведется огромная работа по развитию народных ремесел. Практически в каждом районе созданы Дома ремесел. На сегодняшний день в области работают 149 домов мастера и 23 дома ремесел, а декоративно-прикладным творчеством занимаются свыше двух тысяч мастеров.
- Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо - люди-мастера!
(Дети рассматривают выставку изделий народных умельцев).
- Все это результат - труда людей многих профессий. Как Вы думаете, каких профессий? (Гончар, художник, резчик по дереву и т. д.).
Посмотрите на авторские работы, выполненные мастером – художником Суховерковой Татьяной Николаевной (показ фотографии мастера, фотографий работ). Занимается Татьяна Николаевна изготовлением текстильной куклы. Она участница городских, областных и всероссийских выставок. Ее куклы – веселые и забавные приносят радость детям и взрослым, украшают интерьеры многих домов.
II. Дидактическая игра «Чей сувенир?». Цель: углубить знания детей о некоторых видах народных промыслов и ремесел Белгородской области.
Воспитатель показывает разные сувениры. Дети определяют место их изготовления, особенности, находят карточку – картинку с изображением изделия и прикрепляют ее к соответствующему месту на плане
III. Беседа по вопросам:
1. Можно ли изделия народных умельцев назвать товаром? Почему?
2. Что такое авторские работы? Почему они стоят дороже?
3. Кого называют мастером – профессионалом?
4. Известно, что народных мастеров в России немного, а изделий народных промыслов много. Как это объяснить?
5. Где можно купить изделия народных умельцев?
IV. Проблемная ситуация «Как поступить?».
В магазин «Русский сувенир» завезли разные изделия: Борисовские свистульки, Семеновские матрешки, Хохломские ложки и т. п. Продавец красиво разложил их на витрине, а ценники расставить забыл.
- Как ты поступишь:
1. Вежливо спросишь цену выбранного тобою товара?
2. Молча уйдешь в другой магазин?
3. Спокойно попросишь продавца поставить ценники?
(Разрешая проблемную ситуацию, дети отмечают, что можно использовать все три варианта, но наиболее правильный – третий. Дети объясняют: «Если поставить ценники, то и другие покупатели уже не будут спрашивать о цене, не будут волноваться, а сразу приступят к покупке»).
V. Физкультминутка.
Мастера-ремесленники трудились целый день, не покладая рук. Это был очень тяжелый и кропотливый труд. После долгого занятия своим ремеслом у мастера уставали глаза (поочередно быстро поморгайте, посмотрите вдаль); уставала спина (потянитесь, наклонитесь влево, вправо, вперед, назад); уставали руки (потрясите перед грудью расслабленными кистями рук, постепенно поднимая их и отводя в стороны, вперед и опуская вниз); ноги (сделайте несколько приседаний и прыжков на двух ногах).
VI. Разыгрывание образовательной ситуации купли – продажи сувениров (игрушек). В магазине живут разные товары, и все они мечтают, чтобы их купили. Но быстрее продаются те товары, которыми больше всего интересуются покупатели. Чтобы узнать о товаре, покупатели обращаются к продавцу с разными вопросами. Дети покупают сувениры (игрушки) и в роли покупателей формулируют вопросы:
1. Как называется товар?
2. Из чего сделан?
3. Авторская ли это работа?
4. Сколько стоит?
5. Где еще можно купить такой товар?
В случае затруднения ребенку оказывается помощь: «Спроси о цене товара», «Задай вопрос о материале, из которого сделан сувенир (игрушка)» и другие.
VII. Сюжетно-дидактическая игра «Поможем Машеньке».
Машенька подружилась с тремя медведями и решила сделать им приятный сюрприз - украсить их столовую: она постелила на стол кружевную скатерть, поставила вазочку с цветами. А еще Машенька научилась расписывать глиняную посуду красками. Всех, кто видел ее работу, удивляла красота и уют этого домика.
Воспитатель предлагает описать красоту и уют групповой комнаты. Дети рассматривают окружающие предметы и находят украшающие. Затем детям предлагаются предметы народных промыслов мастеров Белгородчины для украшения группы. Воспитанники самостоятельно выбирают место для предмета – украшения и обосновывают свой выбор.
VIII. Рефлексия.
Дети отвечают на вопрос: «Для чего нужны изделия народных мастеров, народных промыслов?». (При ответах на вопрос помочь детям раскрыть практическое и эстетическое значение изделий народных мастеров, народных промыслов?»).
Литература.
1. «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста. /Методические рекомендации /. Под редакцией: Епанчинцевой Н. Д., Стручаевой Т. М. – Белгород : ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2015.
2. Кларина Л. М. Экономика и экология для малышей. М., 1994.
3. Попова. Т. Л. Сказка о царице экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. М., 2003.
4. Романова Н. И. Экономическая игротека. М., 1997.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики. Санкт-Петербург «Детство-Экспресс», 2002.
6. Шатова А. Д. Дошкольник и… экономика : Программа. М., 1996.