Амина Керимова
Проект «Народные промыслы России» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Керимова Амина
Проект «Народные промыслы России»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247», г. Нижний Новгород
ПРОЕКТ
«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ»
2018 - 2019 гг.
Вид проекта : информационно-творческий
Тип проекта : групповой
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: (ноябрь 2018 – май 2019)
Публикация «Проект „Народные промыслы России“ в старшей группе» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Участники проекта : дети старшей группы
Воспитатели Керимова А. А., родители группы.
Авторы проекта : Керимова А. А.
Актуальность проекта :
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями. Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному. Способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А. Б. Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества». Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением
эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Цели:
1. Формирование представления детей о народных художественных промыслах (Хохлома, Гжель, Городец, Полхов-Майдан, Жостово).
2. Закрепление и обогащения знаний об истории народных художественных ремесел.
3. Воспитание уважения и интереса к русским культурным традициям.
4. Развитие творческой личности.
Задачи проекта :
1. Знакомить детей с историей возникновения народных промыслов, с разновидностью цветовой гаммы, элементами орнамента, различными приемами рисования народных орнаментов, с изделиями народных промыслов, показать связь декоративных росписей с окружающей природой, растительным и животным миром.
2. Развивать умение созданию изображений по мотивам народной декоративной росписи на силуэтных формах.
3. Закреплять и углублять знания о видах росписи.
4. Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый талантами, умение осознавать себя частью великого народа.
5. Расширить и углубить представление о своей Родине.
Ожидаемые результаты проекта :
У участников проекта появится заинтересовать к русскому народному промыслу, народным игрушкам.
Сформируются представления о традициях, культуре народа. Развито творческое воображения, творческое мышление. Устойчивое желание играть с народной игрушкой
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
Условия реализации проекта.
-Создание предметно - развивающей групповой зоны по поликультурному
развитию детей, включающей в себя предметы быта русского народа :.
- Сформированность у детей устойчивого интереса к культуре и традициям русского народа и народно - прикладному искусству.
. Создать условия для развития этнической толерантности в процессе ознакомления с национальными достижениями, народными промыслами и прикладным искусством.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
• Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
• Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
• Составление плана работы с детьми по проекту.
• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
• Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
2 этап. Практический.
Перспективное планирование по проекту «Народные промыслы России»
Содержание работы с детьми Задачи
Беседа «Славься Россия чудо-мастерами»
Расширить представление детей о народных промыслах.
Рассматривание иллюстраций по теме проекта «Народные промыслы России» Формирование представлений о народных промыслах (Городце, Хохломе, Дымке, о народных игрушках)
Чтение художественной литературы
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Формировать у детей умение чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.
Беседа. ««Сказочная Гжель»»
Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
Рисование «Знакомство с искусством гжельской росписи» Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение и цветовой строй, ритм и характер элементов. Форм в умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес декоративному искусству.
Хороводная игры: «Мороз красный нос»,
«У медведя во бору», «Горелки с платочком», «Матушка –Весна» Развивать умение исполнять хоровод, играть в хороводную игру;
- Воспитывать желания активно участвовать в играх. Развивать танцевально творческий интерес к народным играм.
«История Матрёшки»
Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;
- закрепить знания о разнообразии народной игрушки;
- дать понятие о богородской, филимоновской, дымковской, городецкой игрушке.
Конструирование из бумаги «Русская матрёшка»
Продолжать развивать умение детей изготавливать игрушки из конусов. Формировать умение пользоваться рисунками в качестве образцов. Совершенствовать умение украшать игрушки самостоятельно изготовленными деталями. Закреплять умение проводить анализ готовой игрушки. Развивать навык аккуратной работы с ножницами, принадлежностями для клея.
Дидактические игра: Народные промыслы
закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.
Беседа о дымковских игрушках. Познакомить детей с одним из видов народно - прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой. С художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево) имеющихся в местах проживания мастеров. Учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.
Лепка «Дымковская барышня» продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знание о промысле. Учить лепить фигуру барышни, передавать форму частей, плотно их соединять.
Развитие речи: Рассказывание по картинам русских художников «Ярмарка», «Масленица» Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями. Воспитывать интерес к фольклору
Искусствоведческая беседа «Городец – город мастеров». Расширять представления детей о родной стране. Продолжать знакомить с достопримечательностями России. Расширять представления детей о сфере человеческой деятельности – искусство.
Продолжать знакомить детей с народными промыслами. Воспитывать уважение к людям труда.
Рисование: «Городецкая роспись деревянной доски»
Развивать умение детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит.
- Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета.
- Воспитывать интерес к изделиям городецких мастеров, желание создавать красивый узор.
Беседа «Искусство Жостово»
Дать представление о промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи. Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.
Пластилинография: «Жостовский поднос» Закреплять умение составлять композицию на круге, овале, прямоугольнике, заполняя середину и оформляя края. Закреплять приемы рисования пластилином.
Развивать фантазию, внимание, память, воображение. Воспитывать интерес кнародным промыслам.
Дидактическая игра: Укрась поднос закреплять знания о жостовской росписи – ее колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
Презентация: Народные промыслы России формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России
Работа с родителями:
Информационный стенд для родителей
-Консультация «Народные промыслы»
-Анкета для родителей: «РУССКОЕ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
- Помощь в подборе наглядного материала для проекта.
3 этап. (заключительный)
Лэпбук «Народная игрушка и роспись»
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.