Климашина Ольга
Конспект НОД в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Цель: познакомить детей со звуком Л (Л’). Учить определять на слух место звука Л (Л’) в трех позициях, закреплять умение в определении слогов в словах.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Звуковая культура речи, Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, карточки (синего и зеленого цвета, карандаши, листы с заданиями, 2 куклы из картона, мяч, смайлики.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости, поздороваемся с ними, подарим свои улыбки и с хорошим настроением начнем занятие.
Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки и дедушки» (на экране)
2. Сообщение темы
Ребята, «Хотите подготовиться к школе? – спрашивает у детей педагог. – Тогда будьте повнимательнее и поактивнее. Морская волна высока и сильна. Как думаете, что я произнесла? Морская волна высока и сильна. – Предложение.
Можете повторить предложение? Из чего состоит предложение? – Из слов.
А назвать слова со звуком л из этого предложения?
В словах волна и сильна звук л стоит? (В середине слова.)
Теперь негромко повторите эти слова. В них один и тот же звук л звучит по-разному. Услышали? Звук Л в слове волна – твёрдый, а звук Ль в слове сильна – мягкий.
Сейчас выполним задание. Услышав в слове мягкий звук ль, надо хлопнуть в ладоши и сразу же положить руки на стол. Работайте самостоятельно.
Итак: Юла – Юля – кальмар – ладошка – легонькая – Любушка – голубушка.
Ребята, вы уже знаете, что такое предложение. Оно может состоять из 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой. Так же вы знаете, что слог это часть слова и сегодня мы продолжим учиться делить слова на слоги. Делать мы это будем с помощью хлопков. Велосипед. Ложка. Вилка. Мел. Ёлка. Белка. Дятел. Лук. Колобок. Ладошка. Гол. Ландыш. Волк. Лиса.
– А для того, чтобы правильно и красиво говорить звуки Л и Ль, давайте повторим чистоговорку (чистоговорка знакомая детям)
Валя на проталинке намочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
Физминутка «Скачут зайцы» (на экране)
– Ребята, к нам на занятие пришли ещё гости, сестрёнка с братиком, Лада и Лёша (на магнитную доску вывешиваются куклы). Они приготовили для вас задания. Приложение 1
Посмотрите, какая у них одежда – синяя у Лады, зелёная у Лёши. Как вы думаете, почему?
– Потому что звук Л в слове Лада – твёрдый, он обозначается синим цветом.
А звук Ль в слове Лёша – мягкий, он обозначается зелёным цветом.
Задание 1. – Дети, мы с вами знаем твердый звук Л и мягкий звук Ль. Сейчас я вам буду говорить слова, в которых слышится л и ль. Если в слове слышится мягкий звук Ль, вы поднимите зелёную карточку, а если твёрдый звук Л – синюю карточку.
Примерные слова: мел, мель, моль, кол, угол, уголь, укол, лодка, лёд, люк, лук, лён, лыжи, липа.
Задание 2. – Необходимо разобрать картинки для Лады и Лёши, проговаривая название картинки и четко выделяя звуки Л, Ль. И кому бы вы отдали свою картинку.
Например - это ландыш, звук л в этом слове твердый. Свою картинку я отдам Ладе.
Приложение 2
Задание 3. Работа на листках
– Ребята, надо определить, где находится звук [Л], в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Провести стрелки к схемам. Приложение 3
Прежде, чем вы приступите к выполнению задания, проведем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Задание 4. Игра «Доскажи словечко» подобрав слова (игра с мячом в круге).
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
– Ребята, Лада и Лёша придумали для вас двустишия, которые вы должны закончить, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу. Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звуки Л, Ль.
1. Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке … (лапу).
2. Дети в скверике сидели
И мороженое (ели).
3. А возле этой елки
Бродили злые … (волки).
4. Ёлочка, елка,
Колкая … (иголка).
5. Стала петь мышонку утка:
– Га-га-га, усни, … (малютка!
6. Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица).
7. Глеб, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол!
8. Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную … (лепили).
9. На скамейке у ворот Лена горько слезы (льет).
10. Тихо-тихо снег идет, белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед во дворе (лопатой).
11. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса. Кто же это? (Лиса).
12. Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
13. Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо … (плакать!
Молодцы ребята, и с этим заданием справились.
-А сейчас сделаем гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика «Фрукты»
Много фруктов, есть на свете (вращают глазками по кругу)
Яблоки и апельсины (вправо, влево)
Абрикосы, мандарины (вправо, влево)
И бананы, и гранаты (вверх, вниз)
Витаминами богаты (зажмурить глазки)
«Давайте немного пошалим», – предлагает воспитатель и просит дополнить услышанное слово «неправильным» глаголом.
«Будьте внимательны, – объясняет воспитатель. – Слово, которое уже прозвучало, повторять нельзя. Итак, оказались мы в сказочной стране. Там кошки квакают, лягушки рычат, медведи, мыши, рыбы, тигры, волки, коровы, собаки, петухи, лошади, машины, дома, комары, змеи, деревья…».
12. Итог занятия
Воспитатель: Сегодня мы учились быть внимательными и активными.
С каким звуком мы сегодня работали?
-Что вам понравилось на занятии?
-Какая игра запомнилась?
-Что было самым трудным? Легким?
Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Лада и Лёша довольны вашими ответами. И они приготовили для вас сюрприз, посмотрите – смайлики, они разные, радостные, задумчивые, грустные.
Я предлагаю вам оценить себя, если вам сегодня было легко на занятии, и вы считаете, что справились со всеми заданиями – возьмите веселого смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого, а если было совсем трудно – грустного.