Елена Орлова
Конспект НОД в подготовительной группе «Работа над сказкой «Снегурочка»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
«Работа над русской народной сказкой «Снегурочка»
Воспитатель: Орлова Е. Б.
Цель: продолжение работы над русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Работа над сказкой „Снегурочка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Снегурочка». Русская народная сказка
- Темочки
– формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение, активизировать устную речь, расширять активный словарь: упражнять в подборе однокоренных слов, синонимов, глаголов;
– развивать у детей связную речь, мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость, мелкую моторику рук, творческие способности, расширять кругозор;
– воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Предварительная работа : чтение русской народной сказки «Снегурочка», сказки «Девочка Снегурочка» в обработке В. Даля, рассматривание иллюстраций к сказке.
Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации к сказке, «символы сказки» (снежинка, огонь, облако, «шкатулка сказок», фломастеры;
раздаточный материал /в конвертах/ : карточки с изображениями снежинки, облака, капли воды, Снегурочки, солнца, огня; картины «Времена года» с изображением Снегурочки, картинки «эмоции», листы бумаги (А5) с нарисованным кругом, детали для аппликации.
Ход:
I. – Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Для этого нам потребуется внимание, память, воображение, умение слушать, будем развивать речь и мышление.
– Чтобы узнать, куда отправимся, нам нужно решить кроссворд, а для этого отгадать загадки
Дети рассказывают загадки :
1. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет бедняжка (Снегурочка)
2. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался … (Колобок)
3. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
4. На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому. («Заюшкина избушка»)
5. Я - богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)
6. Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовётся … (Бабою-ягой)
Отгадки открываются в кроссворде одновременно с картинками на экране.
– Молодцы, кроссворд решили. Посмотрите, а в кроссворде у нас получилось новое слово. Кто сможет прочитать слово, выделенное красным. /«сказка»./
– Сегодня мы отправимся в сказку. Закройте глаза, попробуем попасть в сказку. /Звучит музыка. Педагог достает «шкатулку сказок»./
II. 1. – Что же в нашей сказочной шкатулке?
Педагог достает «символы сказки» : изображения снежинки, огня, облака.
– Какая это сказка? Кто догадался? /«Снегурочка»./
На доске выставляются иллюстрации к сказке.
– Кто написал сказку «Снегурочка»? /Это русская народная сказка, ее сложил русский народ. /
2. – Назовите героев этой сказки. /Снегурочка, старик, старуха/
– Почему старик и старуха так назвали свою дочку? /Сделали из снега. /
– Подберите слова, родственные слову «снег».
/снежный, снежинка, снегопад, снежок, снежочек, снеговой, снеговик, снегоочиститель, снегоуборочная, бесснежная, подснежник, Белоснежка, снеговал/
3. – Почему произведение называем сказкой? /Снегурочка ожила. /
– Какой вид сказки? /волшебная/
– Давайте вспомним, как произошло это волшебство, как оживала Снегурочка. Кто хочет побыть Снегурочкой?
/Выбирается девочка, которая изображает все действия Снегурочки. Педагог читает отрывок сказки, как ожила Снегурочка; дети договаривают слова-действия. /
– Вот и ожила наша Снегурочка. «Смотрят старики, не налюбуются».
4. – А как выглядела Снегурочка? Какой дочкой она выросла?
Дети дают описание Снегурочки, близкое к тексту, с опорой на иллюстрацию.
III. 1. – Всегда ли была Снегурочка такой веселой? /Нет. /
– Давайте посмотрим, как менялось настроение Снегурочки. Достаньте в большом конверте картинки и изображения настроения Снегурочки. Поставьте нужное настроение / изображение лица: веселое, грустное, печальное, удивленное – Приложение 1/.
Дети работают в парах. Один ребенок выполняет на компьютере.
– Давайте проверим. /Открывается картинка зимы на экране. /
– Зимой Снегурочка – … /весёлая, радостная, счастливая, смеющаяся, улыбающаяся/
/ На экране открывается картинка весны. /
– Весной Снегурочка – … /грустная, задумчивая, молчаливая/
/ На экране открывается картинка лета. /
– Летом Снегурочка – … /печальная, горько плачущая/
/ На экране открываются все 3 картинки. /
– Чем теплее становилось, чем сильнее пригревало солнышко, тем грустнее и печальнее становилась Снегурочка. Отчего зависело настроение Снегурочки? /От времени года. /
– Сейчас какое время года? /зима/
– Значит у Снегурочки какое настроение? /веселое/
– И мы с вами повеселимся, отдохнем вместе с елочкой.
Физкультминутка /видео/.
2. – Попробуйте при помощи картинок показать, что происходило в сказке со Снегурочкой. Достаньте картинки из коробочки, поставьте их в ряд, как вам кажется, что было сначала, что потом, а круглые картинки – это помощники- подсказки.
Дети работают в парах. Один ребенок на компьютере.
– Давайте кратко расскажем сказку по нашей схеме.
/снежинка Снегурочка капелька облако снежинка – Приложение 2/.
/Старик со старухой решили слепить из снега дочку.
А девочка ожила. И стала Снегурочка расти не по дням, а по часам; каждый день все красивее становится.
Но вот пришла весна, солнышко стало пригревать, и Снегурочка все печальнее становится, все молчаливее.
Как-то раз пошла Снегурочка в лес с подружками. Стали подружки через костер прыгать, и Снегурочка прыгнула. И вдруг растаяла, превратилась в белое облачко. /
– Кто из вас догадался, а зачем еще картинка снежинок?
– Как вы думаете, может быть у сказки продолжение?
– Снегурочка не исчезла бесследно, она может снова появиться на земле следующей зимой. А летом она может появиться?
– Какой процесс в природе напомнила история Снегурочки? /круговорот воды в природе/
IV. – А сейчас попробуйте сами «слепить» Снегурочку. Первый комок – голову – я вам помогла слепить. Вам нужно слепить ручки, ножки, личико вылепить, одеть Снегурочку. Слепить такой, какой может она к нам вернуться. А чтобы пальчики ваши хорошо работали, не замерзли, давайте подготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад!
Практическая работа детей в сопровождении музыки: дети наклеивают готовые детали, выбирая цвет, форму; лицо рисуют фломастерами.
Выставление работ на доске.
– Смотрите, какие красивые Снегурочки получились. На следующем занятии мы попробуем придумать продолжение сказки, и может она получится не такой грустной, и у сказки будет счастливый конец.
V. – Наше путешествие в сказку подошло к концу.
«Сказка двери закрывай, в детский сад нас отпускай».
Символы сказки мы положим в нашу сказочную шкатулку, еще вернемся к сказке «Снегурочка».
– Что открыли нового в этой сказке?
– Поднимите руку, кому было трудно на занятии.
– Какое задание показалось самым трудным?
– А кому было интересно, поднимите руку.
– Какое было самое интересное задание?