Татьяна Акимова
«Сказка за сказкой». Литературная игра в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка за сказкой» - литературная игра в подготовительной группе.
Литературная игра является одной из эффективных форм работы с дошкольниками и их родителями, т. к. она дополняет и обогащает знания и расширяет кругозор. Игра учит анализировать художественные произведения, логически мыслить, рассуждать, сопоставлять к ней необходима серьёзная домашняя подготовка : чтение, знание биографии писателя, детских произведений, рассматривание цветных иллюстраций. Непринуждённости обстановки во время проведения игры способствуют игровые ситуации, задания и вопросы на сообразительность и внимание. На некоторые вопросы воспитанники отвечают, предварительно обсудив ответ с родителями и другими членами команды. При обсуждении ответ дополняется, координируется.
Публикация «„Сказка за сказкой“, Литературная игра в подготовительной группе» размещена в разделах
Образовательные области: Чтение художественной литературы, Коммуникация.
Цель:
Объединение усилий, детского сада и семьи по ознакомлению детей с золотым фондом литературы по теме «Сказки А. С. Пушкина»; формирование мотивации к совместному чтению родителей с детьми.
выпуск буклетов: «растим читателей», «советы воспитателей», «Как услышать голос хорошей книги? Советы воспитателя по выбору книг для детского чтения». Мудрые мысли народной педагогики «Семья и семейное воспитание в пословицах и поговорках.»
Ход ИГРЫ:
Литературная игра проводится в музыкальном зале. Зал украшен портретом А. С. Пушкина, иллюстрациями к его произведениям. В игре участвуют две команды. За каждый правильный ответ команды получают определённое количество фишек. Команды могут дополнять друг друга.
РАЗМИНКА:
Ответь на вопрос словами из сказок А. С. Пушкина.
1. Чем занимались братья в лесной глуши?
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить -
Сарочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь.
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
2. Что ответила братьям молодая царевна на их предложение помирить их?
- Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть?
Ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно,
Но другому я навечно отдана.
Мне всех милей Королевич Елисей.
3. Что предлагал Дадон мудрецу вместо шамаханской царицы?
Цена откупа?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол царства моего.
4. Назовите полное название сказки «Сказка о царе Салтане»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
5. В двух сказках А. С. Пушкина есть герой с одним и тем же именем. В одной сказке он является носителем добрых начал, а в другой- злых. Назовите имя этого героя и сказки? Черномор «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче».
Назовите сказку и работника, который работал у попа.
Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде».
1-й Гейм для детей.
ЗНАТОКИ СКАЗОКА. С. Пушкина.
1. Индивидуальные и групповые задания - решение кроссвордов.
Задание для первой команды:
По горизонтали:
1. Возле какого дерева ходит кот днём и ночью? (дуб)
По вертикале:
Кто сидит на ветвях дуба? (Русалка).
3. Что стоит без окон без дверей и ходит на курьих ножках? (Избушка).
4. Кто сидит на ветвях дерева? (Леший).
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВТОРОЙ КОМАНДЫ:
По горизонтали:
1. Кто сидит у моря, под дубом зелёным и сказки говорит (Кот).
2. Кто верно служит царевне? (Волк)
3. Кто тужит в темнице? (Царевна).
По вертикале:
1. Кто несёт богатыря через леса через моря? (Колдун)
2. гейм для родителей.
ЧЕМУ УЧАТ СКАЗКИ ПУШКИНА?
1. Инсценировать диалог из любой сказки Пушкина, дать нравственную характеристику героям, определить, какие чувства владеют ими в момент разговора и какими средствами поэт передаёт состояние героев.
2. Ответь на вопросы:
Каким виделся идеал женщины Пушкину и как он отразил его в своих сказках? Какие качества присуще работнику Балде?
Почему из всех героев он ближе к народным образам?
В чём сходство двух царевен-царевны Лебеди и мёртвой царевны?
Какова роль красоты в фольклорной сказке и в сказках Пушкина?
Как А. С. Пушкин рисует образы царевны (их сходства и различия?
За что награждены или наказаны герои сказок А. С. Пушкина?
3-й ГЕЙМ «Думай, анализируй, отвечай…»
Отметить сходство и отличия «Сказки о мёртвой царице и о семи богатырях» и «Сказки о царе Салтане» от народных сказок.
Какие образы и чудеса пришли в пушкинскую поэзию из народной сказки? Какие образы и чудеса встречаются только в сказках А. С. Пушкина? В каких сказках встречаются описания природы, главных героев?
4-й ГЕЙМ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА.»
Определить к какой сказке написана данная музыка и к какому эпизоду или к каким действующим лицам эти отрывки относятся. «Колыбельная»,»33 Богатыря» - композитор Римский-Корсаков. (Сказка о царе Салтане»). «Дадон», «Петушок» - композитор Н. А. Римский-Корсаков. («Сказка о золотом петушке»).
5-й ГЕЙМ «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ.»
Угадайте о чём идёт речь.
Здесь лежит предмет, который является символом печали, зла, ссор, горечи, из-за него начинались войны. Однако это людей не останавливало от этого предмета, а, наоборот, привлекало. Этот предмет встречался не только в сказках А. С. Пушкина, но и в мифологии, и в христианской легенде, его очень любят дети, это кладезь железа. Итак, назовите этот предмет (яблоко).
Здесь лежит вещь, принадлежащая лично Гвидону. Благодаря ей он заслужил расположение, дружбу, а затем и любовь царевны Лебеди. Итак, назовите этот предмет. (Снурок.)
«Со креста снурок шелковый натянул на сук дубовый».
БЛИЦТУРНИР.
- Чем корабельщики в последний раз торговали в заморских странах? (Неуказанным товаром) — С чем пришёл невод у старика во второй раз? (С травой морскою.»
Через сколько дней войско царя Гвидона встретило шамаханскую царицу? (через 8 дней). Какого роста родился Гвидон? (Аршин).
Откуда на царя Дадона наступало войско шамаханской царицы? (С востока) Как звали пса, который сторожил дом семи богатырей? (Соколка).
Сколько встреч было у старика и рыбки(6).
Что стало с попом после второго щелчка? (Лишился поп языка).
В каком виде спорта состязались Балда и бесёнок во второй раз? (В метании вдаль). Как узнали братья –богатыри, что принимали царевну? (По речи).
Чем благословляла царица князя Гвидона на брак с царицей Лебедь? (Иконой Чудотворной). Чем угощали царевну 7 богатырей (Пирожком и вином).
Сколько лет царь Дадон пользовался услугами золотого петушка? (Два года). Какие меха любила старуха? (Соболя).
Чем кормит поп Балду? (Варёной полбой).
Где прилегла отдохнуть царевна в первый деньприбывания в доме у богатырей (На полатях). Когда день рождения у царевны (В сочельник).
Кого шмель в сказке «Сказка о царе Салтане» укусил в нос? (Бабариху).
Сколько дней царь Дадон пировал с шамаханской царицей? (Неделю).
Сколько раз корабельщики прибывали к Салтану? (4раза).
Какую обувь носила старуха, когда стала дворянкой? (Красные сапожки).
6—ГЕЙМ. «ЮНЫЕ АРТИСТЫ.»
Каждая команда (родители совместно с детьми) представляет домашнюю заготовку —театрализованный отрывок из сказок А. С. Пушкина.
Подведение итогов.
Критерии оценки выступления команд-участников: точность и логика; полнота; доказательность; культура речи; оригинальность; чувство юмора.
Критерии оценки театрализованного отрывка: артистичность, выразительность, понимание идеи, характера героев, эстетический вкус; соответствие костюма образу, характеру, его оригинальность.
НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД -УЧАСТНИКОВ.
Команды награждаются грамотами, а также памятными призами - книгами А. С. Пушкина.