Елена Стребкова
Конспект НОД «Происхождение часов» для детей старшей группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель НОД: познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей и причиной возникновения часов, их устройством, разнообразием первых и современных часов и их ролью в жизни человека.
Задачи НОД:
I Образовательные:
- дать детям представление о том, как люди узнавали время до изобретения часов.
- познакомить с отдельными моментами в истории создания часов.
- дать представление о первых часах (солнечные, цветочные, современных (механические, электронные, настенные, наручные, башенные, будильник).
Публикация «Конспект НОД „Происхождение часов“ для детей старшей группы ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- познакомить с устройством механических часов (циферблат, стрелки, часовой механизм).
- закрепить знание цифр, умение считать в пределах 12.
- закрепить представление о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, ромб, овал, трапеция).
II Развивающие:
- стимулировать воображение через фантазирование по теме занятия.
- вовлечь детей в исторические события через игровые задания (складывание цифр из счетных палочек, создание макета циферблата, тренировать мелкую моторику рук через эти задания, а также работу с ножницами.
- тренировать внимание.
- активировать мышление через создание макета, составление разрезных картинок.
- развивать логическое мышление через постановку проблемных вопросов.
III Воспитательные:
- вызвать интерес к устройству и разнообразию предметов.
- формировать уважительное отношение друг к другу в работах в парах, подгруппах, фронтально, умение договариваться при выполнении совместных заданий.
- закреплять умение безопасно пользоваться ножницами.
IV Речевые:
- обогащение словаря активизацией слов:
1) существительные: циферблат, стрелки, механизм, будильник.
2) прилагательные: часовой (механизм, солнечные, цветочные, механические, электронные, настенные, наручные, башенные (часы, минутная, секундная (стрелки)
- согласование прилагательного и существительного (напр., солнечные часы, согласование числительного и существительного (напр., 3 часа, 7 часов).
- закрепление названия чисел и цифр от 0 до 12.
- закрепление названий геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, ромб, овал, трапеция).
- закрепление умения отгадывать загадки (6 штук).
- закрепление умения вести диалоговую речь с педагогом.
- ЗКР: подражание тиканью часов («тик – так»).
Методы и методические приемы:
- рассказ с показом презентации и наглядных пособий.
- беседа.
- организация игры малой подвижности.
- организация индивидуальных, подгрупповых и фронтальных заданий.
- пояснения и указания детям при выполнении заданий.
- выполнение детьми индивидуальных и подгрупповых заданий.
- наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, оказание необходимой помощи.
- словесная оценка выполнения заданий.
- заключительная беседа с целью выяснить уровень усвоения нового материала.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
«Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Демонстрационное оборудование:
- проектор, экран, ноутбук, презентация (11 слайдов).
- часы наручные, настенные, электронные, будильник.
Материалы и оборудование для воспитанников:
- счетные палочки (12 комплектов, карточки с изображениями цифр (12 штук).
- ножницы по количеству детей (12 штук, картонные заготовки и соединительные элементы для создания макета (6 комплектов).
- разрезные картинки из 9 элементов (3 набора, образцы к ним.
- замочные скважины и ключи по количеству детей (12 комплектов) для формирования подгрупп.
Форма проведения: игра – погружение.
Время проведения: 25 минут.
Количество детей: 12 человек
Ход занятия:
1. Вступление; (Собираются детей вокруг педагога)
Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну историю, а вы ее послушаете и сами решите, быль это или небылица, правда или нет.
2. Рассказ воспитателя.
Давным-давно в одной далекой стране взошло солнце
слайд 1 (солнце,
закричал петух
слайд 2 (петух,
распустились яркие бутоны цветов,
слайд 3 (цветы,
и люди поняли, что наступило (утро).
слайд 4 (утро,
Жители той страны радовались новому дню, как вдруг
слайд 5 (непогода,
Звук тише!
внезапно налетел сильный ветер, пошел дождь, и от непогоды на деревьях поломались веточки и упали на землю.
Когда ветер стих, на улицу выбежали дети и стали складывать из веточек разные фигуры. Они играли в эту игру много дней, и некоторые из придуманных ими фигур оказались у меня. Хотите попробовать составить их из счетных палочек?
3. Упражнение со счетными палочками: (присядьте за столы)
(дети получают карточки с образцами – цифры от 0 до 9).
Возьмите пожалуйста счетные палочки и попробуйте повторить каждый фигуру на своей карточке.
Что у вас получилось? – цифры.
Какая у тебя? А у тебя?
Обратите внимание, ребята, у всех вас получились цифры. Вот таким образом в далеком прошлом, складывая из палочек, а потом пытаясь зарисовать эти фигуры, люди придумали цифры.
Отложите палочки в сторону и послушайте историю дальше.
4. Рассказ воспитателя.
Может, правда, а может, нет, но говорят, жил в той стране игрушечных дел мастер. Однажды, чтобы повеселить своего сыночка, он приделал к центру фигуры крутящуюся стрелку, а по краям круга нарисовал картинки – животных, людей, цветы. (Демонстрация игрушки) Малыш раскручивал стрелку, а она показывала на какую – нибудь картинку.
Такую игрушку сделать не сложно, вы и сами справитесь. Хотите попробовать?
Чтобы у нас получились разные игрушки, я сделала заготовки не только круга, но и других геометрических фигур. Чтобы сделать игрушку, вы будете работать вдвоем, кто с кем сидит за столом.
Чтобы определить, кому какая заготовка достанется, я загадаю вам загадки о фигурах. Отгадавшему загадку отдаю эту фигуру, следующие загадки отгадывают другие дети. Все понятно? Давайте начнем.
Слайд 6 (геометрические фигуры)
1) Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
2) Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
3) Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
- Ну, пожалуй, и довольно!
- Что ты видишь? -. (Треугольник)
4) Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а. (ромбы)
5) Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
6) Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, – о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его. (трапеция)
5. Создание макета.
Показ и объяснение. Сейчас вы будете работать с ножницами.
Правила безопасности:
Напоминаю вам: ножницы — это ИНСТРУМЕНТ.
Ножницами НЕЛЬЗЯ: играть, махать, бросать, подносить к лицу. Следите за движением лезвий во время резания, не подносите ножницы близко к себе или товарищу. Когда кладете ножницы на стол, кольца должны быть направлены к себе, нельзя оставлять ножницы раскрытыми.
Инструкция с показом: один из пары вырезает фигуру, второй стрелку. Потом нужно взять соединительный элемент, вставить его сначала в отверстие стрелки, затем в отверстие фигуры, а затем отогнуть его в разные стороны.
Дети работают.
Основа для игрушки готова, осталось только нарисовать или приклеить картинки. Давайте вы сделаете позже, а пока посмотрите вокруг или подумайте, может эта игрушка вам что-то напоминает?
Конечно, часы.
6. Рассказ воспитателя.
Если на круге (или другой фигуре) со стрелкой вместо картинок нарисовать цифры, то получиться самый простой циферблат. Итак, в той далекой стране появились первые часы. Чтобы немножко представить, как они работали, поиграем в игру.
7. Физкультминутка «Часы».
Вставайте в круг. Сейчас мы выберем одного ведущего, он будет стрелкой, все остальные будут цифрами на циферблате. (выбираем ведущего с помощью считалки, сначала предлагаю детям посчитать, если они затрудняются, то считаю сама). Ведущий встает в центре. Теперь посчитаемся по кругу, запоминайте свое число, начнем с меня: 1…и т. д.
«Стрелка» движется вокруг себя с закрытыми глазами, дети идут по кругу и говорят слова: «Тик-так, тик-так, все часы идут вот так,
А ты, стрелка, не спеши, час который покажи». По окончании слов «стрелка» останавливается и на кого она укажет, сообщает «время» (3 часа) и становится «стрелкой».
Слайд 7 (Тиканье часов)
Включить на начало игры!
Игра повторяется 2 раза.
А теперь садитесь, пожалуйста.
8. Рассказ воспитателя.
Посмотрите на часы на стене. Сколько стрелок вы видите? (2 или 3). Самая тонкая стрелка бежит быстрее всех, по ней обычно не определяют время, это секундная стрелка, и она напоминает нам, как быстро бежит время. Короткая стрелка движется очень медленно от одной цифры к другой, это часовая стрелка, она показывает, который час. Длинная стрелка движется быстрее и проходит целый круг, пока короткая стрелка проделывает путь от одной цифры до другой. Длинная стрелка показывает минуты и называется минутная. Но вы заметили, в нашей игре была только одна стрелка, и она показывала, который час?
Вернемся в нашу далекую страну, я остановила свой рассказ на том, что там появились первые часы, и они были такие же неточные, как в игре, могли примерно показывать людям только, который час.
А) Солнце помогло людям придумать солнечные часы. Посмотрите
Слайд 8 (солнечные часы,
Здесь есть циферблат и длинная ось посередине. Солнце движется днем по небу, а тень от оси движется по часам как будто стрелка и показывает время.
Но чем ненадежны такие часы?
(При затруднении – вопрос-подсказка: всегда ли можно определить по ним время? – Нет. – А когда нельзя? – Ночью, в пасмурную погоду)
Б) Вот еще одни необычные часы – цветочные.
Слайд 9 (цветочные часы,
Разные цветы открывают свои бутоны утром в разное время, а вечером в разное время их закрывают. В этих часах на циферблате высажены цветы, которые открывают и закрывают свои бутоны по очереди. А стрелок вообще нет. Время на таких часах утром узнают по открыванию бутонов, а вечером, наоборот, по их закрытию. Такие часы очень красивые, в измененном виде их можно встретить и сейчас в больших городах. Ими украшают улицы, парки. Но и у таких часов есть недостаток.
Как вы думаете, какой? – Такими часами можно пользоваться только летом.
В) Но чем больше знаний получали жители той страны, тем им все больше и больше хотелось иметь надежные часы, которые помогли бы определять время в любое время года и в любую погоду.
Спустя годы люди изобрели часовой механизм,
Слайд 10 (часовой механизм,
присоединили его к циферблату и получили первые механические часы, такие часы показывали не только, который час, но и минуты
Механические часы бывают большие и маленькие, разной формы. Покажу вам некоторые из них. (демонстрация различных часов)
1) Часы, которые висят на стене, настенные.
2) Часы, которые носят на руке, называются наручные.
3) Часы, которые помогут проснуться утром, разбудить – будильник.
4) А эти часы вы узнаете?
Слайд 11 «Куранты».
Звук тише!
Где они находятся? – Верно, эти часы находятся в столице нашей Родины Москве, на Спасской башне Кремля. Это самые большие и самые точные часы в нашей стране.
Именно с боем курантов мы встречаем Новый год. На этих часах другие, незнакомые вам цифры. Мы привыкли пользоваться арабскими цифрами, а бывают еще цифры римские, как здесь.
Часы, которые располагаются на башнях, называют башенные.
Механические часы значительно точней солнечных или цветочных, но их нужно заводить каждый день, а если их не завести, то они останавливаются.
Некоторые механические часы заводят с помощью ключика.
Чтобы время в нашей стране не остановилось, мы сейчас заведем разные часы.
На одном столе замочные скважины одинаковые.
9. Задание для работы в подгруппах «Собери пазл»
Сейчас я каждому дам свой ключик. Вот здесь на столах вы видите замочные скважины, нужно найти ту, для которой подойдет именно ваш ключ. Если ваш ключ не подошел к одной скважине, то идите искать на другой стол. Таким образом вы разделитесь на 3 команды по 4 человека, и каждая команда должна собрать свои часы. (картинки, разделенные на 9 частей: солнечные часы, цветочные, будильник).
Дети собирают сначала без образца. Если вызывает затруднение, то предлагаю образец.
Закрепляем названия часов, получившихся на картинках.
10. Рассказ воспитателя. Заключительная беседа.
Прошло еще немало лет, и в этой стране изобрели электричество. Многие приборы, которыми раньше люди пользовались, изменились и стали удобней благодаря электричеству. Это произошло и с часами, появились электронные часы (демонстрация,
они работают от батарейки или электрической сети, и регулярно заводить их не нужно. Пока есть электрический ток, они будут работать. На таких часах вовсе нет стрелок, на их циферблате можно увидеть только изменяющиеся цифры. Электронные часы можно носить на руке или поставить в комнате, но часто они встроены в другие приборы. В каких современных приборах вы встречали электронные часы? (дети перечисляют: мобильный телефон, микроволновая печь, стиральная машина и др.)
Вот так незаметно вместе с жителями далекой страны мы проделали с вами путь из древности в современность. Ну, а теперь скажите, ребята, как вы думаете, правдива ли эта история, которую я вам рассказала? Догадался ли кто-нибудь из вас, история чего это была? – история изобретения часов.
Кто внимательно слушал и может вспомнить, как догадывались люди о времени до изобретения часов? (по солнцу, по крику петуха, по растениям).
Какие часы были изобретены сначала? – солнечные, цветочные.
Какие часы были изобретены позднее? – механические, электронные?
Какое устройство механических часов? – часовой механизм, циферблат, стрелка.
У вас остались макеты циферблата, там есть циферблат и стрелка. После нашей встречи вы можете нарисовать или приклеить цифры, и у вас получиться модель часов.
А зачем людям вообще нужны часы? Можем ли мы обходится без них? (ответы детей, обобщение)
Для каждого занятия есть свое время, и мои часы подсказывают мне, что пора завершать эту историю, а вам пора собираться на прогулку.