Елена Михайлютенко
Занятие — открытие в старшей логопедической группе «Происхождение шариковой ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Собирая школьный портфель или готовя уроки, задумывались ли вы о том, сколько интересного могли бы рассказать о себе школьные принадлежности? Например, шариковая ручка-с виду такая простая и привычная? Нет? Тогда приглашаю вас в путешествие в далекое прошлое!
Занятие из цикла «Путешествие в историю и обратно››
ЦЕЛЬ: познакомить детей с историей возникновения ручки, её качествами и
свойствами; учить детей определять причинно - следственные связи между
материалом и способом его употребления; дать понятие о назначении ручки, её
Публикация «Занятие — открытие в старшей логопедической группе „Происхождение шариковой ручки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
необходимости в жизни человека. Активизировать словарь детей. Развивать интерес, любознательность детей, воспитывать бережное отношение к предметам труда.
Материал: цветной карандаш, картинки и иллюстрации по теме занятия, ватман на фланелеграфе, угольки, пластилин, заточенные палочки (или шпажки, гусиные перья, стальные печатные перья, шариковые ручки, листы бумаги, чернильница, мешочек, коллекция ручек.
Ход занятия:
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Они посмотрят, как мы занимаемся, делаем открытия. Улыбнитесь им! Ну а теперь тихонечко сели на коврик и все внимание на меня, начинаем работать! (сели на коврик)
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие в чудесный мир истории, будем
открывать новые тайны школьного портфеля. Ведь мы хотим узнать, какие предметы нужны будут в школе? Многие школьники и даже взрослые не подозревают о том, сколько интересного могли бы рассказать о себе вот эти предметы. Кстати, а как они называются? (школьные принадлежности).
Тайны каких предметов мы уже открыли? (карандаша, ластика, линейки).
Сейчас мы продолжим наши исследования. А поможет нам в работе старый знакомый - «Веселый Карандаш». Только он сегодня совсем не веселый. Что случилось? (подносит карандаш к уху).
- Ребята, Карандаш говорит, что он потерял свою подружку. Она всегда лежала рядом с ним в пенале, а сегодня пропала. Я загадаю загадку и вы узнаете, что потерял карандаш: «Длинная ножка в заостренном сапожке. Быстро бежит по ровной дорожке. Ее следы - ваши труды!» Что это? (ручка).
Итак, вы, наверное, догадались, что мы будем заниматься исследованием ЧЕГО? - РУЧКИ. И, конечно же, ее найдем!
- А что такое ручка? где вы ее встречаете, видите, пользуетесь? (ответы детей).
РУЧКА - часть двери, часть тела человека, зонтика, окна, шкафа, куклы,
ведра, чайника, школьная принадлежность и т. д.
Мы будем узнавать тайны пишущей ручки! Нам надо установить этапы развития
ручки от древних времен и до наших дней. Я приглашаю всех за столы! (садятся). Садитесь по - удобнее. Я расскажу вам интересную историю.
- Давным давно жили люди. Они еще не умели хорошо разговаривать и выражали свои мысли с помощью рисунков. Отправляясь на охоту, они рисовали мамонта, кабана, лошадь, чтобы охота была удачной, а добыча легкой. Как вы думаете, на чем они рисовали? Правильно, люди рисовали на стенах своих пещер, в которых жили или просто на скалах (показ картинок). Они рисовали соком растений, углями из костра, и даже кровью, намазывая ею клочок шкуры животного.
*** Давайте мы с вами представим себя первобытными людьми и попробуем
порисовать угольками на «нашей скале» - «Оставим для потомков и свои шедевры››! (дети по 2 чел. Выполняют задание).
- Ребята, скажите, что в этом было хорошего и что плохого? Давайте начнем с
ХОРОШЕГО (уголь можно было взять прямо из потухшего костра, рисунок можно нарисовать большим); что ПЛОХОГО? (после дождя от рисунков ничего не оставалось; когда писали углем, руки становились черными и пачкалась одежда).
Шло время. Люди пробовали писать, рисовать разными предметами и на разных
поверхностях:
- палочками на влажной земле, песке; - на пальмовых листьях;
- на камнях; - на твердом дереве; - на костях животных;
- высекали, царапали, вырезали острым камнем, т. е. на том материале, который легче всего найти или сделать. Но это было неудобно.
И тогда человек попробовал ПИСАТЬ НА ГЛИНЕ. На сырой, гладкой глиняной
дощечке или табличке (как ее еще называли) писали острыми палочками -
выдавливали слова, значки. Потом дощечку сушили на солнце или обжигали в печи. А если надо было написать что - то другое, то надпись стирали, смачивая водой табличку и выравнивая ее поверхность (показ картинок). Посмотрите острой палочкой и буквы получались острые, как клинышки. Такие письмена назывались КЛИНОПИСЬЮ.
*** Давайте проверим трудно ли было писать на глине палочками. Но сначала давайте разогреем наши пальчики.
Пальчиковая игра:
- не моргать и не дышать! (пальцы в замок, потереть ладони,
ручка учится писать (сгибание пальцев,
чья - то ручка учит ручку (грозим пальцем).
Букву выводит - буква выходит (к большому пальцу),
значит слово будет готово! (в кулак сгибаем пальцы).
Значит будет фраза, только не сразу! (разгибаем пальцы).
Придвиньте к себе дощечки, пластилин, возьмите скалочки. Пластилин - это та же древняя глина. Точнее, очищенный глиняный порошок, смешанный с салом и воском, которые не дают ему быстро высыхать. Вот сейчас мы сделаем глиняную табличку для письма. Раскатайте свой пластилин скалочкой. ВОЗЬМИТЕ ПАЛОЧКИ И НАПИШИТЕ СВОЕ ИМЯ. Получилось?
- Как вы думаете, это трудно было делать или нет? А такие таблички и палочки
удобны в письме? (на ней много не напишешь; если упадет-расколется; перевозить их тяжело).
Стали люди думать дальше и искать другой материал для письма. И придумали:
писать на папирусе и пергаменте, на березовой бересте (коре). Мы не будем
останавливаться на том, как из кожицы тростника делали папирус, а из кожи баранов делали пергамент - это отдельный этап наших исследований и открытий. Сейчас мы с вами узнаем, чем писали древние люди по ним. Уже трудно и неудобно было писать просто острыми палочками, их надо было куда - то макать, чтобы оставался след. Так появились ЧЕРНИЛА - это такая специальная жидкость для письма. Раньше ее делали из сажи, в которую добавляли воду; из сока различных деревьев и плодов. А писать стали специальной палочкой, которую назвали КАЛАМОМ - это тростинка, пустая внутри. Кончик у нее расщеплялся и по нему стекали чернила.
Но время не стоит на месте. Писать на папирусе и пергаменте было очень трудно и дорого. И вот в Китае придумали бумагу. А вместе с совершенствованием материала для письма, становился более удобным и предмет, при помощи которого писали. На смену каламу пришло ГУСИНОЕ ПЕРО (его удобнее держать и служит оно дольше).
У пера толстый пустой внутри стержень; острым ножиком делается срез и
расщепляется немножко, чтобы чернила могли стекать.
*** Давайте попробуем написать что - нибудь гусиным пером и легко представим себе то время! Но сначала разогреем наши пальчики.
Пальчиковая игра:
Две подруги, две сестры рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки и друг друга моют.
(Далее дети рисуют геометрические фигуры).
А пока вы рисуете, я вам расскажу, что таким пером написано много книг. Даже А. С. Пушкин, наш великий поэт, писал свои произведения и рисовал портреты гусиным пером (показ иллюстраций). Буквы получались тонкими, красивыми, волшебными. Тогда книги стоили очень дорого, потому что были написаны вручную. Человек, имеющий несколько книг, считался богатым.
Чернила наливались в специальную баночку, ее называли «НЕПРОЛИВАЙКА». Наш Карандаш принес нам сюрприз (волшебный мешочек). Как вы думаете, что это? (дети ощупывают мешочек). А это чернильница! Давайте проверим, почему ее так назвали.
Если налить немного чернил, то при нечаянном опрокидывании они не выльются на стол (показ). Конечно, если налить много чернил или медленно переворачивать, то они прольются. И, конечно, «непроливайка» не спасет от главной напасти гусиного пера - от клякс. Да и чернила быстро высыхали. В чернильницу мог попасть мусор, их было трудно и неудобно носить с собой.
Физминутка:
Гусь гуляет по дорожке. Гусь играет на гармошке.
И гордится гармонист: Я - га-га-га-голосист!
Гусь гогочет: Га-га-га! Полетели на луга.
Там горошек спел и вкусен, А горошек любят гуси!
-После гусиных перьев стали писать СТАЛЬНЬІМИ ПЕРЫШКАМИ (показ).
Сравните их между собой. Что в них общего? (они заточены; носик разделен пополам; макают в чернила). Стальное перо - лучше! Его не так часто надо макать в чернила, им можно писать быстрее. А что плохого? - все-таки надо макать в чернила и можно посадить кляксу.
Затем люди придумали РУЧКУ, в которой чернила находились внутри. Она
называлась АВТОРУЧКОЙ. В ней вместо стержня находился специальный баллончик, в который наливались жидкие чернила, а острие было такое же, как у стального пера (показ).
- Какими же ручками мы пользуемся сейчас? (разными- шариковыми, гелевыми.
Рассмотрите ручку. Из каких частей состоит обычная ручка? (колпачок, паста,
пластмассовый канальчик, в который вставляется стержень, закручивающийся
хвостик). Чернила в пасте густые, острый стерженек вращается и они постепенно
выходят, оставляя на бумаге след.
Возьмите ручку и обведите контуры рисунков, которые лежат у вас на столе (дети обводят контуры).
- Ребята, посмотрите, мы прошли все этапы видоизменения ручки. Так какой ручкой писать лучше и почему? (удобно держать, долго писать, красивая).
- Ну вот, друзья, теперь вы знаете, что ручка прошла длинный исторический путь, прежде чем стать такой, какой мы привыкли ее видеть. А что это? (под салфеткой лежит ручка). Карандаш, это твоя подружка? Она все слышала и поняла, что нужна вам. И уверена, что вы будете к ней относиться хорошо! Что значит хорошо? (ответы детей).
- Я шариковая ручка, очень важная штучка!
Писать умею на бегу, но жить без вас я не могу.
Кто дружить со мной готов, тот не пожалеет -
Столько он хороших слов написать сумеет! (предлагает рассмотреть коллекцию
ручек).
- Вот мы с вами и установили этапы развития ручки. Вам понравилось быть
исследователями? Мы эту работу обязательно продолжим! Как много открытий мы сегодня сделали, а сколько нам предстоит еще узнать!