Елена Шаповал
Конспект открытого занятия в старшей группе «История происхождения часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «История происхождения часов».
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о часах, о времени.
Задачи: 1. Обучающие
Закреплять знания детей о видах часов.
2. Развивающие задачи.
Развивать у детей речь, умение точно и четко отвечать на поставленные вопросы.
Развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, мелко-моторные навыки у детей.
Развивать умение отгадывать загадки.
Побуждать доводить начатое дело до конца.
3. Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность в работе, самоконтроль детей, бережное отношения к часам.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „История происхождения часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Словарная работа: активизировать в словаре детей названия видов часов (настольные, настенные, механические, песочные, наручные); частей суток (утро, день, ночь).
Материалы и оборудование: разные виды часов, изображения солнца и ночного неба, бумажные циферблаты без стрелок, карандаши, голубая ткань со звездами, отрывки из музыкальных произведений, подарочная коробка с солнечными часами.
Предварительная работа: на занятиях по познавательному развитию дети знакомились с часами, их видами, с частями суток.
Принимали участие в создании музея часов.
Наблюдали за солнцем и звездами.
Разучили игру «Часы».
Выучили стихи и загадки о часах, о времени.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках в круге.
Звучит музыка, в зал входит Королева Часов.
К. Ч. : «Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я – Королева часов, хочу пригласить вас в свой замок часов. Но чтобы туда попасть, нужно отгадать загадки:
Две подружки друг за другом
Целый день идут по кругу.
(стрелки)
Раньше всех проснется он
И раздастся в доме звон.
(будильник) .
К. Ч. : «Молодцы, ребята, загадки отгадали верно. А вы знаете стихи и загадки о времени и часах?
Аня Ананьева:
Бьют вразброд часы стенные.
Часовщик, прищурив глаз,
Крутит винтики стальные,
Чинит часики для нас.
Напоследок, щёлкнув дверцей,
Он пружину заведёт,
Чтоб опять стучало сердце
Дни и ночи напролёт.
Миша Голиков:
На стенке в комнате часы,
Висят они не для красы.
И в ритм стуча: тик – так, тик - так.
Всем подают условный знак.
День - ночь меняют за окном.
Рассвет чудесный. А потом
У человека круглый год
Пришла пора дневных забот.
Саша Квашнин загадывает загадку:
Хоть и сладок утром сон,
Но упорно этот звон
Каждый раз торопит в школу.
Как, скажи, зовётся он?
(Будильник)
Антон Николаев загадывает загадку:
Усатое Солнышко
Спряталось за стёклышко.
Шевелит усами
Зовут (Часами)
- Вот теперь мы можем отправиться в путешествие.
Идите сюда, присаживайтесь, я вам что-то интересное расскажу и покажу.
Дети подходят к столу и садятся на стульчики. Стол накрыт тканью, украшенной звездами.
К. Ч. (убирает ткань) : Ребята, что это? (часы)
Да, это мои помощники и друзья часы. Посмотрите они все разные. Вы уже знакомы с часами. Скажите, какие часы вы видите? (рассматривает с детьми часы, уточняет их назначение и название: настенные, настольные, наручные, электронные, будильник). Молодцы, ребята, как много вы знаете.
-А теперь я хочу рассказать вам историю о том, как появились часы. Садитесь удобно и внимательно слушайте:
Это было очень трудно
Отгадать, который час.
Долго мучился народ
И решил он наперед,
Что гигантские часы –
Звезды яркие в ночи.
Давным-давно, когда не было ваших мам, пап и даже дедушек и бабушек у людей не было часов, солнце и звезды служили им часами. Если светило
(показывает на солнце) солнце, люди просыпались и понимали, что наступило утро и делали свои дела.
- А как вы думаете, что можно делать утром? (умываться, делать зарядку, играть, гулять)
Если солнце заходило, пряталось, и на небе появлялись звезды (показывает звездное небо, то человек знал, что наступает ночь, нужно отложить все дела и ложиться спать. Раньше люди учились определять время по солнцу. Люди рисовали на земле круг и по кругу цифры - это был циферблат. Вместо стержня для стрелок - колышек. Ходит солнце по небу, а по площадке ходит тень от колышка, (показывает картинку с изображением часов)
-Как вы думаете, удобны ли такие часы? (не удобны, они работают только в солнечную погоду)
К. Ч. : Люди стали придумывать другие часы. (Показ картинки с водяными часами)
Кто знает, как называются эти часы? (водяные)
Кирилл расскажи нам о водяных часах.
- В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливаю воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. По уровню воды люди определяли, сколько времени прошло.
К. Ч. - Как вы думаете удобны ли были такие часы? (нет, необходимо постоянно доливать воду)
«С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли в ответ,
Что лишь песок, он есть один
И бог, и царь, и господин».
К. Ч. : «Ребята, кто из вас догадался, какие часы появились? (песочные часы) .
Подумайте и скажите, что можно сделать за то время, пока песок сыпется?
(нарисовать рисунок, спеть песню, пропылесосить в комнате) .
К. Ч. : Их хватает всего на несколько минут, затем их надо переворачивать. Хотите поэкспериментировать? Возьмите по одному цветному карандашу, у вас на столах листочки с нарисованными цветами, по моей команде раскрасьте цветы пока будет сыпаться песок.
Но и тут была загвоздка,
Скучен был процесс с песком.
Призадумался народ,
Поумнел на целый год
И сказал он,
Что часы без механики слабы» (показ картинок с настенными, напольными, наручными часами)
К. Ч. : «И вот, наконец, появились механические часы. О них нам расскажет Ангелина.
Ангелина: У всех у нас дома есть механические часы, мы ими пользуемся каждый день. У них есть циферблат и стрелки. Внутри часов колесики приводят в движение стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Механические часы нужно заводить каждый день, иначе остановятся.
-КЧ: А какие часы не надо заводить? (Электронные, эти часы не надо заводить, они работают от батареек.)
К. Ч. : Вот какая история происхождения часов.
Звучит тревожная музыка.
К. Ч. : «Ребята, да это же злодейка Темнота – Чернота летит, бегите скорее ко мне, я вас спрячу». (дети собираются возле воспитателя, она накрывает их тканью со звездами, музыка все это время звучит) .
К. Ч. : «Как темно и грустно стало вокруг. А давайте прогоним Темноту – Черноту. А как можно прогнать Темноту – черноту? (сказать уходи, включить свет).
-А давайте мы прогоним её своими улыбками. Улыбнитесь друг другу, всем и каждому, смейтесь радостно и задорно (дети улыбаются, смеются, тревожная музыка затихает). Снова стало светло, весело, давайте с вами поиграем в игру «Часы»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)
К. Ч. : «Ну вот мы и прогнали Темноту-Черноту. Стало светло и радостно. За то, что вы такие смелые, я хочу сделать вам подарок: каждому подарить вот такие часики (К. Ч. берет нарисованные на бумаге циферблат часов без стрелок) .
-Ребята, посмотрите, чего не хватает на моих часах (стрелок).
-Это Темнота – Чернота украла стрелки, чтобы мы не могли правильно определять время. Что же делать? (изготовить самим стрелки, вырезать из бумаги). А вы поможете вырезать стрелки? (Да)
-Тогда садитесь за столы.
Дети садятся за столы.
К. Ч. : В моем замке много разных часов. Давайте рассмотрим, какие стрелки есть у часов? (длинная и короткая, минутная и часовая). Покажите длинную стрелку и короткую, проведите по ним пальчиком (дети выполняют задания). А теперь возьмите ножницы и вырежьте по заготовкам стрелки: длинную и короткую (дети выполняют задание) .
Вот какие красивые часы получились. Давайте мы их разложим и полюбуемся ими (дети рассматривают изготовленные часы) :
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам начинать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог –
Нам все часы покажут точно,
Ты понимать учись их срочно,
Чтоб на вопрос: «Который час?»
Ответить мог ты всякий раз».
К. Ч. : «Ну вот, мне пора уходить, ждут меня дела. Вам понравилось путешествие? На прощанье я хочу подарить вам еще один подарок (К. Ч. достает коробку с часам). Таких часов у вас ещё нет. Эти часы солнечные. В солнечную погоду вы сможете использовать их. (Дети рассматривают часы).
Пусть эти часы будут напоминать вам о нашей встрече. До свидания.