Лаптева Лия Семеновна
Конспект НОД «Украшение «Салама» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Продолжить знакомство детей с особенностями национальной культуре праздника народов Саха, ее обусловленностью суровым климатом, обычаям и традициям. Обобщить представление о лошади и его роли. Изготовление украшения «Салама», с техникой крученой веревки - ситии из конского волоса.
Публикация «Конспект НОД „Украшение „Салама“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Задачи: Формировать у детей интерес и уважительное отношение к родному краю, закрепить знания о различных видах деятельности коренных народов севера. Изучить традиционные технологии плетение из конского волоса. Развивать мелкую моторику рук, восприятие, память, внимание. Учить детей правильно держать ножницы, сжимая и разжимая кольца; учить правилам безопасности при работе с ножницами; упражнять детей в резании широкой полоски. Воспитывать усидчивость, старательность, терпение, трудолюбие, умение доводить начатое до конца, испытывать удовольствие от своего труда, видеть его результат
Предварительная работа: беседа наш край родной Якутия, знакомство с народом Якутии.
Материал: Иллюстрации, изображение изделий (из конских волос шляпа, кисти-дэйбиир, сеть из конского волоса, Коврик – соруо, крученая веревка –ситии, салама - украшение, крученая веревка – ситии, салама, разноцветные лоскутки ткани, конский волос, станок из дерева, ножницы.
Структура занятия:
1. вводная часть: беседа, рассматривания иллюстраций
2. Основная часть: Изготовление украшения «Салама» техникой крученой веревки - ситии из конского волоса.
3. Заключительная часть: итог всего занятия, уборка рабочего стола
Ход занятия:
1. Вводная часть
Воспитатель : Ребята давайте немного с вами, поговорим и закрепим наши знания о родном крае. Мы знаем, что мы проживаем в районе крайнего севера, а как называется наш край?
Дети: Якутия
Воспитатель: В нашей Якутии, какие северные народы живут?
Дети: Якуты, Эвенки, Эвены, Юкагиры, Долганы
Воспитатель: Молодцы! Северный народ очень вынослив, они сильные и ловкие. Наши предки, мужчины в основном охотились, занимались рыболовством. Женщины в свою очередь занимались рукоделием, шили, вышивали и вели всю домашнею работу, воспитывали детей. Промышляли оленеводством, разводили лошадей и коров (показ картин).
Воспитатель: Какой национальный праздник вы знаете, которое проводят летом?
Дети: Ысыах
Воспитатель: Праздник "Ысыах" проводили еще наши предки. "Ысыах" это по-нашему встреча нового года. После долгой суровой, холодной зимы, северный народ на празднике "Ысыах" отдыхали, веселились, играли в национальные игры. Перед праздником на самой красивой широкой поляне, ставили праздничный священный "Сэргэ". Сэргэ - это коновязь место для привязывания лошадей в виде столба его украшали разными, цветными лоскутками ткани (воспитатель показывает детям салама) это называется "Салама". Ребята, а какую роль в жизни народов севера играл лошадь?
Дети: ответы детей
Воспитатель: да правильно! Издавна наши предки считали, что Лошадь священное животное его чтили и почитали, ведь он помощник в хозяйстве. Лошади могут выжить в самых суровых условиях зимы. Его используют как средство передвижения и как источник сырья для изготовления одежды и нужной утвари (показ иллюстраций изделия из конских волос) делали сувениры. А мясо, употребляли как источник пищи, из кобыльего молока делают кумыс - это напиток, он очень вкусный и полезный для здоровья. На праздник «Ысыах» коня приводят в праздничном убранстве и привязывают в «Сэргэ».
Воспитатель: Сейчас ребята мы будем делать для сэргэ украшение «Салама». Прежде чем мы начнем делать, я вам предлагаю провести физ. минутку.
Физ. минутка: Лошадка
Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками — то одной, то другой)
Я лошадка — серый бок! (Повороты, ручки на талии)
Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)
Если хочешь — прокачу! (Легкий бег на месте.)
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива. (Взмахи ручками в одну и в другую сторону — показывают какая красивая лошадка)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка — серый бок! (Детки кружатся на месте)
2. Основная часть:
Воспитатель: Работа с конским волосом - один из самых древних техник изготовления изделий у народов Саха- объясняет и показывает детям технику изготовления кручения веревки из конского волоса, (самостоятельная деятельность детей) см. приложение
3. Заключительная часть
Дети совместно с воспитателем соединяют все крученые веревки из конского волоса и украшают разноцветными лоскутками ткани.
Воспитатель: Вот у нас получилось красивое украшение «Салама» МОЛОДЦЫ! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, как старательно трудились. А вам понравилось?
Дети: ответы детей
Дети с интересом и увлечением рассматривают свою работу, вступая в диалог, тем самым закрепляя свои знания, от проведенного занятия.
А сейчас дежурные помогут убрать столы.
Занятие окончено.
Приложение