Олеся Шакирьянова
Конспект НОД «Украшение для оленя. Традиционные способы плетения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие творческих способностей детей посредством овладения навыками плетения. Привлечение внимания детей к заботе и бережному отношению к оленю как к традиционному животному народов ханты и манси.
Задачи:
Образовательная – научить плетению из ниток в три пряди.
Развивающая – совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений).
Воспитательная – повышать мотивацию к творчеству через формирование интереса к культуре ханты и манси.
Методы обучения:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Словесный – рассказ педагога, загадки, диалог.
Наглядный – образец готовой работы, демонстрация мультимедийной презентации.
Материалы и инструменты: игрушка олень, нитки, элемент готового изделия, ножницы, мультимедийная установка для показа презентации «Олени в жизни народов ханты и манси».
Ход занятия:
Организационный момент.
«Приветствие»
Дети стоят на ковре в кругу.
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
Теоретическая часть занятия.
Педагог - Здравствуйте, ребята! Угадайте, кто еще сегодня с нами хочет поздороваться!
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.
Ответы детей.
- Конечно же, это олень!
(Демонстрируется игрушка олененок.) Можете подойти к нему, поздороваться, погладить. Дети подходят к игрушке, гладят, здороваются.
Педагог – Ребята кто хочет рассказать нам об оленях? Где они живут? Как они выглядят?
(Ответы детей)
Педагог – Да, ребята, все верно. Олени живут в нашем краю, они домашние животные нашего коренного населения хантов и манси. Я предлагаю вам посмотреть презентацию об этих замечательных животных.
После просмотра презентации «Олени в жизни народов ханты и манси» педагог обсуждает с детьми:
- Чем питаются олени?
- Для чего ханты разводят оленей?
(Ответы детей)
- Верно ребята, олени питаются ягелем, а зимой чтобы утолить жажду, едят снег. Ханты используют шкуру оленей чтобы шить одежду и утеплять чумы.
- Скажите почему на последних фотографиях олени были так красиво украшены?
- Верно, ханты красиво украшают оленей во время национального праздника «День оленевода». А кто знает, когда проходит этот праздник? (Ответы детей)
- Молодцы ребята, вы хорошо слушали мой рассказ и много знаете об оленях. Давайте мы с вами сейчас превратимся в оленят и поиграем.
Проводится пальчиковая гимнастика
«У оленя дом большой»
У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)
Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)
Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)
В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)
Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)
Дверь открой! (открываем дверь)
Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)
Охотник злой! (изображаем руками ружье)
Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)
Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)
- Что-то наш гость приуныл. Посмотрите ребята: почему так произошло?
(Педагог обращает внимание детей на то что у олененка нет украшения)
- Ребята, а вы согласны помочь олененку? Сделать для него украшение?
- Да согласны, но как это сделать?
- Ребята я вам покажу, и мы все вместе сделаем украшение для нашего гостя.
- Сегодня для работы нам понадобятся ножницы. Повторим правила техники безопасности с ножницами.
Правило первое. Ребята, перед вами два рисунка, вам нужно выбрать верное изображение.
( Дети выбирают верный ответ: передавать ножницы следует кольцами вперед с сомкнутыми концами).
Правило второе. Ребята, перед вами опять два рисунка, вам нужно выбрать верное изображение.
( Дети выбирают верный ответ: не оставлять ножницы на столе с открытыми концами).
Педагог - Не забывайте эти правила и соблюдайте их.
3. Практическая работа.
«Отработка навыка плетения в три пряди на нитках» (25 мин.)
Педагог - Технология плетения косички весьма проста: каждая из двух крайних прядей (полосок) по очереди перебрасывается и укладывается в середину, между двумя другими. Плетение нужно постоянно уплотнять.
(Индивидуальная помощь учащимся).
Педагог - А теперь соберем все косички на одну длинную косу.
(Дети совместно с педагогом одевают малые косы на самую длинную и одевают ее на голову оленя)
Когда дети выполнят половину работы (плетение косички) педагог предлагает им сдетать гимнастику для глаз:
«Солнышко встает»
Вот как солнышко встаёт,
Выше, выше, выше. Движения глазами вверх.
К ночи солнышко зайдёт
Ниже, ниже, ниже. Движения глазами вниз.
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеётся. Дети часто моргают глазами.
А под солнышком нам Дети широко открывают,
Хорошо живётся. А потом закрывают глаза.
Педагог - Вот такая коллективная творческая работа получилось у нас. Как вы думаете: олененку понравилась наше изделие?
(Ответы детей)
Да действительно украшение для оленя вышло на славу! А у меня для вас есть еще одна загадка про родственника оленя :
Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
(Лось)
Автор: С. Чертков.
- Какие вы догадливые сегодня! Давайте поиграем.
«Лось»
Шёл по лесу лось-лось, (ходьба на месте, руки с растопыренными пальцами приставить к голове как лосинные рога)
Дерево тряслось-лось. (руки поднять верх и потрясти)
Бил копытом лось-лось, (ритмичные удары носком ноги об пол, руки имитируют рога)
Мышкам в норке не спалось. (руки к груди как мышиные лапки и потрясти-«мышки дрожат от страха)
Улыбнулся добрый лось, (улыбка и «рога»)
Чтоб всем весело жилось. (руками движения «фонарики» и покружиться на месте)
Рефлексия
- Ребята понравилось вам сегодня наше занятие? А чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Чему научились? Легко ли было заплетать косички? У всех ли получилось? Похвалите себя, погладьте себя и соседа справа, а теперь слева! Молодцы ребята! Отлично сегодня занимались! На этом занятие окончено, всем спасибо за работу.
Уборка рабочих мест.