Анастасия Осипова
План-конспект НОД по аппликации на тему «Украшение головного убора мордовским орнаментом»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развите.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Цель: воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные: знакомить детей с искусством мордовского народа; учить детей вырезать и наклеивать элементы мордовского узора: треугольники, квадраты, полоски; закрепить умение располагать узор на листе (имитация головного убора); закрепить навыки пользования ножницами, кистью и клеем.
Публикация «План-конспект НОД по аппликации на тему „Украшение головного убора мордовским орнаментом“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Одежда, обувь, головные уборы
- Орнамент и узоры
- Орнамент, узоры. Аппликации
- Темочки
Развивающие: развивать творческие и эмоционально-эстетические способности детей.
Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства мордовских умельцев.
Словарная работа: орнамент, панар, коняфкс, пулай.
Предварительная работа: беседа «Мордовия – мой край родной», рассматривание иллюстрированной книги «Мордовский народный костюм», дидактическая игра «Укрась платье мордовским узором», повторение слов, обозначающих предметов одежды по-мокшански.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: предметы мордовской национальной одежды; силуэты головного убора, украшенных мордовскими узорами.
Раздаточный: силуэты головного убора по количеству детей, цветная бумага, ножницы, кисти, подставки под кисти, клей, салфетки (влажная и сухая, клеёнки.
Оборудование: кукла в мордовской национальной одежде, доска, ИКТ.
Методические приёмы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, пояснение, практическая часть.
Наглядный: рассматривание предметов национальной одежды мордовского народа.
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания.
Мотив детской деятельности: пополнение выставки мордовскими головными узорами.
Ход НОД
Звучит мордовская народная музыка. На столе разложены предметы мордовской национальной одежды, на доске бумажный силуэт головного убора, украшенный элементами мордовских узоров, около стола стоит кукла-мордовочка.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, у нас в гостях кукла Маруня. Давайте поздороваемся с ней по-мокшански.
Дети: Шумбрат, Маруня.
Воспитатель: Ребята, в какой республике мы живём?
Дети: Мы живём в Мордовии.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. А как называется наш город?
Дети: Саранск.
Воспитатель: У мордовского народа, как и у других народов нашей большой страны, есть свои обычаи. Традиции и свой неповторимый орнамент или узор, который включает в себя сочетание декоративных элементов. А сейчас давайте рассмотрим небольшую выставку куклы Маруни.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята. Что вы видите пред собой?
Дети: Перед нами одежда, головные уборы, лапти, салфетки.
Воспитатель: Какие цвета больше всего присутствуют в мордовском орнаменте?
Дети: Красный и чёрный.
Воспитатель: Молодцы! Какие основные элементы узора мордовского орнамента?
Дети: Основные элементы узора мордовского орнамента это – квадрат, треугольник, крестики, ромбики.
Воспитатель: На Маруне мордовская одежда. Как называется по-мокшански рубаха?
Дети: Панар.
Воспитатель: Как называется по-мокшанскишерстяной пояс, которым обвязывают рубаху?
Дети: Пулай.
Воспитатель: Как называется по-мокшански женский головной убор?
Дети: Коняфкс.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я вас познакомлю с другими головными уборами.
Дети рассматривают головные уборы по ИКТ.
Воспитатель: А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка.
Тунда виренть куншкасо
Нумолкаесь пек налкси
Ванна истя сон налкси, ванна истя сон чийни.
Овтось нумолонть сасы
Сон сась, сон сасы
Ванна истя сон моли, сон моли сон моли
Ривезись мельгаст капши
Пулосонзо след нарды
Ванна истя сон капши, ванна истя сон нарды.
Звертне вирь куншкас пурнавсть
И киштеме сынь кармасть
Ванна истясынь киштить, ванна истя сынь киштить.
Воспитатель читает произведение из мордовского фольклора, дети выполняют движения, согласно тексту.
Воспитатель: Ребята, вам предлагаю пополнить нашу выставку женскими головными уборами с элементами мордовского орнамента. Посмотрите, на доске какой красивый головной убор. Нравится?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, садитесь за столы.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе у вас лежат разноцветные листы бумаги и у каждого силуэт головного убора. Вы должны вырезать нужные фигуры, составить мордовский орнамент на силуэте, а потом их приклеить. Ребята, вы можете придумать свой узор, но сначала, давайте поработаем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика.
Тя – атяня,
Тя – бабаня,
Тя – цёраня,
Тя – стирня,
Тя – шеерня.
Кштр, кштр, кштр – кяшсь шеернясь.
Дети проговаривают потешку за воспитателем, загибая, поочерёдно свои пальчики.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: А теперь, ребята, садитесь поудобнее и дружно начните работать.
Дети под тихую мордовскую музыку выполняют работу. В ходе её выполнения воспитатель оказывает помощь некоторым детям, подсказывая, направляя, следит за посадкой.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень красивые получились у вас головные уборы. А теперь пополним ими нашу выставку.
Дети вывешивают работы на доске для рассматривания.
Рефлексия.
Воспитатель: Теперь наша выставка пополнилась красивыми мордовскими головными уборами. Скажите, чем мы сегодня занимались?
Дети: Мы украшали головные уборы мордовским орнаментом.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень сегодня старались. А на память кукла Маруня приготовила вам подарки –это раскраски, получайте.
Дети благодарят куклу за подарки.
Воспитатель: Давайте скажем нашей гостье «До свидания» по-мокшански».
Дети: Васедемозонк, Маруня!